Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:51, реферат
Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античной Греции оно развивалось стремительно и систематично, создавая невиданный культ слова и риторики. Возникнув на основе судебных процессов и развития литературного искусства, красноречие очень быстро стало одним из важнейших направлений искусства и науки.
Сам характер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства. Она была гораздо более рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора. Любовь к красивому слову, пространной и пышной эпической речи заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы — в «Илиаде» и «Одиссее».
Истоки
Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античной Греции оно развивалось стремительно и систематично, создавая невиданный культ слова и риторики. Возникнув на основе судебных процессов и развития литературного искусства, красноречие очень быстро стало одним из важнейших направлений искусства и науки.
Сам характер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства. Она была гораздо более рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора. Любовь к красивому слову, пространной и пышной эпической речи заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы — в «Илиаде» и «Одиссее». Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффектна.
Весьма распространенным жанром выступлений в Древней Греции были и судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень большое место, но весьма мало походил на современный. Института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый. Обвиняемый защищался сам: выступая перед судьями, он стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их симпатии на свою сторону. Для этой цели применялись самые неожиданные, на наш взгляд, приемы. Если обвиняемый был обременен семьей, он приводил своих детей, и те умоляли судей пощадить их отца. Если он был воином – он обнажал грудь, показывая рубцы от ран, полученных в боях за родину. Если он был поэтом – он читал свои стихи, демонстрируя свое искусство (такой случаи известен в биографии Софокла). Перед громадной с нашей точки зрения судейской коллегией (в Афинах нормальное число судей было 500, а всего суд присяжных насчитывал 6000 человек) довести до каждого суть логических доводов было делом почти безнадежным: гораздо выгоднее было любым способом подействовать на чувства.
Первые значимые работы по красноречию
написал древнегреческий поэт, философ
и врач Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.). Риторы
из греческих поселений в Сицилии Коракс
и Тисий составили первые систематические
руководства. Позже, вслед за красноречием
судебным, в котором главную роль играло
знание законов и обычаев, в Древней Греции
разрабатываются приемы политического
и художественного красноречия: умение
убедительно излагать свою речь, остроумно
отвечать на вопросы, говорить без подготовки
(используя пункты выступления предыдущего
оппонента), спорить против очевидности,
сбивать и путать противника в споре и
т.п. Именно это направление было основано
и разработано софистами.
Софисты
Главным оружием софистов стали диалектика ситуационных коллизий и парадоксы, образующиеся в силу многозначности даже самых обыденных понятий. Наиболее известными софистами были Протагор из Абдер (ок. 481-411 гг. до н.э.) и Горгий из Леонтин (ок. 483-375 гг. до н.э.).
Протагор выдвинул следующую философскую концепцию: "Человек - мера всех вещей: существования существующих и не существования несуществующих". Основываясь на ней, он отверг доктрину существовавших до него риторических школ о том, что дискуссия - это средство для поиска истины и отстаивания нравственных принципов. Протагор считал: в споре необходимо ставить перед собой только одну единственную цель - убеждение аудитории в правоте оратора, и для воплощения этой цели следует использовать любые средства. Этот древнегреческий мыслитель, когда его обвиняли в безыдейности и аморализме, парировал эти обвинения тремя аргументами:
1) относительность и временность любого знания;
2) зависимость
человеческих убеждений от
3) от
эмоционального и
Но самым главным представителем софистической риторики считают Горгия. Филострат отметил, что Горгий сделал очень много: „Он первый ввел в тот вид образования, который готовит ораторов, [специальное обучение] способности и искусству говорить и первый стал употреблять
тропы, метафоры, аллегории, превратное соединение слов, применение слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, повторения...". Горгий развил идею Протагора о том, что не может быть абсолютного ("истинного") знания о предмете, а могут быть от этого предмета лишь польза либо вред для конкретного человека, "меры всех вещей". Однако Горгий был не согласен с мнением Протагора о том, что в Природе вообще нет никаких реальных объектов, а те, которые мы наблюдаем, существуют лишь благодаря "нашему мнению о них". Горгий считал, что реальность все-таки существует, просто "наше мнение" не совпадает с ней. И именно поэтому выражающие реальность понятия - какой бы силой убедительности они не обладали - всегда можно опровергнуть, доказав его отдаленность от действительности.
Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Такая высокая культура речи в широком понимании этого термина не могла возникнуть сама по себе. Она стимулировалась теоретическими разысканиями в области ораторского искусства – софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Протагор считался изобретателем „общих мест"; Горгий стал использовать три самые яркие риторические фигуры: параллелизм (исоколон), антитезу и созвучие окончаний; Фрасимах (современник Горгия) первым, как считают, стал разрабатывать вопросы ораторского ритма; Пол и Ликимий, ученики Горгия, занимались вопросами ораторской лексики. В учении софистов большое внимание уделялось семантике, синонимии (Продик), качествам речи. У Диогена мы находим сообщение о разделении у Протагора всякой речи на четыре части: просьбу, вопрос, ответ и приказание. Другие софисты вводили разделение речи на семь частей: повествование, вопрос, ответ, приказание, выражение желания, просьбу и призыв. Среди сочинений Протагора называют: „Искусство спорить", „О борьбе", „О науках", „Повелительное слово", „Прения". Как видим, разрабатываются отдельные аспекты речи.
Софисты, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. Софисты были риторами - платными учителями философии и ораторского искусства.
Успехи в красноречии, по мнению софистов, связаны с огромной работой над техникой речи, над культурой речи, наконец, речь - это нечто индивидуальное, имеющее своеобразные признаки, связанные с учебой, талантом, душевными свойствами. Протагор прекрасно это разъясняет: „Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся, - или, может быть, (иногда) они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны". Качества речи и строгая композиция ассоциировались с гармонией человека, а семантика, значение слова - с субъективными, индивидуальными началами, духовным миром. Нередко богатая инструментовка речи может наиболее эффектно впечатлить аудиторию – именно это и использовалось софистами. Сила слова ставится во главе - Горгий в «Похвале Елене» пишет: „Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить".
Софисты, будучи представителями нового
течения эстетической мысли, выраставшего
из глубин социально-исторических судеб
Греции второй половины V в. до н. э., отмечает
А. Ф. Лосев, преодолели старый космологический
период античной философско-эстетической
мысли, являясь представителями средней
(зрелой) классики. Именно в это время мелкий,
свободный собственник становится на
путь экспансии, идет к разрыву с полисным
коллективом, начинает вести завоевательную
политику. В сфере афинской рабовладельческой
демократии также происходит развитие
рабовладельческих аппетитов. Греческая
же аристократия тяготеет к прежним родовым
обычаям и авторитетам. Усложнение социально-политической
обстановки в городах-государствах (полисах)
Эллады - вооруженные конфликты между
греческими полисами, нападения внешних
врагов, ожесточенная борьба аристократов
и демократов, противоречия между этническими
группами, интриги в конкурентной борьбе
торговых кланов - привело к нарастанию
напряженности в общественных отношениях.
Кроме этого, формирующаяся греческая
нация испытывала гигантский рост пассионарности.
В аудиториях и на площадях закипели жаркие
дискуссии по самым различным вопросам.
Эмоции переполняли спорящих, даже если
предметом обсуждения являлись проблемы
естествознания или философии. В государстве
рабовладельческой демократии создалась
особая атмосфера для расцвета красноречия.
Оно становится существенным моментом
общественной жизни и орудием политической
борьбы. На первый план выходят проблемы
человека, проникновение в его субъективные
начала, в его психологию, в его переживания.
Представителями этого направления и
были софисты – основные взгляды на красноречие
софистов отражали их философские воззрения
на человеческую сущность и окружающий
мир. Эти взгляды, а также практические
нужды (составление речей для нужд граждан,
исследования практиков языка и стилей
выступлений) создали предпосылки для
возникновения теорий Платона и Аристотеля,
для систематизации, дальнейшего развития
и углубления суждений, превращения их
в теорию, а также оказали большое влияние
на таких известных ораторов, как Лисий,
Исократ.
Риторика Лисия
Самым выдающимся афинским оратором классической
эпохи в области судебного красноречия
был, несомненно, Лисий (ок. 415—380 гг. до
н. э.). Отец его был метеком (свободным,
но не имевшим гражданских прав человеком)
и владел мастерской, в которой изготовлялись
щиты. Будущий оратор вместе с братом учился
в южно-италийском городе Фурии, где слушал
курс риторики у известных софистов. Примерно
в 412 году Лисий возвратился в Афины. Афинское
государство в это время находилось в
трудном положении — шла Пелопоннесская
война, неудачная для Афин. В 405 году Афины
потерпели сокрушительное поражение.
После заключения унизительного мира
к власти пришли ставленники победившей
Спарты, «30 тиранов», проводившие политику
жестокого террора по отношению к демократическим
и просто бесправным элементам афинского
общества. Большое состояние, которым
владели Лисий и его брат, было причиной
расправы над ними. Брат Лисия был казнен,
самому оратору пришлось спасаться бегством
в соседнюю Мегару. После победы демократии
Лисий вернулся в Афины, но получить гражданские
права ему так и не удалось. Первой судебной
речью, произнесенной Лисием, была речь
против одного из тридцати тиранов, виновного
в смерти его брата. В дальнейшем он писал
речи и для других лиц, сделав это своей
главной профессией. Всего ему приписывалось
в древности до 400 речей, но до нас дошло
только 34, причем не все из них подлинные.
Подавляющее большинство сохранившихся
относятся к жанру судебных, но в сборнике
мы находим и политические, и даже торжественные
речи — например, надгробное слово над
телами воинов, павших в Коринфской войне
395 — 386 годов. Характерные черты стиля
Лисия четко отмечаются древними критиками.
Изложение его просто, логично и выразительно,
фразы кратки и построены симметрично,
ораторские приемы изысканны и изящны.
Лисий заложил основу жанра судебной речи,
создав своеобразный эталон стиля, композиции
и самой аргументации — последующие поколения
ораторов во многом ему следовали. Особенно
велики его заслуги в создании литературного
языка аттической прозы. Мы не найдем у
него ни архаизмов, ни запутанных оборотов,
последующие критики (Дионисий Галикарнасский)
признавали, что никто впоследствии не
превзошел Лисия в чистоте аттической
речи.
Риторика Исократа
Что в жанре судебного красноречия сделал Лисий, то в жанре торжественного красноречия сделал Исократ (ок. 436— 338 гг.), происходивший из зажиточной прежде, но разорившейся афинской семьи.
Смолоду он тоже был вынужден избрать себе профессию логографа, впоследствии открыл ораторскую школу с высокой платой за обучение, из которой вышли многие политики, ораторы и писатели. Школа Исократа была одновременно чем-то вроде политического кружка с идеями и настроениями, враждебными афинской демократии (чему немало способствовал аристократический состав учащихся), поэтому глава школы неоднократно обвинялся в “развращении юношества”.
Литературная деятельность Исократа по времени совпала с политическим кризисом греческого общества и ожесточенной классовой борьбой в греческих городах, где попеременно брали верх то демократические, то олигархические элементы. Следствием ее было увеличение числа безработных и разорившихся людей. Бесконечные междоусобные воины не привели к устойчивой гегемонии какого - нибудь одного из греческих государств и только истощили их экономический и политический потенциал. Воспользовавшись создавшимся положением, македонский царь Филипп сумел в 338 году нанести сокрушительное поражение объединившимся против него полисам и установить над Грецией политический контроль.
В таком сложном переплетении политических и социальных противоречий Исократ выдвинул в своих речах, распространявшихся в письменном виде, политическую программу спасения Эллады. Впервые он выступил с ней в своей речи “Панегирик” в 380 году; суть ее заключалась в том, чтобы объединить силы греков для борьбы против варваров — то есть для завоевания Персии. В дальнейшем он обращался с этой идеей к различным монархам и тиранам Греции. Последний, к которому он обратился, Филипп II, действительно начал готовить этот поход, завершить который ему не удалось(это выполнил его сын, Александр Македонский). Исократ практически стал идеологом промакедонской партии в Афинах, вокруг которой группировались в основном граждане из зажиточных кругов.
Приемы ораторского искусства Исократа развивают принципы, выдвинутые Горгием. Особенностью стиля Исократа являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легкодоступные для понимания. Для его стиля характерно также ритмическое членение речи, плавность которой достигалась тщательным избеганием так называемого зияния – стыка гласных в конце слова и в
начале другого.
В школе Исократа были выработаны основные принципы композиции ораторского произведения, которое должно было содержать следующие части:
1) введение, целью которого было привлечь внимание и благожелательность слушателей;
2) изложение
предмета выступления,
3) опровержение
доводов противника с
4) заключение,
подводящее итог всему
Как мастер красноречия, Исократ считался
в древности высшим авторитетом – о популярности
его произведении говорит большое количество
отрывков из его речей, найденных на папирусах.
Его литературное наследие ближе всего
стоит к тому, что мы сейчас называем публицистикой.
Бесспорная заслуга Исократа состоит
в совершенствовании стиля письменной
речи, отличия которой от устной подчеркивает
Аристотель: “Один слог для речи письменной,
другой для речи в споре, один для речи
в собрании, другой для речи в суде. Надо
владеть обоими”. Но крупнейший римский
теоретик красноречия Квинтилиан сознавал
недостатки, свойственные литературному
творчеству Исократа, о чем говорит его
оценка: «Стиль Исократа полон многочисленных
украшений и отличается большой гладкостью
в различных жанрах ораторского искусства...
Он тренирован скорее для арены, чем для
поля боя...» В какой-то мере это понимал
и сам оратор, когда писал в речи “Филипп”:
“Для меня не осталось скрытым, насколько
большей убеждающей силой обладают речи
произносимые по сравнению с речами, предназначенными
для чтения...”