Риторика Ломоносова

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:43, реферат

Описание работы

Поэтическая слава М. В. Ломоносова непрестанно росла. В 1750 и 1751 годах он пишет трагедии "Тамира и Селим" и "Демофонт". Первое издание стихов М. В. Ломоносова было выпущено Академией в 1751 г. Вне Академии на М.В. Ломоносова начинают смотреть, главным образом, как на поэта. Профессору химии приходится оправдываться у своих высоких покровителей и любителей поэзии .в том, что он тратит время на физику и химию. "Полагаю, -- пишет он в письме к И. И. Шувалову 4 января 1753 г.,--что мне позволено будет в день несколько часов времени, чтобы их, вместо бильяру, употребить на Физические и Химические опыты, которые мне не токмо отменою материи вместо забавы, но и движением вместо лекарства служить имеют, и сверх того пользу и честь отечеству конечно принести могут едва меньше ли первой".

Работа содержит 1 файл

ломоносов.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Рассматривая плавность  течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных  периодов, чередование ударений, воздействие  на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение  в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.

Последняя, третья часть "Руководства" называется "О  расположении" и повествует о  том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей. "Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом?

Храброго вождя  искусство состоит не в одном  выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков". И далее Ломоносов на многочисленных примерах поясняет сказанное.

Посмотрим теперь, как  сам ученый на практике применял вышеизложенное в своих публичных выступлениях. Современники свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. Это признавали даже его недруги. Враг ученого Шумахер писал одному из своих корреспондентов: "Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве". Здесь сквозь явное недоброжелательство просматривается невольное признание риторических способностей.

"Слова" и "Речи" ученого всегда привлекали множество  слушателей и проходили с неизменным  успехом. Известный русский просветитель  Н.И. Новиков вспоминал, что  слог Ломоносова "был великолепен,  чист, тверд, громок и приятен", а "нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять острые шутки".

В качестве иллюстраций  ораторского искусства Ломоносова, его умения образно и интересно  рассказывать об успехах и достижениях  науки, понятно объяснять дотоле неизвестное рассмотрим два примера. Первый - "Слово о пользе химии, в публичном собрании императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года говоренное Михаилом Ломоносовым". Начинается оно так: "Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит... Приятное и полезное упражнение, где способнее, как в учении, сыскать можно? В нем открывается красота многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств... Им обогащающийся никого не обидит затем, что неистощимое и всем общее предлежащее сокровище себе приобретает".

Говоря о пользе учения, о необходимости приобретения знаний, ученый показывает, насколько  образованный человек отличается в  лучшую сторону от невежественного. И призывает учиться, познавать новое.

"Представьте, что  один человек немногие нужнейшие  в жизни вещи, всегда перед  ним обращающиеся, только назвать  умеет, другой не токмо всего,  что земля, воздух и воды  рождают, не токмо всего, что  искусство произвело чрез многие веки, имена, свойства и достоинства языком изъясняет, но и чувствам нашим отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает. Один выше числа перстов своих в счете производить не умеет, другой не токмо... величину без меры познавает, не токмо на земли неприступных вещей расстояние издалека показать может, но и небесных светил ужасные отдаления, обширную огромность, быстротекущее движение и на всякое мгновение ока переменное положение определяет... Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится; один ясного познания приятным сиянием увеселяется, другой в мрачной ночи невежества едва бытие свое видит?"

 

Заключение

Культура речи является выражением того идеала языковой культуры, который складывается усилиями многих поколений и находит свое воплощение в литературном языке. Именно писатели с их трепетным и вдумчивым отношением к слову, его оттенкам и звучанию формируют в своих произведениях нормы литературного языка. С появлением литературного языка появляется и культура речи, которая формирует культуру отношений и более того - систему ценностей. Литературный язык - это то, что в языковом плане объединяет нацию. Культура речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень - образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость к произведениям искусства, скромность... По тому, как человек строит речь, подбирает слова, можно судить о его нравственных и деловых качествах. Чем выше общая культура говорящего, тем больше его речь будет соответствовать нормам литературного языка.

Большой вклад в  развитие культуры речи и развития русского литературного языка внес М.В. Ломоносов. Во всех суждениях о  нормах произношения и правописания Ломоносов прогрессивен, глубокомыслен и проницателен. В 1748 г. Ломоносов выпустил в свет "Краткое руководство к красноречию" (кн. 1 "Риторика"). В первой части, носившей название "Изобретение", ставился вопрос о выборе темы и связанных с ней идей. Вторая часть -- "О украшении" -- содержала правила, касавшиеся стиля. Самым важным в ней было учение о тропах, придававших речи "возвышение" и "великолепие". В третьей -- "О расположении" -- говорилось о композиции художественного произведения. В "Риторике" были не только правила, но и многочисленные образцы ораторского и поэтического искусства. Она была и учебником и вместе с тем хрестоматией

Информация о работе Риторика Ломоносова