Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 01:48, реферат
РИТОРИКА - наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и о 3 средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое время (в России М.В. Ломоносов).
Риторика Ломоносова
РИТОРИКА - наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и о 3 средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое время (в России М.В. Ломоносов).
В своем учебнике М.В. Ломоносов излагает основы рациональной риторики: "В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые указывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорит должно; другие учат, как изобретенное украшать, третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части --- на изобретение, украшение и расположение".
Ораторскому искусству можно научиться. Для желающих овладеть им Ломоносов и написал свою «Риторику», которая имела принятое по тем временам такое длинное название: «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». (Вторая и третья книги Ломоносовым написаны не были.)
Во введении ученый пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению...
К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое - природные дарования, второе - наука, третье - подражание авторов, четвертое - упражнение в сочинении, пятое - знание других наук».
Пересказать подробно
«Риторику» Ломоносова трудно, так
как этот объемистый труд содержит
около трехсот страниц текста.
На них - различные риторические правила;
требования, предъявляемые к лектору;
мысли о его способностях и
поведении при публичных
Отметим основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни.
«Риторика есть учение о красноречии вообще... В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение».
Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения.
Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее.
При публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит:
1) чтобы в подробном
описании частей, свойств и обстоятельств
употреблять слова избранные
и убегать (избегать) весьма подлых,
ибо оне отнимают много
2) идеи должно хорошие
полагать напереди (ежели натуральный
порядок к тому допустит), которые
получше, те в середине, а самые
лучшие на конце так, чтобы
сила и важность
Далее Ломоносов пишет о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное воздействие часто может оказаться сильнее холодных логических построений.
Страстию называется сильная чувственная охота или неохота... В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно:
1) состояние самого ритора
2) состояние слушателей
3) самое к возбуждению
служащее действие и сила
Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей:
1) когда слушатели
знают, что он добросердечный
и совестный человек, а не
легкомысленный ласкатель и
2) ежели его народ любит за его заслуги
3) ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен».
Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов.
Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его.
Во второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов говорит об украшении речи. Рассматривая плавность течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.
Последняя, третья часть «Руководства» называется «О расположении» и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей.
Современники свидетельствуют,
что Ломоносов был выдающимся
ритором. Это признавали даже его
недруги. Враг ученого Шумахер писал
одному из своих корреспондентов: «Очень
бы я желал, чтобы кто-нибудь другой,
а не господин Ломоносов произнес
речь в будущее торжественное
заседание, но не знаю такого между
нашими академиками. Оратор должен быть
смел и некоторым образом нахален.
Разве у нас есть кто-либо другой
в Академии, который бы превзошел
его в этом качестве». Здесь сквозь
явное недоброжелательство
«Слова» и «Речи» ученого всегда привлекали множество слушателей и проходили с неизменным успехом. Известный русский просветитель Н.И. Новиков вспоминал, что слог Ломоносова «был великолепен, чист, тверд, громок и приятен», а «нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять острые шутки».