Риторика как предмет и наука. Предметы и задачи курса. Невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:57, реферат

Описание работы

Риторика - классическая наука о целесообразном и уместном слове - востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.
Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.

Содержание

Содержание
Введение
1. Предмет риторики как науки
2. Структура риторики
3. Функции риторики
4. Невербальные средства общения
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по РИТОРИКЕ.docx

— 44.80 Кб (Скачать)

движения  рук неприятны, приедаются, надоедают  и раздражают».

     Как видно из цитаты, - Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А. Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

     Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

     В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические,

эмоциональные, указательные, изобразительные и  символические. 
 
 
 

Заключение

     Итак, мы определили предмет риторики как науки, рассмотрели структуру риторики, функции риторики и невербальные средства общения.

     В перспективе, по-видимому, следует ожидать превращение риторики как современной семиотической дисциплины в более «точную» науку, в той мере, в какой критерий точности применим к гуманитарным наукам. Это должно осуществиться посредством детального количественного и качественного описания закономерностей устройства всех существующих типов текста и речевых жанров. Возможно создание подробных каталогов типов преобразований плана выражения и плана содержания, описание всех возможных структурных типов естественноязыковых аргументов. Интересно также исследование прогностического потенциала риторики - насколько исходя из возможностей дисциплины можно предсказывать качества появляющихся в связи с возникновением новых сфер социальной практики новых речевых жанров и типов текстов.

     Риторика при правильном ее использовании является эффективным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием. Здесь важная роль принадлежит дидактической риторике. Знание основ дисциплин риторического цикла позволит распознать демагогические и манипулятивные пропагандистские приемы в средствах массовой информации и в приватной коммуникации, а, следовательно, эффективно защищаться от них. 
 
 
 

Список  используемой литературы:

1. Волков  А.А. Курс русской риторики. - М., 2006. - С. 480.

2. Дюбуа Ж., Эделин Ф.,Клинкенберг Ж. Общая риторика. - М., 2006. - С. 360.

3. Граудина  Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989. - С. 310.

4. Топоров  В.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи. М., 1990. - С. 420.

5. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика. - М., 2005. - С. 478.

6. Зарецкая  Е.Н. Риторика. Теория и практика  языковой коммуникации. М., 2002. - С. 480.

7. Ивин  А.А. Основы теории аргументации. М., 2005. - С. 352.

8. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. М., 2002. - 416.

9. Рождественский  Ю.В. Принципы современной риторики. - М., 2003. - С. 176.

10. Рождественский  Ю.В. Теория риторики. - М., 2006. - С. 512.

11.Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. - 1991. - № 4.

12. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Современная

риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1996. 

13. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык.

Энциклопедия. - М. , 1998. 

14. Далецкий Ч. Практикум по риторике. - М. , 1996. 

15 Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. —

Нижний  Новгород, 1992. 

16.Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Русская речь. - 1991. - № 4. 
 
 
 
 

Информация о работе Риторика как предмет и наука. Предметы и задачи курса. Невербальные средства общения