Риторический пафос

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Риторический пафос определяется эмоциями оратора (Аристотель часто говорил о ложном пафосе, вызывающем комический эффект). Риторический пафос описывается как волевая категория (пафос — страсть), основной мотив которой — стремление к тому, чтобы аудитория приняла решение. В этой ситуации возникает воля к конструированию дей­ствительности с помощью слова. Риторический пафос есть соединение общего пафоса и ораторской эмоции. Общий пафос бывает героическим, сентиментальным, романтическим, натуралистическим и ироничес­ким.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПАФОСА В РИТОРИКЕ 5
2. РИТОРИЧЕСКИЙ ПАФОС В ДИАЛОГЕ 7
3. ПАФОС В ИСКУССТВЕ ОРАТОРСТВА 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
ПЛАН И ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ТЕМУ: «ТЕРРОРИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

Риторический пафос 1.doc

— 118.00 Кб (Скачать)


2

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                              3

1. СУЩНОСТЬ ПАФОСА В РИТОРИКЕ                                                        5

2. РИТОРИЧЕСКИЙ ПАФОС В ДИАЛОГЕ                                          7

3. ПАФОС В ИСКУССТВЕ ОРАТОРСТВА                                                        10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                15

ПЛАН И ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ТЕМУ: «ТЕРРОРИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»                                                                                                                17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                            24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Риторический пафос определяется эмоциями оратора (Аристотель часто говорил о ложном пафосе, вызывающем комический эффект). Риторический пафос описывается как волевая категория (пафос — страсть), основной мотив которой — стремление к тому, чтобы аудитория приняла решение. В этой ситуации возникает воля к конструированию дей­ствительности с помощью слова. Риторический пафос есть соединение общего пафоса и ораторской эмоции. Общий пафос бывает героическим, сентиментальным, романтическим, натуралистическим и ироничес­ким.

Пафос, т.е. эмоции мы реализуем в выступление через тон голоса и невербальный язык. Эти эмоции пробуждают у аудитории такой же отклик. Как уже было сказано,  логос способствует активизации пафоса (понятно, что выступающий должен уметь устанавливать благожелательные отношения с аудиторией). Этому служат преамбула, которая привлекает внимание аудитории, и настраивающий визуальный контакт; они являются ключами пафоса. В свою очередь, вызванный у аудитории пафос усиливает пафос самого выступающего. В большинстве случаев аудитория реагирует молча, но жесты аудитории выявляют ее эмоционально-оценочную реакцию.

Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.

Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ ПАФОСА В РИТОРИКЕ

 

Пафос (греч. πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением.

Категория впервые была полно разработана Аристотелем, который наряду с пафосом выделял такие элементы риторики, как этос и логос. В трактовке Аристотеля, пафос представляет собой приём, при котором эстетика повествования передается через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей. Используя пафос, оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные.

В более позднем представлении, в работах Гегеля, понятие пафоса расширилось, включая не только трагическую, но и торжественную возвышенную эстетику. Выделяют пафос героический, трагический, романтический, сентиментальный и сатирический. К пафосу традиционно прибегают авторы од, эпосов, трагедий.

Риторический пафос определяют эмоции оратора. Риторический пафос - это волевая категория, главный мотив которой, - стремление к тому, чтобы аудитория приняла желаемое оратором решение. В данной ситуации появляется воля к конструированию реальности посредством слова. Риторический пафос – это соединение общего пафоса и ораторской эмоции.

Общий пафос бывает ироническим, натуралистическим, романтическим, героическим и сентиментальным. Оратор создает свой образ посредством речи.

Иронический пафос демократичен. Однако в больших «дозах» он может быть разрушителен, т. е. привести к результату, прямо противоположному тому, который хотел получить оратор. Поэтому применение его опасно, так как главная задача оратора - достичь согласия с аудиторией с помощью диалога.

Натуралистический пафос допускает, что публика ставится на реалистические позиции - того, что осязаемо, видно. Частное имя противопоставлено абстрактным идеям, в результате этого образуется общее, стандартное восприятие реальности. Натуралистический пафос ведет к критицизму, к стагнации действий. Если хотят воспрепятствовать принятию решения, то, как правило, прибегают именно к этому типу пафоса.

Романтический пафос включает рефлексию, при этом предполагает необходимость выбора, так как в нем в явном виде присутствует мотив хаоса. Романтический пафос используется в том случае, если вы хотите настроить аудиторию на принятие сильного решения. Например, обстоятельства – мотив (исключительность человека) - необходимость решения.

Героический пафос исключает внутреннюю рефлексию и делает своим героем личность в трагической ситуации. Для героического пафоса характерен соответствующий набор слов - высокий стиль и исключительность персонажей. Аристотель призывал обращаться к молодежи с героическим пафосом.

Антипод героического пафоса - сентиментальный пафос, соотносящийся с рефлексирующим человеком, который разбирает мотивы своих поступков и переживает их. Для того чтобы приостановить творческую активность, надо использовать сентиментальный пафос, так как он мешает принятию решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РИТОРИЧЕСКИЙ ПАФОС В ДИАЛОГЕ

 

Пафос есть содержательное намерение любого диалога, определяемое целью, с которой ведется данный диалог. Всякий диалог ценится по его результативности, т. е. по тому, в какой мере реализовано содержательное намерение диалога. Диалог считается успешным, если его пафос получил удовлетворительное выражение в обмене репликами и диалог достиг цели.

Содержательное намерение диалога может быть удовлетворено в зависимости от интересов участников диалога. Эти интересы, сталкиваясь, как правило, не совпадают. Но в результате столкновения семантика диалога видоизменяется и возникает новый смысловой результат.

С точки зрения отдельного участника диалога содержательное намерение, как правило, не совпадает с результатом диалога. Ориентируясь на свою цель, участник диалога может сказать, добился он своей цели или нет.

С точки зрения целей диалога пафос состоит не в том, чтобы один из участников добился цели, а в том, чтобы диалог был эффективен как общее словесное действо всех участников. В результате диалога выигрывает (или проигрывает) либо общество в целом, либо его часть.

Например, собрание может быть увлечено оратором и принять решение, выгодное оратору, но невыгодное всем. Собрание может не принять решения и этим обеспечить общую выгоду, хотя отсутствие решения может не входить в цели отдельных ораторов. Это значит, что пафос диалога не то же самое, что пафос монолога.

Качество диалога состоит в его интенсивности т. е. наименьшем количестве реплик, потребных для завершения диалога, в целенаправленности диалога с точки зрения условий, предоставляемых ему этосом и с точки зрения принципиальной направленности на тот или иной тип общественного интереса .

Так, лицо, управляющее дебатами, стремится, во-первых, обсудить и исчерпать вопрос как можно меньшим количеством выступлений и их краткостью, во-вторых, не позволяет участникам отойти от темы и, в-третьих, добиться глубокого решения вопроса, т. е. учесть все интересы и суждения и соединить их конструктивной мыслью или решением.

Эти три аспекта пафоса делают дебатирование искусством. В любом диалоге скрыто искусство организации дебатирования. Пафос диалога организует через искусство дебатирования пафос конкретного монолога.

Пафосы трех видов диалогов, различаемых по интенсивности, можно назвать пафосом деловитости , пафосом решимости и пафосом формировани человека . Эти три вида пафоса определяют общий успех диалога и лиц, ведущих дебаты и участвующих в них. Назовем сочетание этих пафосов пафосами успеха . От ведения этих диалогов в их комбинации зависит успех дела и честна карьера людей. Лица, способные владеть этим с достаточной полнотой, есть лица, определяемые как лидеры. Воспитание лидеров строится на том, что такие люди, несмотря на то, к какому сообществу они принадлежат (уголовному, политическому, хозяйственному, культурному и пр.), являются руководителями, создателями организаций, людьми, от которых зависит жизнь и успех других людей.

Пафос деловитости, как видно, есть коммуникабельность, проницательность, дружественность. Этот вид пафоса более всего связан с риторическим талантом. Человек как бы может родиться с этим пафосом. Карнеги считает этот вид пафоса основой делового успеха. В определенном смысле это верно. При отсутствии соответствующих способностей, например, при врожденной боязни вступать в контакты, а главное, при врожденной неспособности правильно и глубоко поставить вопросы и понять само дело и ситуацию, в которой дело находится, очень трудно далее поддерживать отношения и сохранить дружбу, так как с людьми непонятливыми дружат только люди сострадательные.

С другой стороны, развитие пафоса деловитости в направлении дружественности и коммуникабельности для людей от природы стеснительных требует больших нервно-психических усилий, что ведет к стрессам и нервному истощению и, главное, может оказаться пустым делом без врожденной проницательности, так как дружественность и коммуникабельность дают только установление и поддержание отношений, но не могут развить отношение по существу дела.

Пафос управления с риторической точки зрения состоит не в том, чтобы отдавать команды и тем изменять состояние системы (социальной), а в том, чтобы, наоборот, поддерживать состояние социальной системы в условиях постоянно наступающих изменений. Это, так сказать, пафос постоянного созидания и поддержания социальной системы.

Таким образом, пафос современного изобретения в управлении состоит в том, чтобы: а) переходить с уровня на уровень управления; б) предлагать на каждом уровне свой тип решения и проводить его в жизнь; в) решения на каждом уровне должны быть различными по риторическому изобретению, но согласованными по цели управления и его пафосу поддерживать социальную структуру в статическом состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПАФОС В ИСКУССТВЕ ОРАТОРСТВА

 

Связи с общественностью (public relation) есть пропаганда новшеств как риторическое изобретение и риторические действия в реализации каждого вида пафоса. Дело в том, что для того, чтобы провести в жизнь пафос целесообразности в его управляющей и стилеобразующей направленности, необходимо убедить население или его группы в целесообразности стабилизации или обновления или изменения объектов социального управления (больших сообществ, населения государств, общественных групп). Без этого невозможна динамика общественной жизни. Связи с общественностью, или пропаганда, существовали в Афинах времен Перикла и ранее в Спарте времен Ликурга, в Риме во времена Катона и Цицерона, во времена проповеди христианства, во времена разработки церковной догматики Вселенскими соборами. Только особыми связями с общественностью (или пропагандой) можно объяснить движения гуннов и алан, движения предков мадьяр, монголов, смену династий в Китае, пленение императора самурайскими кланами в Японии, крестовые походы и т. д.

Ораторы - создатели крупных исторических движений. Они действуют в направлении смены и стабилизации структур обществ.

Только благодаря высокой дифференцированности общественных структур любые самые маленькие начинания, вплоть до открытия пивного ларька, требуют пропаганды, разумеется, в своих масштабах, со своей идеологией и идеями. Поэтому данный термин связи с общественностью сейчас вошел в обиход. Последовательно и энергично проведенные связи с общественностью с использованием необходимых и достаточных диалогов разных видов позволяют существовать общественным структурам.

Информация о работе Риторический пафос