Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:50, реферат
Цель работы – рассмотреть взаимоотношений понятий речевого этикета и вежливости.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
определить специфику русского речевого этикета;
выяснить важность вежливости в речевом этикете;
рассмотреть технику реализации этикетных форм;
дать краткую характеристику речевым дистанциям и табу.
Введение 3
1. Специфика русского речевого этикета 5
2. Речевой этикет и вежливость 6
3. Формулы речевого этикета 10
4. Речевые дистанции и табу 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей:
Дистанция в речевом общении определяется возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм.
В целом выбор диктуется сложным сочетанием внешних обстоятельств общения и индивидуальных реакций собеседников:
Выбор одной из форм обращения зависит не только от формального положения и возраста, но и характера отношений собеседников, их настроенности на определенную степень формальности разговора, языкового вкуса и привычек.
Таким образом, выявляется ты родственное, дружеское, неформальное, интимное, доверительное, фамильярное; Вы – вежливое, уважительное, официальное, отчужденное.
В зависимости от формы обращения на ты или Вы находятся грамматические формы глаголов, а также речевые формулы приветствия, прощания, поздравления, выражения благодарности5.
Табу – это запрет на употребление определенных слов, обусловленный историческими, культурными, этическими, социально-политическими или эмоциональными факторами.
Социально-политические табу характерны для речевой практики в обществах с авторитарным режимом. Они могут касаться наименования некоторых организаций, упоминания некоторых лиц, неугодных правящему режиму (например, оппозиционных политиков, писателей, ученых), отдельных явлений общественной жизни, официально признанных несуществующими в данном обществе.
Культурные и этические табу существуют в любом обществе. Понятно, что запрещена к употреблению матерная лексика, упоминание некоторых физиологических явлений и частей тела.
Пренебрежение этическими речевыми запретами является не только грубым нарушением этикета, но и нарушением закона.
Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, рассматривается уголовным законом как преступление (статья 130 УК РФ)6.
Речевой этикет — это принятые в том или ином обществе, кругу людей правила, нормы поведения, в том числе и речевого поведения (в соответствии с распределением социальных ролей в официальной и неофициальной обстановке общения), которые, с одной стороны, регулируют, а с другой стороны, обнаруживают, показывают отношения членов общества по таким примерно линиям: свой — чужой, вышестоящий — нижестоящий, старший — младший, далекий — близкий, знакомый — незнакомый и даже приятный — неприятный.
В современной, особенно городской культуре, культуре индустриального и постиндустриального общества место речевого этикета коренным образом переосмысляется. С одной стороны, подвергаются эрозии традиционные основы этого явления: мифологические и религиозные верования, представления о незыблемой социальной иерархии и т.п. Речевой этикет теперь рассматривается в чисто прагматическом аспекте, как средство достижения коммуникативной цели: привлечь внимание собеседника, продемонстрировать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать комфортабельный климат для общения.
С другой стороны, речевой этикет остается важной частью национального языка и культуры. Невозможно говорить о высоком уровне владения языком, если это владение не включает в себя знание правил речевого общения и умение применять эти правила на практике.
1 Яицкая Т.В. Русский речевой этикет. – Таганрог: ТГПИ. – С. 11
2 Словарь по этике. – М.: Прогресс, 1999. – С. 18
3 Формановская Н. И. Речевой этикет и вежливость// Рус. словесность. – 2000. – № 3. – С. 70-71
4 Балыхина Т.М., Лысякова М.В. Русский язык и культура речи. – М.: РУДН, 2005. – С. 41-43
5 Осипова М. П., Панасевич 3. М. Вежливость и речевой этикет// Школа человечности. – 2001. – № 4 – С. 15
6 Колесников Н.П., Введенская Л.А. Культура речи. – Рн/Д: Феникс, 2001.- – С. 297