Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:42, контрольная работа
Речевой этикет начал возникать ещё с самых ранних пор, в частности это связывается с возникновением государства. Во время правления царей люди уже знали некоторые основы этикета и старались уважительно относиться к власти.
История возникновения речевого этикета……………………………………3стр.
Речевой этикет……………………………………………………………………3стр.
Повседневный речевой этикет…………………………………………………5стр.
Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование……………………………………………………………………7стр.
Вывод……………………………………………………………………………...11стр.
Кафедра «Социогуманитарных дисцеплин».
.
Контрольная работа
По дисциплине Русский язык и культура речи.
Тема №: «Речевой этикет в повседневной жизни».
План работы:
История возникновения речевого этикета.
Речевой этикет начал возникать
ещё с самых ранних пор, в частности
это связывается с
Даже на пиру великий Хан за столом сидит вот как: его стол намного выше других столов. Садится он на северной стороне, лицом на юг. С левой стороны возле него сидит старшая жена, а по правую руку, намного ниже, сыновья, племянники и родичи императорского роду, а головы их приходятся у ног великого хана. Прочие князья садятся за другие столы, еще ниже. Жены рассаживаются точно так же. Жены сыновей великого Хана, его племянников и родичей - с левой стороны, пониже, а за ними, еще ниже, садятся жены баронов и рыцарей. Всякий знает свое место, где он должен сидеть по порядку, установленному великим Ханом... С этого момента огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и систематизироваться. Можно считать именно эту точку в развитии государства и общества рождением системы норм и правил, регламентирующих и нормирующих поведение человека в обществе, т.е. этикета. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей, школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой
"Словарь по этике" определяет это понятие так: "Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка)
Речевой этикет.
Речевой этикет — важный элемент всякой национальной культуры. В языке, речевом поведении, устойчивых формулах (стереотипах) общения отложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа. А это бесконечно ценно.
Национальная специфика
речевого этикета в каждой стране
чрезвычайно ярка, потому что на
неповторимые особенности языка
здесь, как видим, накладываются
особенности обрядов, привычек, всего
принятого и непринятого в
поведении, разрешенного и запрещенного
в социальном этикете. Порой самым
неожиданным образом
В широком смысле РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И.Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.
Речевой этикет присутствует как в деловой практике, так и в повседневной жизни людей. Но рассмотрим подробнее речь людей в повседневной жизни.
Специфика речевого этикета в том,
что он характеризует как повседневную
языковую практику, так и языковую
норму. Действительно, элементы речевого
этикета присутствуют в повседневной
практике любого носителя языка (в том
числе и слабо владеющего нормой),
который легко опознает эти формулы
в потоке речи и ожидает от собеседника
их употребления в определенных ситуациях.
Элементы речевого этикета усваиваются
настолько глубоко, что они воспринимаются
«наивным» языковым сознанием как
часть повседневного, естественного
и закономерного поведения
С другой стороны, речевой этикет может
рассматриваться с точки зрения
языковой нормы. Так, представление
о правильной, культурной, нормированной
речи включает в себя и определенные
представления о норме в
Итак, требования речевого этикета образуют своего рода иерархию. В какой-то мере они являются неотъемлемой частью активной и пассивной языковой практики каждого носителя языка; с другой стороны, эти требования связываются с определенным уровнем культуры речи, более или менее высоким. Например, каждому носителю языка с раннего возраста известно, что при встрече необходимо здороваться. Далее, ребенку объясняют, что надо здороваться в соответствии с определенными правилами (младший приветствует старшего первый, используя для этого вполне определенные формулы – не Привет или Здорово, а Здравствуйте, или лучше: Здравствуйте, Иван Иванович). Наконец, в дальнейшем носитель языка узнает и о других тонкостях речевого этикета и учится их использовать в своей повседневной практике.
Граница между повседневной речевой практикой и нормой в речевом этикете неизбежно является подвижной. Практическое применение речевого этикета всегда несколько отличается от нормативных моделей, и не только из-за недостаточного знания участниками его правил. Отклонение от нормы или чересчур дотошное следование ей может быть связано с желанием говорящего продемонстрировать свое отношение к собеседнику или подчеркнуть свое видение ситуации. В приведенном ниже примере вежливая форма используется, чтобы подчеркнуть недовольство начальника подчиненным:
– Здрасьте, Любовь Григорьевна! – сказал он в отвратительно галантной манере. – Задерживаетесь?
Больше всего ее напугало то, что к ней обращаются на «вы», по имени-отчеству. Это делало все происходящее крайне двусмысленным, потому что если опаздывала Любочка – это было одно, а если инженер по рационализации Любовь Григорьевна Сухоручко – уже совсем другое. Таким образом, речевой этикет не является жесткой системой правил; он в достаточной мере пластичен, и эта пластичность создает довольно обширное «пространство для маневра».
Повседневный этикет.
Немногие правила речевого этикета в повседневной жизни людей:
Повседневный этикет включает в себя то, как Вы себя ведете на протяжении дня: набор определенных действий, общение с людьми, поведение на улице, в здании и т.д. Когда Вы кого-нибудь приветствуете, не делайте этого автоматически, небрежно Вы можете обидеть того, кому адресовано приветствие. Даже когда Вы равнодушны к человеку, или он Вам не симпатичен, Вы обязаны быть приветливым, непринужденным.
При приветствии нужно каждый раз учитывать конкретные обстоятельства, иметь в виду, кого Вы приветствуете и где.
В общественных местах: в магазинах, на улице, в парке всегда следует здороваться с теми, кого Вы даже очень плохо знаете, или даже знаете только имя. То есть обменялись кивком головы и пошли дальше, каждый в свою сторону.
Вполне уместно приветствовать абсолютно незнакомых людей, если Вы вместе с ними поднимаетесь или опускаетесь в лифте своего дома, встречаетесь на лестничной площадке, в купе железнодорожного вагона.
Когда обгоняете кого-либо на лестнице или коридоре – обязательно извинитесь. Если Вы видите, что кто-то прячет глаза, пытается спрятаться, чтобы не здороваться с Вами, сделайте вид, что не заметили его. Если по какой либо причине Вы не успели ответить на приветствие, или оно было невнятным, то при следующей встрече извинитесь и объясните, что произошло.
Никогда не стоит выжидать, чтобы с Вами поздоровались первым. Если знакомый – Вам ровесник и у него нет формальных оснований первым Вас приветствовать, то в таких случаях более вежлив тот, кто первым поздоровался.
Всегда надо смотреть в глаза
тому, с кем здороваетесь. Не нужно
проявлять демонстративное
Если Вы находитесь на работе или на собрании, то не надо допускать какие-либо различия в приветствиях, относящихся к мужчине и женщине. В такой обстановке все они являются Вашими товарищами.
В наше время напутствия стали традиционными – «До свидания», «Прощайте», «Желаю вам хорошей дороги» и др. Общественных и посещаемых мест очень много и к каждому есть индивидуальный подход.
Театр и кино. «Точность – вежливость королей» - гласит французская поговорка. Это совсем не означает, что другим можно быть неточными. Точность – самое яркое проявление вежливости. Особенно, когда речь идет о театрах и кино, ведь спектакли и фильмы начинаются в точно запланированное время.
Случаются ситуации, когда Вы опаздываете не по совей вине (ЧП в транспорте, задержка на работе.). Как же быть? Главное, заходя в зрительный зал, не мешайте зрителям. В некоторых театрах вход после третьего звонка воспрещен. Опоздавших впускают на ярусы, на балконы. В таких случаях надо стать недалеко от входа, и стоя смотреть спектакль до антракта. Если есть свободные места можно присесть, но на то место которое ближе к Вам, чтобы не мешать остальным. Все делается при одном условии: Ваши перемещения должны происходить бесшумно.
При прохождении контроля, если Вы с женой или знакомой, то Вы идете первым и предъявляете билеты. В ложу следует заходить, когда в зале гаснет свет. В партере места следует занимать не позже третьего звонка. Если Вам надо выйти, и Вы должны потревожить зрителей, извиняться не стоит, достаточно попросить разрешения пройти. Проходя между рядов, до начала спектакля Вы должны проходить лицом к зрителям, а после начала, из уважения к актерам, лицом к сцене.
В театр следует приходить
Во время действия не разговаривайте: делиться мнениями с товарищем следует во время антракта. Не стучите в такт музыке, это некрасиво.
В общественном транспорте. Войдя в трамвай, автобус или троллейбус не останавливайтесь у входа, если не выходите на следующей остановке. К выходу надо готовится заранее. Когда в салоне очень много пассажиров, то за одну остановку до Вашей надо начинать продвигаться к выходу. При этом надо спрашивать у впереди стоящего пассажира, выходит ли он на этой остановке и, в случае отрицательного ответа, попросить пройти.
Обязательно уступайте сидячие места гражданам пожилого возраста, инвалидам и пассажирам с детьми. Сумки, которые носят на плечах, следует снимать с плеча, дабы не мешать другим пассажирам.
В магазинах покупатели часто жалуются на недостаточное внимание и плохое обслуживание, на грубость и пренебрежительное отношение продавцов. Но случается, что и покупатель портит настроение продавцу. Неприятностей не было бы, если и покупатель и продавец были бы взаимно вежливыми и улыбались друг другу.
Собираясь в магазин, следует сменить домашнюю одежду. При входе Вы обязаны пропустить выходящих.Неприлично входить в магазин в рабочей одежде. Продукты нельзя трогать руками. Их следует упаковать, чтобы не вымазать других покупателей. Всегда занимайте очередь и не пытайтесь её обойти. Это невежливо и нечестно. Для того, чтобы посмотреть товар, нужно обратиться к продавцу с соответствующей просьбой. При этом Вы не обязаны покупать вещь, которую посмотрели. В магазине, как и в любом другом общественном месте, не нужно стараться обращать на себя особого внимания, не обсуждать громко никаких проблем. Улыбка, такт, предупредительность с обеих сторон прилавка – залог удачной покупки и хорошего настроения продавца и покупателя.