Автор: Алеся Кондратенко, 07 Ноября 2010 в 11:43, курсовая работа
подчинительные конструкции как на уровне словосочетания
Введение
1 Развитие подчинительных конструкций как проявление синтетизма на разных этапах формирования современного русского языка
2. Мониторинг развития подчинительных конструкций как проявление синтетизма на материале художественных текстов
Заключение
Список использованной литературы
СПП с придаточными
образа действия
Придаточные
образа действия отвечают на вопрос "как?",
"каким образом?". Придаточные являются
присловными и относятся к наречию "так"
или сочетанию "таким образом" в главной
части. Придаточные вводятся союзами ЧТО,
ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО и союзным словом
КАК. Придаточная часть в этом типе предложений
находится в постпозиции и в интерпозиции.
Дюймовочка старалась
убираться так, чтобы
хозяйка её похвалила.
Дюймовочка плакала
так, как будто смерть
ласточки означала и
её смерть. Осознав,
что ласточка жива, она
обрадовалась так, как
никогда раньше не радовалась.
Главная
часть может оказаться
СПП
с придаточными присоединительными
Придаточные присоединительные не отвечают на вопрос, они содержат добавочное замечание и могут быть разделены на два отдельных предложения. Придаточные относятся ко всей главной части и вводятся союзными словами ЧТО, ОТЧЕГО, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ. Придаточная часть в этом типе предложений находится в постпозиции. Эльф опустился перед Дюймовочкой на колено, отчего девочка смутилась. Этот тип СПП практически аналогичен ССП с соединительными отношениями – союзное слово можно заменить на И.
СПП
с несколькими
придаточными
Необходимо
также сказать, что предложения
из двух частей, где одна часть будет
главной, а другая придаточной, встречаются
нечасто. Гораздо чаще в текстах
используются предложения из трех и
более частей, в которых использованы
несколько придаточных.
Можно
говорить о трех типах соединения
придаточных частей с главной.
1.
Все придаточные присоединяются к главной
части, при этом между придаточными связи
нет. Это параллельное подчинение. Придаточные
обычно разнотипны, а если оказываются
однотипными, то соотносятся с разными
словами в главной части. Когда
Дюймовочка увидела
крота (1), она поняла (2),
что не сможет стать
его женой никогда (3). Главная часть
– вторая, первая – придаточное времени,
третье – придаточное изъяснительное.
Между придаточными связи нет.
2.
Все придаточные относятся к главной части,
при этом являются однотипными, связаны
между собой, относятся одому и тому же
слову или одинаково характеризуют главную
часть. Это однородное подчинение. Между
придаточными устанавливается бессоюзная
или сочинительная связь. Ласточка
поняла (1), что Дюймовочка
очень несчастна (2) и
что её никто не любит (3). Первая часть
– главная, к ней относится вторая и третья
– однородные придаточные изъяснительные.
В нашем примере однородность частей устанавливается
просто: между ними стоит союз И, при этом
в обеих частях повторяется союз ЧТО. В
других случаях однородный характер придаточных
может быть не столь очевиден: Когда
вдали показалась страна
эльфов, Дюймовочка
решила, что это сказка
или все ей только снится. Между однородными
изъяснительными придаточными стоит разделительный
союз, но во второй придаточной опущено
союзное средство.
3.
К главной части относится только первое
из придаточных, остальные "по цепочке"
связаны между собой. Это последовательное
подчинение. Крот решил
жениться на Дюймовочке (1),
потому что узнал (2),
что она мало ест(3). К первой, главной
части присоединяется придаточное причины
(второе), а к нему третье – изъяснительное.
Более сложным окажется случай, когда
одна из связанных последовательным подчинением
придаточных частей расположена внутри
другой: Мышь решила (1),
что (2), раз Дюймовочка
убежала (3), надо самой
выйти замуж за крота (2). Внутри второй
части располодено относящееся к ней придаточное
условное.
Заключение
Выполнив
курсовую работу, можно сделать следующие
выводы:
В
древнерусской синтаксической системе
существовал целый ряд сложноподчиненных
предложений, различных по значению. В
целом среди этих сложноподчиненных предложений
можно обнаружить все типы, какие есть
и теперь, т.е. сложноподчиненные предложения
с придаточными времени, условия, причины,
места, цели и т.д.
Следовательно,
различие в этом отношении между
древнерусским и современным
языком заключалось не в том, что
были иные типы сложноподчиненных предложений,
а в том, что в древнерусском
языке в ряде случаев эти предложения
имели иную структуру и иное придаточное
присоединялось к главному иными союзами
нежели теперь.
Проблема
подчинительных связей слов, являющаяся
одной из основных проблем учения о
синтаксическом строе языка,
обогатилась рядом новых понятий. Существенным
поворотом в осмыслении связей слов явилась
идея об их разграничении применительно
к словосочетанию, с одной стороны, и предложению
– с другой. Это привело, во-первых, к необходимости
большей детализации связей в словосочетании
(введение понятия именного примыкания),
во-вторых, к выявлению «новых» связей
сугубо предложенческого характера (введение
понятий координации – связи между подлежащим
и сказуемым, детерминации – связи детерменантов
с предложением в целом, соотношения –
связи между вводными словами и членами
предложения в целом и др.)
Список
использованной литературы
[1]
Современный русский литературный язык:
Учебник/ П. А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П.
Жуков и др.: Под ред. П.А. Леканта. – М.:
Высш. школа, 1982. – 399 с.
[2]
Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П.
Филин. – М.: «Советская энциклопедия»,
1979. – 432 с.
[3] Пименова
С.Я. Об изменениях в языке: различные типы
восприятия и синтаксическая система
// Материалы XXXIV Международной филологической
конференции: 14-19 марта 2005 г., Санкт-Петербург.
– СПб.: Филолог. фак. СПбГУ, 2005. – Вып. 17:
Грамматика (славянский цикл). – Ч.2. –
С.18-26.
[4] Валгина
Н.С. Активные процессы в современном русском
языке: Учебное пособие для студентов
вузов. - М.: Логос, 2003. - 304 с.
[5] Валгина
Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный
русский язык / Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник
для вузов. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.:
Логос, 2002. - 528 с.
[6] Грамматика
современного русского литературного
языка. Под ред. H. Ю. Шведовой. - М.: Логос,
2000. - 605 с.
[7] Академия
наук СССР институт русского языка «Русская
грамматика» — М.: Наука, 1980.
[8]
Современный русский язык. Под редакцией
В. А. Белошапковой. М., 1989
[9] Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» 3-е изд. М, 1990.
Информация о работе Развитие подчинительных конструкций как проявление синтетизма