Работа над подготовкой к выступлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:13, реферат

Описание работы

Первоначальным, особо ответственным и важным этапом является продуманный выбор темы исследования. Предмет и объект научного поиска должны представлять исследовательский, научный интерес, быть актуальными и отличаться новизной, затрагивать текущие проблемы журналистики и намечать перспективные направления исследования.

Содержание

Глава 1. Определение темы выступления 3

Глава 2. Подбор теоретического и практического материала 5

Глава 3. Составление плана выступления 6

Глава 4. Написание текста 7

Глава 5. Практическая подготовка к выступлению 8

Литература 10

Работа содержит 1 файл

работа над подготовкой к выступлению.docx

— 27.29 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный

     университет им. М.К. Аммосова»

     Финансово-экономический  институт 
 
 
 
 
 

     Реферат

     Работа  над подготовкой к выступлению 
 
 
 

     Выполнила:

     Максимова Л.Н.,

     студентка I курса Э(б)-ЭТ-11

     Проверила:

     Печетова  Н.Ю. 
 
 

     Якутск 2012

Оглавление

Глава 1. Определение темы выступления 3

Глава 2. Подбор теоретического и практического  материала 5

Глава 3. Составление плана  выступления 6

Глава 4. Написание текста 7

Глава 5. Практическая подготовка к выступлению 8

Литература 10

 

Глава 1. Определение темы выступления 

     Первоначальным, особо ответственным и важным этапом является продуманный выбор  темы исследования. Предмет и объект научного поиска должны представлять исследовательский, научный интерес, быть актуальными и отличаться новизной, затрагивать текущие проблемы журналистики и намечать перспективные направления исследования.

     Избранная тема необязательно должна содержать  открытие: каждое новое исследование базируется на известных научных  достижениях и результатах, являющихся опорой в поисковой работе, предполагающей новые результаты, самостоятельные  наблюдения и выводы.

     При выборе темы студент исходит из собственных  симпатий, интересов, учитывая в итоге  научные интересы кафедры. Результаты дипломного проекта могут и должны быть полезны для его будущей  работы.

     Тематика  журналистских исследований связана  с анализом социальных, экологических  и других проблем на страницах  периодической печати, в передачах  радио и программах телевидения  с исследованием жанровой специфики  публицистических и литературно- критических  произведений и т.д.

     Результативность  дипломной работы во многом будет  зависеть от взаимного доверия, близости интересов и научных позиций  студента и его наставника. Основой  успеха являются добросовестность, трудолюбие, искренняя заинтересованность, самостоятельность  и ответственность студента.

     Темы  могут быть разные, традиционные и  новые. В любом случае их разработка сопряжена с нелегкой поисковой, аналитической, практической и теоретической  деятельностью. Опыт показывает, что  поэтапное углубление одной и  той же темы — залог успешного  исследования, так как частая смена исследовательских интересов не способствует хорошей специальной подготовке и осложняет выполнение итогового исследования. 

 

Глава 2. Подбор теоретического и практического  материала 

     Следующий шаг работы над речью – сбор материала. Существует несколько секретов, которые могут значительно облегчить  работу на этом этапе.

Первое, что нужно иметь в виду: сбор материала – это не сбор информации. Это не столько чтение книг, сколько  вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому нельзя оставлять сбор информации на последние  один-два дня.

На этапе  сбора материала необходимо стараться  думать о своей теме не только садясь за рабочий стол, а везде: в транспорте, на прогулке – где угодно. При  этом очень полезно все приходящие в голову мысли записывать.

     Сбор  материала - это работа с  уже опубликованными  источниками, освещающими необходимую  тему. Они не содержат в себе практической части, и является обобщением найденной  информации. Чтобы создать качественную работу недостаточно просто переписать из разных книг куски текста, нужно  изучить выбранные источники, своими словами передать основное содержание, подкрепив текст цитатами.

     Собрав  материал по интересующей теме необходимо выделить в нем главное. Последовательно  и логично изложить суть предмета. Такая работа способствует всестороннему  изучению  и глубокому закреплению  материала.

 

Глава 3. Составление плана выступления 

     В теории ораторского искусства под  структурой речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных  частей и отношение каждой части  ко всему выступлению как единому  целому.

     Основными элементами речи в выступлении являются:

      1. Зачин;
      2. Введение;
      3. Основная часть;
      4. Заключение;
      5. Концовка
 

     Каждый  компонент выступления имеет  свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки ораторской речи. Эти особенности обусловлены  спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается  и запоминается то, что дается в  начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется  действием закона первого и последнего места, так называемого "закона края".

     Продумывая  структуру своей речи, выступающий  не должен забывать о поддержании  внимания, которое со временем притупляется, и человек перестает слушать. Составляя свою речь, оратору следует  определить, какой из существующих приемов использовать:

    • обращение к слушателям с неожиданным вопросом;
    • прерывание речи, использование паузы;
    • вопросно-ответный ход;
    • примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения

 

Глава 4. Написание текста 

     Во-первых, в начале речи коротко остановитесь на том, что послужило толчком  к данному выступлению. В каждом разделе выступления предусмотрите  кульминацию и подход к ней: введение в раздел, констатация, аргументация, кульминация, выводы по разделу, логический переход к следующей части  выступления.

     Во-вторых, делите текст на простые предложения, это очень облегчит для вас  чтение, а для аудитории - восприятие в процессе защиты. Не злоупотребляйте цифрами: их должно быть ровно столько, сколько требуется для объективного взгляда на ситуацию. Кроме того, помните, что обилие цифр может запугать не только слушателей, но и выступающего.

     В-третьих, избегайте использования в тексте малознакомых аудитории слов.

     В-четвертых, найдите золотую пропорцию между  размерами частей текста, отведенными  соответственно для изложения теории и практики. Затем наметьте основные пункты каждой из частей. Раскройте  их, и первоначальная схема наполнится конкретикой и лучше запомнится слушателям, поскольку фактически будет  озвучена... повторно.

     В-пятых, ссылайтесь на чужой опыт, но к месту и с оглядкой на возможную специфическую реакцию аудитории. Старайтесь также избегать в тексте открытых возражений против той или иной точки зрения, сторонники которой будут присутствовать на защите.

В-шестых, в выводах будьте предельно конкретны и убедительны. Усильте концовку обобщающими аргументами и точными завершающими фразами. Выразите уверенность в правоте приведенной аргументации и в том, что, следуя заключительным выводам и предложениям, вы обязательно добьетесь желаемого результата.

 

Глава 5. Практическая подготовка к выступлению 

      По  словам Цицерона, оратор должен  с  молодых лет ежедневно упражняться  в искусстве владения словом, как  атлет упражняется в применении оружия. Замечателен дошедший до нас  факт: Цицерон, готовясь к речи в  суде, дал свободу рабу, принесшему ему известие о том, что заседание  суда отложено, – так он был рад  появившейся возможности ещё  более усовершенствовать свою речь. Знаменитый ритор Гортензий, как  считал Цицерон, "опустился" –  стал небрежно относиться к своему мастерству: говорить, пренебрегая  подготовкой.

     Прежде  всего, прочитайте речь так, как если бы вы уже выступали. Неплохо, если бы затем вы себя записали на магнитофон и послушали, обратили внимание на допущенные недостатки. После этого поработайте  над устранением стилистически  слабых мест. Еще раз просмотрите  вступление и заключение, поскольку  это наиболее важные части вашей  речи. Труднопроизносимые слова прочитайте несколько раз. Последите за своим  дыханием на наиболее ответственных  участках выступления. Теперь отметьте в тексте места, в которых вам  будет необходимо изменить интонацию. Сделайте хронометраж выступления - время чтения текста должно в точности совпадать с тем временем, которое  вам предварительно отведено для  произнесения речи на защите. Предусмотрите 1-2-минутный резерв на случай неожиданностей (кашель, дополнительный вопрос по ходу речи, отказ техники, путаница с наглядными пособиями и т. п.). Окончательно выверенный во всех отношениях вариант текста начинайте заучивать.

     Какие специальные ораторские приемы следует  взять на вооружение? Важнейший из них - говорить достаточно громко и  отчетливо, поскольку ясную внятную  речь никто не пропустит мимо ушей, а бормотание себе под нос вряд ли кого убедит. Упомянем и о роли глаз в процессе выступления. Используйте  их для того, чтобы войти в контакт  с аудиторией. Смотрите слушателям прямо в глаза, переводя взгляд с одного лица на другое, слева направо и наоборот. Обычно это побуждает присутствующих тоже не спускать глаз с выступающего и вызывает у них такое чувство, будто он обращается персонально к каждому.

 

Литература: 

  1. Александров Д.Н. Риторика – М: Юнити-Дана, 1996. – 328с.
  2. Апресян Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - М.: Издательство Московского университета, 1969. - 160с.
  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. - 512 с.
  4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 7 - е изд. Испр. И доп. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. - 544 с.
  5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. - М.: "Проспект", 1989. - 419с.
  6. Михальская А.К. Основы риторики. – М: Просвещение, 1996. - 215с.

Информация о работе Работа над подготовкой к выступлению