Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:12, контрольная работа
Каждому человеку необходимо работать над своим голосом. Он должен быть ярким, сочным, четким, привлекать внимание. Прежде всего, важна сила звука, которая зависит от активной работы органов речевого аппарата.
Одно из условий слышимости голоса - его полётность, т.е. умение посылать свой голос на расстояние и регулировать его громкость.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Голос и дикция ………………………………………………………..5
Работа над дикцией……………………………………………………9
Голос……………………………………………………………………9
Заключение ………………………………………………………………...…12
Список использованной литературы ………………………………………..14
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО
«БГПУ им. М. Акмуллы»
«Устное публичное выступление: работа над голосом»
Реферат
по дисциплине русский язык и культура
речи
направление педагогика
профиль социальная педагогика
Абдрахимовой Л.В.
Научный руководитель КФН
доцент Г.Ф.Гибатова
Уфа 2010г.
Содержание :
Введение ………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной
литературы ………………………………………..14
Введение.
Каждому человеку необходимо работать над своим голосом. Он должен быть ярким, сочным, четким, привлекать внимание. Прежде всего, важна сила звука, которая зависит от активной работы органов речевого аппарата.
Одно из условий слышимости голоса - его полётность, т.е. умение посылать свой голос на расстояние и регулировать его громкость.
Имеет значение также гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его. Подвижность голоса - это изменения по высоте тонального уровня.
Каждый
голос характеризуется
Чтобы голос не звучал монотонно, он должен охватывать, по меньшей мере, октаву: четыре ноты выше середины и четыре ниже. Некоторые красноречивые ораторы в своём диапазоне охватывают голосом две или даже три октавы.
Хорошо поставленный голос имеет богатую тембральную окраску. Тембр - окраска звука, яркость, а также мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствуют основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков. Чем их больше, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса.
Наша задача - помочь разработать голос так, чтобы он был подвижным, сильным, звучным, гибким и отзывчивым на малейшие эмоциональные движения души. Надо подготовить голос к повышению нагрузки, сделать его выносливым. Человеку, не прошедшему подготовки, нетренированному, иногда бывает трудно осилить голосовой "бег" на длинную дистанцию.
Пояснения: воспитать, поставить голос - означает развить и укрепить все голосовые данные человека (объём, силу и звучность голоса), отпущенные ему природой. В случаях же неправильного пользования голосом, его искусственного звучания, необходимо отыскать причину этого, найти правильный контакт с дыханием, определить естественный, присущий человеку звук. Может случиться, что человек говорит "ниже", чем это соответствует природе его голосовых данных, и, поскольку он уже привык говорить именно "на низах", не замечает того, что голос его сдавлен, лишён звучности и ограничен в диапазоне. Привычка говорить "не своим голосом" приводит к быстрой и постоянной утомляемости.
Голос должен быть сильным. Что есть «сила
звука»? Это мощь звуковой волны, которая
рождается от амплитуды колебания голосовых
связок. Нужен ли руководителю сильный
голос? Конечно, ведь часто приходиться
выступать в средних и больших аудиториях
без микрофона. Кроме того, сила звука
неверно ассоциируется исключительно
с громкостью. Сила звука – это сила убеждения
помноженная на силу звучания при обязательной
мягкой атаке (мягкое, ненадрывное и ненапряженное
звучание).
Голос
человека очень хрупок. Если руководителю
приходится ежедневно общаться и
при этом звучание голоса не освобождено
от мышечных зажимов (сдавленный голос),
болит шея, он чувствует «першинку» в горле
– это означает, что с инструментом коммуникаций
не все в порядке и им следует заняться
срочно и всерьез.
1.
Голос и дикция.
Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу и тембр вашего голоса важен для вас также, как ваша внешность, манеры и знания. Это тот инструмент, с помощью которого вы донесете свою мысль до других людей, и взаимопонимание между вами и другими людьми зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос с хорошим тембром может привлечь людей на вашу сторону и убедить их в вашей правоте, вы можете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Ваш голос - могущественный инструмент и в тоже время это часть вас самих, поэтому вам следует полюбить свой голос каким бы он ни был, научиться слушать его, наслаждаться им и уделять достаточно времени для развития голоса и совершенствования тембра голоса. Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа, а в некоторых случаях он даже может перечеркнуть все ваши достоинства, тогда как хорошо поставленный уверенный голос с хорошим тембром является ценным средством оказания влияния. Иначе говоря, ваш голос должен содействовать вашей судьбе и вашей карьере, а не портить их, причем это относится отнюдь не только к политическим деятелям или к другим публичным людям, а и к людям обычных профессий, ибо каждому из нас приходится говорить с людьми для осуществления своего волеизъявления или для защиты своих интересов и целью такого общения является получение от людей той реакции, которая вам нужна. Очевидно, что бессмысленно говорить «в пустоту». Нас интересует, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова подействовали, дошли до другого человека, а в случае произнесения аффирмаций, что бы они дошли до нас самих.
Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам и только вы можете им воспользоваться. Если есть возможность, запишите свой голос на диктофон и прослушайте запись. Вам понравилось? Вас устраивает тембр вашего голоса? Или вы воскликнули: "Неужели это мой голос?". Когда вы поймете, какие основные элементы участвуют в формировании голоса, вы сможете выработать собственные приемы его улучшения. Голос создается в глубине вашего организма, а не только в области голосовых связок. Глубокое диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань проталкивает воздух сквозь вибраторы, резонирующие ткани и полости, а артикуляторы позволяют вам произносить звуки и слова, и все эти процессы управляются на подсознательном уровне, отражая голосом всю вашу человеческую сущность и то состояние, в котором вы в данное время находитесь. Например, если вы:
- повышаете громкость голоса, то вы волнуетесь;
- повышаете тон голоса, то из-за волнения вы начинаете терять контроль над собой;
- ускоряете темп речи, то вы неуверены в себе;
-
отвечаете, не дослушав
-
взяв трубку беспроводного или
мобильного телефона, начинаете
без цели перемещаться по
- идете по улице быстрым шагом и при этом разговариваете по мобильному телефону, то вы не уважаете себя;
-
услышав телефонный звонок, останавливаетесь,
если вы были в движении, или
устраиваетесь поудобнее в
Есть звуки, основанные на гласных, которые оказывают воздействие на различные органы. Например:
и-и-и - вызывает колебания в голове;
о-о-о - в средней части груди;
э-э-э - в железах и в мозгу,
су-су-су - в нижней части легких;
о-о-о - в диафрагме;
а-а-а - в голове;
у-у-у - в глотке, гортани;
м-м-м - в легких.
Древние традиции утверждают, что в основе Творения Вселенной лежало пять изначальных звуков-ростков: А, У, Э, О, И, игра звучаний которых изменяет ритм Бытия. Этот ритм присущ всем объектам, включая человеческое тело. Ритмические вибрации, возникающие при произнесении мантр, порождают различные состояния ума.
Теория звуков-ростков тесно связана со всей системой мировоззрения. Например, все слоги мантры "Ом мани падмэ хум" ("Спасение в нас самих") соотносятся с медитативными цветами, олицетворяющими различные нравственные составляющие Просветления: ом - белый, ма - синий, ни - желтый, пад - зеленый, мэ - красный, хум - черный. Различные цвета соотносятся с различными проявлениями ума, со стихиями и силами Природы, а различные конфигурации рта при произнесении звуков и возникающие при этом вибрации также соответствуют стихиям, поэтому значимость голоса и дикции выходит далеко за пределы простого общения между людьми.
Прослушав диктофонную запись своего голоса, а также учтя свои собственные субъективные ощущения от своего голоса, вы можете сделать вывод о том, нужно ли вам работать над своим голосом, а если нужно, то в каком направлении. Если вспомнить о том, что процесс генерации голоса управляется на подсознательном уровне, то станет понятно, что плохой голос - это прежде всего ваша ситуация, которую можно "лечить" теми же самыми приёмами перепрограммирования подсознания, которыми исправляются и другие ситуации. А сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто, ибо она формулируется абсолютно прямолинейно - "У меня плохой голос", "У меня гнусавый (резкий, скрипучий, хриплый и т.п. в соответствии с вашими ощущениями) голос". При этом подсознание назовёт вам причины, по которым оно генерирует именно такой голос, и этими причинами чаще всего бывают разрушительные мысли класса гордыни (резкий и слишком громкий - "нечего церемониться с дураками!") или самоуничижения (дрожащий, робкий, слабый - "я недостойный, бедный, несчастный, слабый, больной, ничтожный" и т.п.), хотя могут быть и какие-нибудь другие. В процессе перепрограммирования подсознания вы узнаете то позитивное намерение, во исполнение которого подсознание снабдило вас именно таким голосом, которое обычно бывает весьма достойным (что-нибудь типа "не тратить силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для гордыни) или "уберечь себя от лишних проблем" в остальных случаях).
После
перепрограммирования подсознания
ваш голос может измениться настолько,
что больше никакой корректировки
и не потребуется, но если вам захочется
дополнительных усовершенствований своего
голоса, если захочется придать какой-то
определенный тембр голосу или осуществить
развитие голоса в другом направлении,
то вы можете прибегнуть к помощи соответствующих
упражнений, которые на очищенное от разрушительных
инструкций подсознание будут ложиться
очень хорошо, но в любом случае дальнейшую
работу над голосом целесообразно начать
с постановки правильного речевого дыхания,
которое обеспечит нормальное голосо
и звукообразование, а также музыкальность
речи.
2. Работа над дикцией.
Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот, ибо при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы.