Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:49, сочинение
Сам термин «риторика» впервые появляется в уже упомянутом переводе греческой рукописи «Об образех» в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники на русском языке. Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия, практические же наставления разбросаны по различным памятникам («Пчела», «Домострой», «Жития»).
Понятие и сущность
риторики
Сам термин «риторика» впервые появляется в уже упомянутом переводе греческой рукописи «Об образех» в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники на русском языке. Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия, практические же наставления разбросаны по различным памятникам («Пчела», «Домострой», «Жития»).
В соответствии с
государственным стандартом изучение
курса риторики относится к числу
общепрофессиональных дисциплин по
целому ряду университетских
Две различные традиции и порождают два основных понимания риторики. Первое связано с риторикой как наукой об убеждении, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. Второе понимание опирается на риторику как искусство красноречия: красивость выражения становится высшим мерилом, а позднее и самоцелью риторической практики.
Традиционно риторика относилась к числу наук философского цикла, была тесно связана с иными науками - логикой, теорией аргументации, риторикой. Но с течением времени риторика «переместилась» в цикл наук лингвистических. Такое перемещение, точнее, смещение акцентов, представляется не совсем исторически справедливым. И если уж риторика перестала носить ярко выраженный философский характер, то справедливей не относить ее полностью к лингвистическим, но, скорее, отнести ее к наукам культурологическим в широком смысле слова.
В 1909 г. Шарль Балли
написал в своей «Французской
стилистике», что она «...изучает
выражение в речи явлений из области
чувств и действие речевых факторов
на чувства» . Тем самым были заложены
основы для появления принципиально
новой дисциплины - экспрессивной
стилистики. В самом деле, не очень
трудно выразить мысль, если ее содержание
оформилось уже в интеллектуальной
(логической) сфере сознания. Во всяком
случае, для этого обычно не требуется
каких-то специальных средств, кроме
тех, которые изучают лексика
и грамматика. Но как ясно выразить
словами сложный мир образов
и представлений и еще более
сложный мир чувств во всей их индивидуальности?
И здесь мысль исследователей
неизбежно должна была вновь обратиться
к выразительно-
Следует особо подчеркнуть
возрождение интереса к нашей
отечественной риторике. Напомним об
исключительно содержательном и
добросовестном труде Л. К. Граудиной
и Г. И. Миськевич «Теория и
практика русского красноречия» , об исследовании
В. П. Вомперского и В. И. Аннушкина
. Отметим также издание и
Следует сказать и о возрождающемся интересе к теории аргументации.
Итак, медленно, но неуклонно нарастало понимание того, что успешный опыт использования риторических средств может зависеть не только от таланта и интуиции, но и от незаслуженно забытых теоретических знаний. Это приводит к появлению ряда работ, выражающих прямые рекомендации возродить риторику в той или иной форме. Все сказанное выше вселяет уверенность, что новое возрождение риторики, наконец, превратит ее в подлинную науку, что также актуализирует исследование её связей с логикой.
Начиная с середины прошлого столетия современная риторика переживает очередное возрождение. Это обстоятельство порождено фактом выхода на предметное поле риторики двух выдающихся «игроков»: теории или лингвистики текста и теории аргументации. Обе эти дисциплины объединяет преимущественный интерес не к языку как потенциальной системе средств общения, а к непосредственной действительности происходящего с помощью этой системы общения, т. е. к речевой деятельности. Таким образом, встает вопрос о взаимоотношениях современной риторики и теории аргументации, решение которого имеет значение как для риторики (быть ей в тени лингвистики и, видимо, не иметь большой перспективы, или обрести самостоятельный статус), так и для теории аргументации, актуальной задачей которой является построение общей концепции аргументации (природа аргументации и ее границы, способы аргументации, своеобразие аргументации в разных областях познания и деятельности и др.).