Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:33, контрольная работа
Введение
Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений
1. Понятие диалектики.
2. Диалектика как система. Принципы диалектики
3. Законы познания диалектики
Введение
Понятие диалектики.
Диалектика как система. Принципы диалектики
3. Законы познания диалектики
Выводы
Список использованной литературы
Сами по себе методы - продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских приёмов, способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономе6рностях.
Построение классической системы диалектики связано с именем немецкого философа Гегеля Г. Как объективный идеалист, Гегель первичной считал мировую идею, разум, вторичным - всё материальное, выражающее эту идею. Духовное в этом случае является творцом окружающего мира. Гегель дал классический анализ философских парных категорий: качества и количества, причины и следствия, случайности и необходимости. Им сформулированы три основных закона диалектики: закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.
Марксизм, восприняв диалектику Гегеля и предшествующие учения материалистов, решил проблему соотношения материи и сознания в пользу первичности материи, бытия. Материя, окружающий мир существуют сами по себе, а не потому, что они отражаются в сознании человека.
Фундаментальными законами материалистической диалектики являются:
1.закон единства и борьбы противоположностей;
2.закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;
3.закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Тождество — это такой специфический вид отношений вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью. Так, при всех изменениях на нашей планете Земля остается Землей, занимает определенное место в солнечной системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение.
Итак, вещь тождественна самой себе и не тождественна одновременно. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.
Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет содержание противоположности: различия в явлениях, процессах, предметах, сторонах или элементах явлений, процессов, предметов, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе — наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение и т. д.
Отношение между противоположностями есть противоречие. Неразрешимых диалектических противоречий нет. Преодоление противоречий является необходимостью.
На всех этапах развития противоречия выступают его движущей силой, а не тормозом. Противоречие – источник поступательного движения. Если нет противоречий то общество находится в стадии стагнации, гниения.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
При выходе количественных параметров за границы определенной меры претерпевает изменение и качественная сторона вещи, явления, процесса. Возникает новое качество.
Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности и прерывности в развитии, которое происходит скачкообразно.
Скачок — это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений.
Закон отрицания отрицания.
Сущность закона можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла.
Основным содержанием
Отрицание прежде всего предполагает:
а) повторяемость в процессе развития;
б) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени;
в) относительную завершенность конкретных циклов развития;
г) несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона.
На каждом новом этапе происходит отрицание предыдущего. То есть развитие науки - это отрицание старых положений и замена их новыми. Для науки есть характерное развитие по спирали. Каждый раз мы возвращаемся в точку начала, к основам, только на более высоком уровне.
выводы
Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей.
Все развитие диалектики должно предостерегать нас против опасностей, неотделимых от философского системосозидания. Оно напоминает нам, что философия не должна быть основанием для каких бы то ни было научных систем и что философам следует быть гораздо скромнее в своих притязаниях. Было бы чрезвычайно полезно, если бы они обратились к исследованию критических методов науки.
Формирование диалектики прошло долгий путь. Среди исторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов, идеалистическую диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектику. Утверждение идей развития существенно меняло взгляд на мир: он стал осмысляться не как набор готовых "вещей", повторение одних и тех же циклов, а как совокупность процессов, развёрнутых во времени, уходящих корнями в прошлое и направленных в будущее.
Список использованной литературы
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006. - 608 с.
2.Балашов Л.Е. Учебник по
.Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. - М.: Общество "Знание" России, 1997. - 354 с.
.Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: Филол. общество "СЛОВО", ООО Изд-во "ЭКСМО", 2003. - 672 с.
.Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Уч. пособие. Изд.2-е - Ростов н/Д.: "Феникс", 2003. - 448 с.
.Спиркин А.Г. Философия:
.Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, 2001. - 272 с. Источники литературы