Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:34, реферат
Русская официально – деловая письменная речь имеет многовековые традиции и глубокие исторические корни. Знакомство с ее историей позволит лучше понять причины и закономерности формирования особого стиля языка, обслуживающего сферу официально–деловых отношений, выявить особенности национальной культуры русского делового письма, его интернациональные свойства.
1.Введение…………………………………………………………3
2.Разновидность письма…………………………………………..4
3.Официально-деловой стиль…………………………………….6
4.История формирования официально-делового стиля………...7
5.Заключение……………………………………………………....9
6.Список использованной литературы…………………………..10
Особенности
отечественной школы
официально-делового письма
по курсу «Речевая коммуникация»
Содержание
Русская официально
– деловая письменная речь имеет
многовековые традиции и глубокие исторические
корни. Знакомство с ее историей позволит
лучше понять причины и закономерности
формирования особого стиля языка,
обслуживающего сферу официально–деловых
отношений, выявить особенности
национальной культуры русского делового
письма, его интернациональные
Первые письменные документы, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что уже в Х веке в Древнерусском государстве практиковалось составление официальных документов. В этот период в основном документируются правовые отношения (жалованные и вкладные грамоты, завещания) создаются также документы, фиксирующие конкретные частные правоотношения (заемные, закладные кабалы, фиксирующие заем денег; полные грамоты составляемые при продаже в рабство; отпускные грамоты и т. д.).
Накопление опыта
официально – делового письма выражалось
в появлении устойчивых образцов
обращений и завершений в текстах
документов, формуляров, т.е. устойчивых
типовых форм отдельных наиболее
распространенных документов, из которых
составлялись своеобразные пособия
по делопроизводству – «формулярники».
В этот период складывались традиции
русской системы
Разновидность письма
Письмо – это обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте. Деловые письма решают организационные вопросы, правовые проблемы, а также вопросы экономических отношений корреспондентов. Информация в деловом письме носит протокольный характер. Поэтому письма регистрируются и факт устного сообщения не исключает необходимости почтового отправления.
По тематическому признаку деловые письма делятся на коммерческие письма (составляются при заключении и выполнении коммерческой сделки от имени юридических лиц и часто имеют правовую силу), письма-запросы, предложения (оферта), письма-рекламации и ответы на эти виды писем.
По функциональному признаку деловые письма делятся на инициативные письма и письма-ответы.
Письма, требующие ответа: коммерческие инициативные письма, письмо-запрос, письмо-предложение, письмо рекламация, письма-просьбы, письма-обращения.
Письма, не требующие ответа: подтверждения, напоминания, предупреждения, извещения, заявления – эти письма констатируют факт и не требуют ответа – у них функция квитанции, ярлыка).
По признаку адресата письма делятся на обычные и циркулярные (направляются от одного источника в несколько адресов, как правило подчиненных инстанций).
По форме: обычные и электронные.
По структурным стандартам: регламентированные (стандартные) и нерегламентированные (нестандартные).
Официально-деловой стиль
Официально-деловой
стиль является одним из функциональных
стилей современного русского литературного
языка. Он представляет собой набор
языковых средств, которые используются
исключительно в сфере
Официально-деловой
стиль обслуживает сугубо официальные
и чрезвычайно важные сферы человеческих
взаимоотношений: отношения между
государственной властью и населением,
между странами, между предприятиями,
учреждениями и организациями, между личностью
и обществом. Фактически от рождения и
до смерти человек находится в сфере действия
официально
деловой речи. Также данный стиль общения
применяется при оформлении разных актов
государственной, общественной, политической,
экономической жизни страны.
Существует ряд обстоятельств, когда хранение письменной информации не только желательно, но и необходимо. Это утверждение относится именно к официально-деловому стилю общения. Деловая речь реализуется в виде письменных документов, построенных по особым правилам. Содержание разговора можно забыть, неправильно запомнить, неверно понять и даже намеренно исказить. Но если текст сохранился в письменном виде и зафиксирован по этим особым правилам, то любой человек, использующий этот текст, может быть уверен в точности содержащейся в нем информации.
Регламентированный
процесс записи информации на бумаге
или ином носителе, обеспечивающий
ее юридическую силу называется документирование.
В деловом общении
Действительно,
если человек ссылается на какую-либо
устную договоренность или устное распоряжение,
то его слова могут быть опровергнуты
или подвергнуты сомнению. Но если
данная договоренность или распоряжение
имеют форму документа, то ссылка
на него обоснована юридически. Правила
документирования устанавливаются
правовыми актами каждого государства
или вырабатываются традицией.
Исотрия формирования официально-делового стиля
Деловые документы появились на Руси после введения в Х в. письменности. Первыми письменными документами, зафиксированными в летописи, являются тексты договоров русских с греками 907, 911, 944 и 971 гг. А в XI в. появляется первый свод законов Киевской Руси "Русская правда" - оригинальный памятник письменности, позволяющий судить о развитости системы юридической и общественно-политической терминологии в то время. В языке "Русской правды" уже можно выделить особенности словоупотребления и организации речи, которые относятся к характерным чертам делового стиля. Это высокая терминологичность, преобладание сочинения над подчинением в сложных предложениях, наличие сложных конструкций с сочинительными союзами "и", "да", "же", а также бессоюзных цепочек. Из всех видов сложноподчиненных предложений наиболее широко употребляются конструкции с придаточным условным (с союзом аще - если): В "Русской правде" уже употребляются термины, свидетельствующие о развитии правовых отношений в Древней Руси: голова (убитый), головникъ (убийца), послухъ (свидетель), вира (штраф), добытые (имущество), вено вопи кое (выкуп за невесту), куна (деньги). Юридические термины представляют важнейший лексический пласт языка древних документов.
После "Русской правды" древнейшим документом считается "Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода 1130 года". Начальная формула этой грамоты "Се азъ" ... ("Вот я") становится с этого времени обязательным элементом (реквизитом) древнерусских грамот: "Се азъ князь великий Всеволод дал есмь святому Георгию (Юрьеву монастырю) Терпугский погост Ляховичи с землею, и с людьми, и с коньми, и лес, и борти, и ловища на ловати..." ("з "Грамоты великого князя Всеволода Мстиславовича Юрьеву монастырю 1125-1137 годов"). Заканчивались грамоты специальной формулой, в которой указывается, кто был свидетелем сделки и кто скрепляет грамоту своей подписью.
В "Генеральном
регламенте" петровских Коллегий была
дана уже законченная система
норм документирования. "Генеральные
формуляры", т.е. формы документов,
предусматривали нормы
В XIX в., когда
формирование кодифицированного
В XX в. унификация
документов принимает необратимый
характер. Были разработаны новые
правила ведения служебной
Заключение
Составление текста делового письма – всегда акт речевого творчества, каким бы письмо ни было – регламентированным или нерегламентированным. Это труд, предполагающий достаточно высокий уровень языковой компетентности. Нельзя научиться писать деловые письма правильно и убедительно, не практикуясь и не обучаясь этому нелегкому искусству, не зная особенностей официально-делового и публицистического стилей речи. Языковой стандарт в деловой переписке сосуществует с экспрессией и с элементами диалогизации речи.
Сегодня
увеличивается число жанровых разновидностей
деловой корреспонденции и поводов
для составления и отправления
деловых писем. Bce этo тpeбyeт oт современного
специалиста ceгoдня бoльшeй peчeвoй пoдгoтoвки,
чeм, cкaжeм, дecять лет нaзaд, в эпoxy цapcтвoвaния
типoвыx и тpaфapeтныx тeкcтoв. Умeниe caмocтoятeльнo
мыслить и фopмyлиpoвaть cвoи мысли, кoмпeтeнтнo
вecти пиcьмeнный диaлoг цeнитcя в дeлoвыx кpyгax
вce бoльшe.
Список использованной литературы
официальной переписки. – М.:ИВЦ «Маркетинг», 1993.
2.
Кузина Ю. И., Малервейн С. В.
Деловая письменная
Томск: Изд. ТПУ, 2007.
3. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: учебник. – М.:
Инфра-М., 2003.
http://www.sekretarskoe-delo.
Информация о работе Особенности отечественной школы официально-делового письма