Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:00, контрольная работа
Основная мишень сотворения научно-информационных текстов – сообщение информации. Общее количество информации, содержащейся в тексте – это его информационная насыщенность.. Информативность текста тесновато связана с его связностью и цельностью. Языковые особенности научного стиля определяются тем, что основной задачей автора научного текста является описание мира как объекта познания: он должен представить сведения, касающиеся предмета исследования, и доказать, что они являются истинными.
Введение - 3
1 Научно-информативный стиль речи - 3
2 Особенности написания научно-информативных текстов
- 5
3 Примеры научно-информативных текстов - 10
3.1. Реферат - 10
3.2. Аннотация - 13
3.3. Конспектирование - 15
3.4. Тезисы - 17
Заключение - 20
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ФИЛИАЛ-ИНСТИТУТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ИСТОРИИ
Выполнил:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
ТЕМА:
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ИНФОРМАТИВНЫХ
ТЕКСТОВ
Проверил:
к. пед. н., доц.
.
защищена /не защищена
«______»______2009г.
Новокузнецк – 2009
Введение |
- |
3 | |
1 |
Научно-информативный стиль речи |
- |
3 |
2 |
Особенности
написания научно- |
- |
5 |
3 |
Примеры научно-информативных текстов |
- |
10 |
3.1. |
Реферат |
- |
10 |
3.2. |
Аннотация |
- |
13 |
3.3. |
Конспектирование |
- |
15 |
3.4. |
Тезисы |
- |
17 |
Заключение |
- |
20 | |
Список литературы |
- |
21 | |
Введение
Основная мишень сотворения
научно-информационных текстов – сообщение
информации. Общее количество информации,
содержащейся в тексте – это его информационная
насыщенность.. Информативность текста
тесновато связана с его связностью и
цельностью. Языковые особенности
научного стиля определяются тем, что
основной задачей автора научного текста
является описание мира как объекта познания:
он должен представить сведения, касающиеся
предмета исследования, и доказать, что
они являются истинными. Поэтому научный
текст, с одной стороны,
информативен и лишен эмоциональности,
с другой – построен таким образом, чтобы
убедить читателя в правоте автора. Эти
требования реализуются на всех уровнях
языка: лексике, словообразовании, морфологии,
синтаксисе, а также в особенностях организации
самого научного текста.
1. Научно-информативный стиль речи.
Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются :
- реферат,
-аннотация,
- конспект,
- тезисы.
Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.
Научно-информативный стиль обслуживает сферу науки, т.е. сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическое осмысление объективных знаний о действительности. Как способ освоения действительности наука отличается стремлением к максимально обобщенному, объективному, обезличенному знанию. Науку характеризует интеллектуально-понятийный образ мышления.
Эти особенности научного познания воплощаются в содержании и отражаются в языковой форме научно-информативных произведений. Содержанием научных произведений являются идеи и факты, законы и категории, открытые учеными.
Ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений и даже поэтических произведений (оды и поэмы). Современными формами научных текстов являются монографии статьи, доклады, сообщения, рецензии, описания (очерки), рефераты, авторефераты, тезисы докладов и сообщений, отчеты о научно-исследовательской работе, диссертации.
Научно–техническая революция
Выделилась в самостоятельный вид научных произведений научно-информационная литература. Ее содержанием является переработка первичных научных публикаций или обзоров. Получают распространение научно-справочные издания. Кроме собственно научных текстов, написанных специалистами и рассчитанных на специалистов, существуют научно-популярные и научно-учебные произведения. Научно –популярные произведения пишутся не только специалистами в данной области , но и журналистами, писателями; они рассчитаны на распространение знаний среди широких слоев населения. В научно-популярных произведениях свой стиль изложения. Учебно-научные произведения рассчитаны на обучение специальности. Содержание и стиль учебников и учебных пособий, учебных лекций приспособлены к задачам и условиям обучения.
Научный стиль отражает те особенности научного познания и научного мышления, которые находят отражение в языковой форме, т.е. в определенном отборе и организации языкового материала.
Цель научно-информативного произведения - доказать истинность выдвинутой гипотезы. Поэтому все языковые средства в научном тексте направлены на реализацию двух задач: информативной и воздействующей. Но в отличие от публицистического стиля, сила воздействия научного текста непосредственно зависит от того, насколько доказательны аргументы , приводимые автором, насколько логично, ясно и точно изложено содержание в научном тексте.
Такие качества, как логичность, ясность, точность, не являются спецификой только научной речи. Они необходимы и деловому языку, и публицистическому, желательны и в разговорном. Однако в научном стиле эти качества являются требованием самой науки, без этих качеств научное произведение не может существовать.
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII в., когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М.В.Ломоносова и его учеников формирование научно-информативного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX в. вместе с научной деятельностью крупнейших ученых этого времени.
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
Характерной чертой стиля
Большую роль в стиле научных
работ играет использование в
них абстрактной лексики.
Имеется ряд грамматических особенностей при написании научно-информативных текстов. В области морфологии наблюдается использование более коротких вариантов форм, что соответствует принципу экономии языковых средств. Так, из форм клавиша - клавиш (в значении «наконечник рычажка в разного рода механизмах»), манжета – манжет (в значении «кольцо для скрепления концов труб») в технической литературе предпочитаются вторые, т.е. более короткие формы мужского рода.
Стиль научных работ
Логичность – это последовательность расположения всех единиц текста и наличие смысловых связей между ними. Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
Для связи частей текста
Типичными конструкциями в
Ясность как качество научной речи предполагает понятность, доступность. Поэтому собственно научные, научно-учебные и научно-популярные тексты отличаются как по отбору материала, так и по способу его языкового оформления.
Жесткие требования точности, предъявляемые к научно-информативному тексту, делают почти невозможным использование в нем образных средств языка – метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т.п. Однако такие средства могут проникать в научные произведения, т.к. научный стиль стремиться не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Образные средства во многих случаях необходимы и для реализации требования ясности, доходчивости изложения.
Информация о работе Особенности научно-информативных текстов