Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:57, лабораторная работа
Обратимся к самым простым примерам. Представим себе группу солдат, отдыхающих в перерыве между учениями. Стоит появиться командиру, дать команду - и разрозненная группа людей становится строем. Команды "направо", "налево", "кругом" суть перформативы, они не несут никакой смысловой нагрузки и становятся чисто агональным актом. Изменим условие. Допустим, вместо командира появляется новобранец и даёт те же команды, эффект оказывается обратным: команды уже не перформативы, а чистые декларативы, с их помощью разрушается агональный акт, но сам перформатив осознаётся как отстранённый смысл.
Практические задания к семинару: Особенности научного стиля.
1. В предложенном тексте
Обратимся к самым простым примерам. Представим себе группу солдат, отдыхающих в перерыве между учениями. Стоит появиться командиру, дать команду - и разрозненная группа людей становится строем. Команды "направо", "налево", "кругом" суть перформативы, они не несут никакой смысловой нагрузки и становятся чисто агональным актом. Изменим условие. Допустим, вместо командира появляется новобранец и даёт те же команды, эффект оказывается обратным: команды уже не перформативы, а чистые декларативы, с их помощью разрушается агональный акт, но сам перформатив осознаётся как отстранённый смысл. Профессиональный же ритор в процессе агональной коммуникации совмещает роли командира и новобранца, он одновременно поддерживает агональную коммуникацию и придаёт ей семиотический смысл, благодаря тому, что вписывает пациента (группу пациентов) в определённую иерархию понимания. Агональное высказывание всякий раз становится либо перформативом, принявшим форму декларатива (как в печально знаменитой истории Лёни Голубкова), либо декларативом, принявшим форму перформатива (как, например, знаменитые приказы Василия Ивановича в чапаевской серии анекдотов).
Обычный перформатив есть первичный агональный акт, уходящий глубокими корнями в древность; обычный декларатив - разрушение агонального акта путём введения необязательного высказывания. Игра же на постоянной перекодировке этих функций - один из важных семиологических резервов современной агональной коммуникации.
Еще один пример. В. В. Вересаев рассказывает историю о знаменитом адвокате Ф. И. Плевако. Судили старушку, укравшую жестяной чайник. Обвинитель, зная, что её будет защищать сам Плевако, решил заранее нейтрализовать его аргументы. Прокурор говорил о бедственном положении старушки, о незначительности преступления, о жалости. Но поскольку собственность священна, мы должны признать старушку виновной. Если мы позволим нарушение принципа даже в малом, страна погибнет. И вот поднялся Плевако. Речь его была крайне немногословной. Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за её более чем тысячелетие существования... Двунадесят языков обрушились на неё, взяли Москву. Всё вытерпела, всё преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно. Присяжные оправдали старушку.
Перед нами опять-таки столкновение двух риторических стратегий. Прокурор активно использует средства для достижения суггестивного эффекта, мультиплицируя конкретный случай до пределов всеобщего принципа. Для этого он конструирует набор уклончивых фраз, дающих значение, которое не имеет строгого соответствия разбираемому явлению. Обильные словесные блоки оказываются здесь готовым сложившимся материалом с соответствующей семантической и стилевой окраской. В то же время всякое суггестивное высказывание выстраивает для себя риторическую ловушку в лице иронии.
1. Функциональный стиль (разговорный, научный, газетно-публицистический, официально-деловой, художественный.
2. Сфера применения (научная статья,
отрывок из литературного произ
3. Основные стилевые черты (эмоциональность/
4. Языковые особенности данного текста (разговорные слова, фразеологизмы, простые/сложные предложения, диалогическая речь, наличие терминов, описательные обороты, использование принятых сокращений, схем, графиков, чертежей, средства образности языка, использование элементов различных стилей).
Последний пункт характеристики стиля необходимо сопровождать примерами из текста. Вариант текста выбирается произвольно из предложенных ниже.
Текст 1.
К метеорологическим факторам воздействия на климат Земли можно отнести основные характеристики атмосферы и гидросферы, их массу и химический состав. Содержание в атмосфере термодинамически активных примесей, таких, как вода и углекислый газ, а также аэрозолей, имеет решающее значение для формирования земного климата, и колебания их количества, возможно, являются причиной колебаний климата нашей планеты как в прошлом, так и будущем.
Текст 2.
Реальные сложные системы (СС) можно исследовать с помощью двух типов математических моделей: аналитических и имитационных. В аналитических моделях поведение СС записывается в виде некоторых функциональных соотношений или логических условий. Наиболее полное исследование удается провести в том случае, когда получены явные зависимости, связывающие искомые величины с параметрами СС и начальными условиями ее изучения.
Текст 3.
Лес - один их основных типов растительности. Лес состоит из множества деревьев одного или нескольких видов, растущих более или менее густо на обширной территории. Леса, образованные одной древесной породой (например, сосной) называются чистыми, несколькими породами (например, березой и елью) - смешанными. Различают леса листопадные, развивающие листву весной, хвойные, вечно зеленые.
5.3. Лингвистический тест
1. Укажите, какие из приведенных особенностей НЕ характерны для научного стиля:
2.Укажите, что относится к жанру научного стиля:
3. Что не относится к
4. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:
Для профессионального успеха бывает особенно важно владеть определенными сторонами или разделами теории и практики речи: так, переводчику, особенно синхронному, важно в совершенстве владеть речью на двух языках как минимум, причем перекодировать содержание переводимой речи не по порядку слов, а целыми предложениями.
5. Соответствие между методом научного исследования и его содержанием:
- аналогия - движение мысли от общего к частному
- индукция - родство явлений
- дедукция - движение мысли от частного к общему
6. Основное назначение научных произведений …
7. Популяризация научных знаний, повышение общего культурного уровня народа – цель … подстиля научной речи
Введите ответ _______________________
8. Отличительные признаки научно-
9. Соответствие видов связи в
сложных предложениях и
бессоюзные |
Указанные способы отличаются невысокой технологичностью и экономический эффект от их использования незначителен |
сложноподчиненные |
В стандартах есть требование: шум внутри салона не должен мешать восприятию речи |
сложносочиненные |
Если ледниковый лед распределить по земной поверхности, то он покроет ее слоем в 60 см. |
10.Использование абстрактных
11. Жанры, характерные и для научного, и для публицистического стилей:
12. Тип мышления, свойственный научному стилю речи …
13. Сферой применения научного стиля является:
Введите ответ _______________________
14. Адресатом научного стиля не являются:
15. Характеристики индуктивных рассуждений:
16. Главной формой научного
Введите ответ _______________________
17. Соответствие видов сложных предложений в научном тексте и языковых конструкций:
-
неопределенно-личные
- безличные считают, что…
-
определенно-личные
18. Отличительные признаки научно-
5.4.
Подготовьте публичное