Особенности научного стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:19, реферат

Описание работы

В русском языке образование научного стиля в его современном понимании и такой его разновидности, как стиль естественнонаучных сочинений, относится ко второй половине XIX в. Это период расцвета естествознания в русской науке, активной деятельности ученых-просветителей и громадной популярности естествознания в передовых слоях общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Общая характеристика научного стиля речи……………………………..4
История возникновения и развития научного стиля…………………….6
Особенности научного стиля……………………………………………...8
Морфологические особенности научного стиля речи…………...............9
Синтаксические особенности научного стиля речи…………………....11
Лексические особенности научного стиля речи………………………..12
Фонетические особенности научного стиля речи…………...……….....13
Подстили научного стиля………………………………………………...14
Жанры, использующиеся в научном стиле……………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат,особенности научного стиля.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Для однозначности  изложения в научном стиле  преобладают слова, исключающие  возможность двусмысленности. В  связи с этим характерной чертой научного стиля является его высокая терминированность - насыщенность терминами. Научная лексика постоянно дополняется новыми терминами. В сугубо научном (академическом) стиле термины не всегда поясняются. В научных и учебных произведениях для широкой аудитории и термины обычно разъясняются.

Эмоциональная нагруженность слова воспринимается как недостаток, мешающий пониманию, поэтому в научном стиле происходит смещение выбора в сторону более  нейтральных слов. Научно-гуманитарная, а также научно-естественная литература, где предмет исследования - человек и природа, допускают употребление эмоционально-экспрессивных средств языка. Научно-техническая литература, предмет исследования которой - машина, не предполагает или предполагает в очень малой степени использование эмоциональных элементов. Значение имеет жанр научного произведения. Так, в свернутой информации (в реферате) эмоциональный элемент вовсе отсутствует, в научно-технических статьях он тоже крайне редок, в монографиях же встречаются чаще 
 
 
 
 

7.Фонетические особенности научного стиля речи.

Фонетические  особенности

Научная информация в основном существует в письменном виде, поэтому роль фонетических барьеров невелика. Полный стиль произношения должен обеспечить четкое восприятие словесной формы вообще и многосложной в частности. Этому же служит и относительно замедленный темп произношения слов. Понятийные словосочетания разделяются удлиненными паузами, чтобы адресат лучше воспринимал их смысл. 
 
Общий равномерно-замедленный темп речи также призван создавать благоприятные условия восприятия. Фонетические особенности научного стиля сводятся к следующим : подчиненность интонации синтаксическому строю научной речи, стандартность интонации, замедленность темпа, стабильность ритмического и волнообразность интонационного рисунка. К особенностям произносительного научного стиля, как стиля книжного, относятся: ослабленная редукция гласных, ослабленная ассимиляция согласных, отчетливое произношение безударных слогов (с приближением к буквенному произношению), произношение заимствованных и интернациональных слов с приближение к источнику или к интернациональной норме и др.

Речь в дискуссии  отличается большей эмоциональностью и экспрессивностью, она почти  не уступает художественной разнообразием  ритмомелодических рисунков 
 
 

8.Подстили научного стиля

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:

  • Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.
  • Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.
  • Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно без специальных знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).

    9.Жанры, использующиеся в научном стиле.

Научные тексты оформляются в виде отдельных  законченных произведений, структура  которых подчинена законам жанра.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

 
К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому  жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Наука - особая сфера человеческой деятельности, «функцией  которой является выработка и  теоретическая систематизация объективных  знаний о действительности». Научный стиль обслуживает научную сферу общения, главным в которой является логичное, точное, однозначное выражение мысли. Научный стиль, отражая специфику той сферы, которую он обслуживает, - сферы науки, во всех лингвистических проявлениях отражает присущую этой сфере форму мышления. Он направлен на реализацию не только функции общения, но и функции познания, т.к. в процессе развертывания речи происходит доработка и упорядочение самой мысли. Научный стиль отражает те особенности научного познания и научного мышления, которые находят отражение в языковой форме, т.е. в определенном отборе и организации языкового материала.

Воздействие научной  речи на литературный язык исключительно  велико и благотворно. И оно продолжается, так как продолжается стремительное, бурное развитие науки, технического прогресса. О последствиях и результатах этого важного для судеб литературного языка процесса будут судить ученые и исследователи XXI века.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  • Валгина Н. С. «Функциональная стилистика русского языка»1989.
  • Васильева А. Н. «Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи» 1976
  • Краткая российская энциклопедия
  • Л.С. Филиппова, В.А.Филиппов «Русский язык и культура речи. Курс лекций»2000
  • Русский язык и культура речи. /Под ред. проф. В.И. Макеншова. М., 2002
  • Савко И. Э. «Русский язык. От фонетики до текста» 2005.

Информация о работе Особенности научного стиля