Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:53, доклад
В русском языке существуют несколько стилей речи. Стили речи — это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Каждый стиль речи выполняет свою определённую функцию.
Национальный исследовательский университет
«МИЭТ»
Доклад
По дисциплине «Русский язык»
На тему : Основы публицистиеского
стиля
Составил:
Студент ЭТМО-15
Терешин М.Д.
Проверила:
Доцент Борисова
Л.В.
Москва
2011
Введение.
В русском языке существуют несколько стилей речи. Стили речи — это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Каждый стиль речи выполняет свою определённую функцию.
Существуют научный, официально-деловой, публицистический, разговорный и художественный стили речи.
Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера применения – наука.
Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке. Применяется для оформления документов, законов и т.п.
Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами. Обычная сфера его реализации – диалог.
Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи
Публицистический
стиль речи - Публицистический стиль
используется в общественно-политической
сфере деятельности. О нем подробнее далее.
Основы публицистического стиля.
В латинском языке есть глагол publicare – "сделать общим достоянием, открыть для всех" или "объяснить всенародно, обнародовать". С ним и связано по происхождению слово публицистика. Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.
Предмет публицистики
– жизнь в обществе, экономика, экология
– все, что касается каждого.
Публицистический стиль - это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п. Публицистический стиль – это речевая деятельность в области политики во всем многообразии ее значений. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).
Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.
Публицистический стиль представлен множеством жанров:
1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;
2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;
3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;
4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;
5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.
Функции публицистического стиля.
Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (экспрессивной).
Функция сообщения состоит в том, что авторы текстов публицистики информируют широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах.
Способ подачи информации в публицистическом стиле также имеет свои отличительные черты. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает оценку, мнения, настроения авторов, содержит их комментарии и размышления. Другое отличие в предоставлении информации связано с тем, что публицист стремится писать избирательно – прежде всего о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.
Второй
важнейшей функцией
этого стиля –
функция воздействия. Цель публициста
состоит не только в том, чтобы рассказать
о положении дел в обществе, но и в том,
чтобы убедить аудиторию в необходимости
определенного отношения к излагаемым
фактам и в необходимости желаемого поведения.
Поэтому публицистическому стилю присущи
открытая тенденциозность, полемичность,
эмоциональность (что вызвано стремлением
публициста доказать правильность своей
позиции).
Признаки публицистического стиля.
Лексические признаки.
Речевые образцы отражают характер времени. Многие клише уже устарели, например: акулы империализма, болезнь роста, слуги народа, враг народа. Наоборот, новомодными для официальной прессы конца 90-х гг. стали слова и выражения: элита, борьба элит, элита криминального мира, высшая финансовая элита, раскручивать, виртуальный, имидж, знаковая фигура, пирог власти, дитя застоя, деревянный рубль, инъекция лжи.
Морфологические признаки.
К морфологическим
признакам публицистического
1) единственное
число имени существительного
в значении множественного: Русский
человек всегда отличался
2) родительный
падеж имени существительного: время
перемен, пакет предложений,
3) императивные формы глагола: Оставайтесь с нами на первом канале!
4) настоящее
время глагола: в Москве
5) причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;
6) производные
предлоги: в области, на пути, на
базе, во имя, в свете, в интересах,
с учетом.
Синтаксические признаки.
1) риторические
вопросы: Выдержит ли русский
человек? Хотят ли русские
2) восклицательные предложения: Все на выборы!
3) предложения
с измененным обратным
4) заголовки
статей, очерков, выполняющие
В заголовках часто
используется специфический языковой
прием – "соединение несоединимого".
Он дает возможность минимальными языковыми
средствами вскрыть внутреннюю противоречивость
предмета или явления: трудящийся тунеядец,
повторяемое неповторимое, мрачное веселье,
красноречивое молчание.
Заключение.
Публицистический стиль речи – это незаменимый инструмент, обладающий определёнными и присущими только ему особенностями, свойствами и закономерностями. Правильно используя эти свойства, можно достичь желаемого результата.