Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:35, реферат
Красноречие в Древней Греции рассматривалось как один из видов искусства. Однако в его классификации непосредственная связь проводилась лишь между красноречием, с одной стороны, и поэзией и актерским творчеством– с другой. В высказываниях античных мыслителей можно встретить также уподобления риторики живописи, скульптуре и даже архитектуре.
НАЦИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ «БелГУ»
ИНСТИТУТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА
РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
КРАСНОРЕЧИЯ
Реферат
по русскому
языку и культуре речи
студента заочного отделения
1 курса 181151 группы
Кобзева
Е.А.
Проверила:
канд. филол. наук,
доцент
Голева Н.М.
БЕЛГОРОД, 2011
Введение
Красноречие
в Древней Греции рассматривалось
как один из видов искусства. Однако
в его классификации
В позднейшие времена также устанавливались связи между ораторским искусством и поэзией, между красноречием и актерским творчеством. Например, М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к риторике на пользу любителей красноречия» первостепенное значение придавал именно художественным компонентам публичной речи. Красноречие, по определению Ломоносова, означает «сладкоречие» («красно говорить»). Этим оно «превышает многие искусства», отличается чистотой «штиля», великолепием и силой слова, живо представляющего описываемое, как бы изображающее и поэтому возбуждающее человеческие страсти. Возбуждать и утолять страсти–такова, по утверждению великого ученого, первейшая обязанность оратора. Об определенной связи поэзии и красноречия писал также В. Г. Белинский в рецензии «Общая риторика Кошанского», где утверждал, что «поэзия входит в красноречие как элемент, является в нем не целью, а средством». Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А. Ф. Кони (1844–1927) много писал об ораторском искусстве как истинном творчестве, не лишенном художественности и даже элементов поэзии. Всецело соглашаясь с толкованием красноречия П. С. Пороховщиковым, Кони писал: «Красноречие – это и литературное творчество, но, в устной форме. Оратор так же, как и поэт, обладает творческим воображением, и разница между ними та, что они к одной и той же действительности подходят с разных точек зрения».
1.
Ранние классификации
красноречия
Разнообразие риторики осознавалось еще в Древней Греции, где она различалась по видам. Основными из них считались:
Кроме этого, в ораторском искусстве выделялось еще надгробное слово, посвященное памяти заслуженной личности, поэтому его произнесение поручалось лишь выдающемуся или хорошо известному оратору. Но, как показывает история древнегреческой риторики, наиболее широкое распространение и общественное влияние имело политическое и судебное красноречие. В нем чаще всего и отличались ораторы.
Аристотель различал стили заранее написанной и произносимой (выученной наизусть) речи. Первое, писал он, точна, но суха, лишена аффектов, а вторая, то есть не писанная, о свободно исполненная речь- наиболее актерская, т. е. творческая. Причем о стиле этой речи Аристотель писал, что бывает два ее вида: «один передает характер, другой - аффекты ...». " Автор «Риторики» отмечал неуместность сценических приемов при чтении писанной речи, но они пригодны для живой речи. Аристотель не пояснял, что он подразумевал под "сценическими приемами", но можно допустить, что имелись в виду ораторский жест, мимика, интонация голоса. Действительно, как показывает опыт, внешнее, в том числе в какой-то мере изобразительные проявления ораторского состояния (жестикуляция) естественными кажутся именно в развертывающейся речи, а не при чтении заранее написанного текста публичного выступления.
Дифференциацией
античного красноречия
Далее Цицерон более подробно говорил об особенностях каждого из трех родов ораторов. Он высказывал немало любопытных соображений, помогающих разобраться в особенностях красноречия, которому он придавал весьма важное значение в общественной жизни. В частности, не безынтересно, что, по определению Цицерона «наилучший оратор тот, который своим словом научает слушателей и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Учить - обязанность оратора, доставлять удовольствие - честь, оказываемая слушателю, производить впечатление необходимо». Цицерон считал правомерной «украшательскую» речь, был убежден в том, что "истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о великих делах величаво, о средних - стилем промежуточным между обоими". Иначе говоря, Цицерон требовал соответствия формы ( стиля, как он писал) и предмета, а значит, содержания - ораторской речи. И это положение, как это очевидно для непредубежденного человека, не противоречит научному подходу к сущности красноречия.
Однако
цицероновская классификация
У
истоков европейской
Искусство красноречия — это «некое умение увлечь души словами», говорит Сократ в диалоге Платона «Федр». По мнению философа, именно оно указывает единственный истинный путь к воздействию на людей. «Даже знающий истину не найдет помимо меня средства искусно убеждать» — так заявляет красноречие о себе самом в этом диалоге.
В чем же состояла странная, поражавшая современников сила сократовской речи? Слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Оно несло пафос познания смыслового устройства мира, отражая напряженность человеческой мысли на путях проникновения в скрытую от поверхностного взгляда духовную, смысловую структуру сущего. Провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову — вот что умел Сократ, вот в чем состояло его. призвание, его гений, его «демон», как сам философ определял свой духовный порыв, никогда его не оставлявший.
Ораторское искусство уже в античности не было однородным. Красноречие стало еще более многообразным в XX столетии и продолжает дифференцироваться в наше время.
Перейдем
к самой классификации
Пользуясь
терминами «ораторское
Не
вдаваясь пока в разбор взаимосвязи
приобретаемых знаний и природного
дара в искусстве публичного слова,
мы хотим сказать, что «ораторство»
и «красноречие» означают сложное
интеллектуально-эмоциональное
Переходя к родовой и видовой классификации рассматриваемой общественной практики, попробуем представить ее схематически или в виде таблиц.
А. Род красноречия | Б. Вид красноречия |
I.
Социально- политическое |
Отчетный
доклад на собрании (конференции, съезде).
Доклад на социально- политические и политико-экономические темы Политическая речь. Дипломатическая речь. Военно-патриотическая речь. Политическое обозрение. Митинговая речь. Агитаторская речь. |
II. Академическое красноречие | Лекция вузовская.
Научный доклад. Научный обзор. Научное сообщение или информация |
III. Судебное красноречие | Прокурорская,
или обвинительная, речь.
Общественно-обвинительная речь. Адвокатская, или защитительная, речь. Общественно-защитительная речь. Самозащитительная речь обвиняемого. |
IV. Социально-бытовое красноречие | Юбилейная,
или похвальная, речь.
Застольная речь - тост. Надгробное слово, или поминальная речь. |
V. Богословско-церковное красноречие | Проповедь.
Речь на соборе. |
Порядковая последовательность здесь аргументируется той ролью, которую перечисленные роды и виды красноречия играют в общественной жизни. Как видно из этой таблицы, род в ораторском искусстве - это более или менее установившийся раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийся общностью предмета, его устно-публичного разбора, оценки и особенностью их ближайших целей. Но более определяющим здесь является способ и форма монологической речи. Что же касается вида, который можно было бы определить и как жанр ораторского искусства, то оп в пределах рода является дальнейшей дифференциацией по еще более конкретным признакам публичной речи. Причем в первых двух родах красноречия их предметы (тематика) не всегда поддаются четкой разделительной характеристике.