Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:25, лекция
Все языки мира находятся в родстве друг с другом, дальнем и ближнем. Когда-то в доисторические времена существовал единственный праязык. Он сформировался в первобытном обществе 100-30 тысяч лет назад. При расселении первобытных людей образовывались разновидности праязыка. Различия между ними со временем увеличивались. Эти разновидности послужили основой для формирования различных языков, часть которых безвозвратно утрачивалась, другая часть со временем трансформировалась, делилась на новые языки.
ОСНОВНЫЕ
ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Все языки мира находятся в родстве друг с другом, дальнем и ближнем. Когда-то в доисторические времена существовал единственный праязык. Он сформировался в первобытном обществе 100-30 тысяч лет назад. При расселении первобытных людей образовывались разновидности праязыка. Различия между ними со временем увеличивались. Эти разновидности послужили основой для формирования различных языков, часть которых безвозвратно утрачивалась, другая часть со временем трансформировалась, делилась на новые языки.
В настоящее время ученые насчитывают до 6 тысяч этнических языков. Многие из них находятся под угрозой исчезновения. Главными причинами являются процессы глобализации и миграция населения. Считается, что для сохранения этнического языка в современном мире необходимо, чтобы существовала письменность на этом языке, чтобы дети учились в национальной школе и изучали предметы на родном языке, чтобы число компактно проживающих носителей этого языка составляло не менее 100 тыс. человек.
В каком же родстве находится русский язык с другими языками мира?
В
языкознании существует генеалогическая
классификация языков, устанавливающая
родственные связи между
Итак, для русского языка близкородственными являются украинский и белорусский языки. Носители одного из этих языков при минимальной подготовке могут хорошо понимать речь носителей других восточнославянских языков. При сравнении русского языка с западнославянскими и южнославянскими языками также обнаруживаются многочисленные черты прямого сходства, но всё же преобладают различия. В языках других групп индоевропейской семьи черты сходства с русским языком обнаруживаются только на основе специального лингвистического анализа.
Когда же сформировался русский язык? Этот процесс начался в период монголо-татарского ига в 13 в. и завершился в 17 в. Базой для формирования русского языка был древнерусский язык – язык Киевской Руси, существовавший с 6 в., а может быть, и ранее. Сейчас он представлен только в письменных источниках и относится к числу мёртвых языков. Древнерусский язык послужил также основой для формирования украинского и белорусского языков.
Древнерусский язык дал всем восточнославянским языкам также и письменность на основе кириллицы. Она, в свою очередь, была заимствована в период христианизации Древней Руси (в 10 в.) у южных славян. Как известно, создателями славянской письменности были выдающиеся христианские просветители братья Кирилл и Мефодий (9 в.), родиной которых было древнеболгарское царство. Первыми текстами, написанными на кириллице, были переводы христианских богослужебных книг с греческого языка. Языковой основой первых текстов был древнеболгарский язык (солунский диалект), который стал в дальнейшем первым литературным языком всех славян и получил название старославянского, или церковнославянского. В дальнейшем поляки и чехи, приняв католицизм, перешли на латиницу.
Старославянский язык всегда взаимодействовал с древнерусским, а затем и с русским языком, обогащая их (древнеболгарская культура, тесно взаимодействовавшая с греческой, была на протяжении нескольких веков наиболее развитой из всех славянских культур). Старославянский язык в нашей стране используется и сейчас в сфере богослужения.
Братья Кирилл и Мефодий за свою просветительскую деятельность в конце 9 в. были признаны православной церковью святыми. В 1863 г. в России 11 мая (24 мая по новому стилю) был объявлен как День славянской письменности.
После распада Киевской Руси формирование русского языка на её восточной территории шло на диалектной основе (в отдельных территориально-хозяйственных образованиях). В результате появилось множество разновидностей русского языка, не способствовавших объединению русских земель в единое государство. Но потребность в объединении, прежде всего для борьбы с монголо-татарским игом, существовала. Она и привела к первой великой победе русских над врагом на Куликовом поле (1380 г.). Осознание победы как результата единения положило начало централизации русских княжеств вокруг Москвы. Западные и южные земли Киевской Руси в то время были под влиянием Польши и Литвы.
Диалектное существование русского языка препятствовало процессам централизации, так как затрудняло взаимодействие людей в торговой, экономической сферах. Необходима была общепонятная (наддиалектная) разновидность русского языка. Развитию этого процесса способствовали: 1) широкая практика составления различного рода письменных договоров между представителями разных территорий; 2) создание механизмов управления государством, среди которых были царские указы, грамоты и другие виды документов, требовавших единообразного понимания и подчинения им в разных частях страны; 3) появление на Руси книгопечатания (16 в.), распространявшего по всей стране литературные тексты, язык которых постепенно переходил в устную речь. К концу 17 в. наддиалектная разновидность русского языка, в основном на базе московского говора, была создана. Это явилось основной предпосылкой для формирования русского литературного языка на национальной основе, необходимость в котором возникла в 18 в.
18 веку принадлежит огромная роль в развитии российского государства. Укрепилась не только централизованная власть, её институты и внешнеполитическое положение страны. Петровский век был веком усвоения культурных достижений западноевропейских стран, временем формирования национального самосознания, зарождения общественной мысли. В России происходило становление просвещённого дворянского общества, дворянской интеллигенции.
На каком же языке общались образованные люди того времени? В самом авторитетном в первой половине 18 в. учебном заведении – Славяно-греко-латинской академии – обучение велось на церковно-славянском, греческом и латинском языках. В созданном в 1755 году Московском государственном университете преподавание в первые годы также осуществлялось на иностранных языках. В дворянских семьях для обучения детей было принято приглашать гувернёров, говоривших только на иностранных языках. Интеллигенция даже в домашней жизни предпочитала общаться на французском языке. Почему всё меньше использовался русский язык?
В западных странах 18 в. был ознаменован завершением формирования литературных языков на национальной основе взамен латинского – языков современной культуры, науки и просвещения. В России же роль литературного языка по-прежнему выполнял старославянский, отставший от бурно развивающейся вследствие петровских реформ жизни. В словарном составе он не отражал произошедших перемен, его книжные обороты не соответствовали новому стилю жизни и общения.
Тем не менее, в сознании передовых людей России в это время укреплялось чувство уважения к своей истории и родному языку. Научный интерес к русскому языку проявил М.В.Ломоносов, создавший «Российскую грамматику», а затем теорию «трёх штилей». Одному из учеников Ломоносова принадлежит высказывание: «Нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было бы невозможно». Упрочивалось понимание необходимости создания литературного языка, который мог бы успешно обслуживать и развивать культурную и общественную жизнь в стране, а также понимание неограниченных возможностей для создания такого языка, которые таились в самом русском языке.
Собственно процесс формирования литературного языка на национальной основе в России уже начался с усилением значения для общества таких сфер деятельности как государственно-правовая (вследствие реформ Петра), общественно-политическая (издание первых русских газет и журналов), научная (прежде всего деятельность М.В.Ломоносова) и литературно-художественная (появление светских писателей). Под влиянием этих факторов и формировался новый литературный язык - язык деловых документов, публицистики, науки и светской художественной литературы.
В 18 в. впервые в русской истории появилась целая плеяда писателей, отзывавшихся в своих произведениях на веяния и проблемы эпохи. К ним прежде всего относятся В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, М.М.Херасков, Д.И.Фонвизин, Г.Р.Державин, И.А.Крылов, Н.М.Карамзин. Творчество этих писателей представляло собой поиск не только идей и образов, но и языковых форм.
В конце 18 – начале 19 вв. в писательской среде шла острая полемика о том, каким должен быть язык художественной литературы. В этих спорах всегда звучал голос тех, кто исповедовал идею народности – мысль о необходимости обращения к народу как носителю основных ценностей русской культуры. Для них характерен был особый интерес к народной речевой стихии. Первым писателем, перенесшим из простонародного языка меткие и выразительные слова в свои произведения, был И.С.Крылов. И в нашем веке мы нередко используем в своей речи выражения из его басен: «А воз и ныне там», «Вы, господа, как ни рядитесь, всё в музыканты не годитесь», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» и многие другие.
Наиболее полную обработку русскому языку дал А.С.Пушкин. По словам одного из критиков – современников великого поэта С.П.Шевырёва, «Пушкин умел, часто взявши самое простонародное слово из уст черни, оправлять его так в стихе своём, что оно теряло свою грубость, звучало по-новому, сильно и благородно». Пушкин охватил в своих произведениях все стороны российской жизни того времени, всему дал имя. Именно язык Пушкина стал основой языка Гоголя, Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова и других великих русских писателей. Без гения Пушкина русская литература не была бы столь блистательной.
Язык Пушкина является основой современного литературного языка – языка культуры, науки, экономики, политики, образования.
В 20 в., после революции, благодаря демократизации образования, к русскому литературному языку получили доступ широчайшие слои населения бывшей царской России. Это во многом обусловило те величайшие достижения советской цивилизации, которые высоко подняли авторитет нашего государства, сделали его одним из ведущих участников основных международных организаций. К таким вехам истории прежде всего относятся победа советского народа в Великой Отечественной войне, приоритет в освоении космоса, создание мощной военной техники, способной обеспечивать безопасность страны.
В 20 веке расширились коммуникативные функции русского языка. С введением всеобщей грамотности, с повсеместным открытием школ в бывших национальных окраинах и введением в них преподавания русского языка наряду с родным, русский язык приобрёл статус языка межнационального общения. Это его естественный статус в многонациональной стране, большинство населения которой составляют русские.
В
1993 г. в новой Конституции РФ русский
язык утверждён в качестве государственного
языка. Необходимость государственного
языка в РФ продиктована целями консолидации
всего многонационального российского
общества, обеспечения государственной
целостности и безопасности. Закон требует
использования государственного языка
в составлении документации, в осуществлении
деятельности всех органов власти, а также
в процессе ведения предвыборной кампании.
При этом, в соответствии с Конституцией,
каждый народ в пределах своих территориально-
Русский язык в настоящее время используется не только на территории России, но и в странах ближнего зарубежья. Таким образом, он имеет статус регионального языка и является средством развития интеграционных процессов в странах СНГ.
Русский язык стоит в ряду самых распространенных языков мира и занимает в нем шестое место – после китайского, хинди, английского, испанского и арабского. В числе пяти других международных языков он используется в качестве рабочего языка ООН, что закреплено в учредительных документах ООН и ЮНЕСКО. Этот статус обеспечивает полноправное вхождение РФ в мировое политическое, экономическое и культурное и образовательное пространство.
Информация о работе Основные факты из истории формирования и развития русского языка