Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:35, доклад
Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.).
Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец переехал в Рим, чтобы дать своим сыновьям хорошее образование.
Цицерон неоднократно подчеркивает, что речь должна быть как можно более увлекательной, производить как можно большее впечатление на слушателей и подкрепляться как можно большим количеством доводов, ибо доводы - материал действительно громадный и важный.
Трактаты «Брут» и «Оратор», написанные в 46 г. до н. э., он обращает к Бруту, представителю нового, аттического течения, защищая свою точку зрения. Цель этих сочинений - обосновать законность и превосходство того ораторского идеала, пути к которому Цицерон указал в диалоге «Об ораторе». Обосновывает он это направление и с точки зрения исторической (в «Бруте»), и с точки зрения теоретической (в «Ораторе»). В диалоге «Брут, или О знаменитых ораторах» Цицерон перечисляет почти всех знаменитых ораторов - свыше двухсот - в хронологическом порядке с краткими характеристиками каждого. Для Цицерона римское красноречие - предмет национальной гордости, и он счастлив стать первым его историком. Этот труд - сочинение критическое и полемическое, имеющее своей целью не только характеристику ораторов, но главным образом защиту и развитие тех идей, которые высказаны в предыдущем трактате.
В
своей истории красноречия он
рисует продуманную картину
«Оратор» - завершающее произведение риторической трилогии Цицерона. Вначале он рисует образ совершенного оратора, однако делает оговорку: «Создавая образ совершенного оратора, я обрисую его таким, каким, быть может, никто и не был».
В
этом трактате больше всего Цицерон
говорит о словесном выражении
и о ритме, что диктуется его
стремлением доказать аттицистам
- а именно по этим вопросам шел спор - свою
правоту: он стремился отстоять свое право
на величественный и пышный слог, отведя
упреки в азианстве и обличив
недостаточность и слабость проповедуемой
аттицистами простоты. Он выдвигает в
качестве аргумента эллинистическое учение
о трех стилях красноречия: высоком, среднем
и простом. Простой стиль призван убедить,
средний - усладить, высокий - взволновать
и увлечь слушателя.
Избранные
цитаты Цицерона
- «Бумага не краснеет, бумага все терпит»
В письмах «К
друзьям» находится выражение «письмо
не краснеет»
- «Дамоклов меч»
Из древнегреческого мифа о сиракузском тиране Дионисии Старшем, пересказанном Цицероном в сочинении «Тускуланские беседы»
Дамокл завидовал
Дионисию, хотя и льстил ему. Желая
проучить льстеца, называвшего его
счастливейшим из людей, Дионисий приказал
во время пира посадить Дамокла на
свое место, предварительно прикрепив
к потолку над троном острый меч, висевший
на конском волосе. Этот меч был символом
опасностей, постоянно угрожавших властителю.
-«Когда гремит оружие, музы молчат»
Поговорка эта
известна из речи Цицерона в защиту
Милона.
-«Отец истории»
Такое почетное
наименование греческого историка Геродота
впервые присвоено ему Цицероном в сочинении
«О законах»
-«О времена! О нравы!»
Цицерон часто
употреблял в речах, например, в первой
речи против Катилины. Цитируется по-латыни:
«O tempora! O mores!»