Оратор и его аудитория

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:58, реферат

Описание работы

«…Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. В обществе, где презирается истинное красноречие, царит риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время – ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры.»
А.П.Чехов
Зададимся первым вопросом кто такой оратор и что же такое ораторское искусство?
Оратор – это человек, обладающий даром речи, способный воздействовать на слушателе в нужном ему направлении; лицо, произносящее речь; лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.
Ораторское искусство – это высшая форма красноречия; один из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей, их убеждения, внушения. [В.В. Соколова, 1995г., Стр.188 ]

Содержание

Введение 3
Свойства личности оратора 4-5
Принцип «гармонирующего диалога» и средства его реализации 6
Индивидуальный речевой стиль оратора 7
Основные приемы управления вниманием аудитории 8-10
Ошибки неопытных ораторов 11
Три основные категории риторики этос, логос, пафос 12
Заключение 13
Библиографический список 14

Работа содержит 1 файл

оратор и его аудитория.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО  «Красноярский государственный  педагогический

университет им. В.П. Астафьева»

Институт  математики, физики, информатики

Кафедра русского языка и культуры речи 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

ОРАТОР  И ЕГО АУДИТОРИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  Выполнила:

                                                                                 студентка 11 группы

                                                                                      Колмакова Александра

                                                                                                      Анатольевна 
 

                                                                                                     Проверила:

                                                                           к.п.н. , доцент каф.

                           русского языка и культуры  речи

                                                                    Новикова О.А. 
 
 
 

                                                        Красноярск 2011 

Содержание                                                                                                                                  стр

Введение                                                                                                                                            3

Свойства личности оратора                                                                                                          4-5

 Принцип «гармонирующего диалога» и средства его реализации                                             6

Индивидуальный речевой стиль оратора                                                                                       7

Основные приемы управления вниманием аудитории                                                             8-10

Ошибки неопытных  ораторов                                                                                                         11                                                                                                                                                  

Три основные категории риторики этос, логос, пафос                                                                 12

Заключение                                                                                                                                        13

Библиографический список                                                                                                             14 
 
 
 
 

 

  Введение 

«…Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. В обществе, где презирается истинное красноречие, царит риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время – ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры.»

А.П.Чехов 

Зададимся первым вопросом кто такой оратор и что же такое ораторское искусство? 

Оратор –  это человек, обладающий даром речи, способный воздействовать на слушателе  в нужном ему направлении; лицо, произносящее речь; лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.

Ораторское искусство – это высшая форма красноречия; один из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей, их убеждения, внушения. [В.В. Соколова, 1995г., Стр.188 ]

Каждый оратор стремится «завоевать аудиторию» - привлечь ее внимание и удерживать его на протяжении всего выступления. Однако как этого добиться? Если читать речь «по бумажке», лишь изредка устремляя взгляд в зал, добиться живой реакции слушателей невозможно. Следить за такой речью, как бы содержательна она ни была, очень трудно. Между «оратором», а точнее тем, кто озвучивает заранее написанный текст, и аудиторией возникает незримая стена, и контакт со слушателями невозможен.

Чувство аудитории, или коммуникативность, возникает  лишь тогда, когда выступающему удается создать в аудитории «эффект общения», разговаривая со слушателями так, как обычно говорят с близкими, знакомыми людьми, которым есть что сказать и которые будут вас охотно слушать. Начинающему оратору очень трудно добиться коммуникативности, получить так называемый эффект живой реакции аудитории. Однако этому нужно учиться.

Тема «Оратор и его аудитория» очень интересна и достаточно актуальна в современном обществе. Каждый из нас нередко оказывается в ситуации, когда нужно выступить перед какой либо аудиторией. Но почти, ни кто не вставал перед вопросом как донести информацию до аудитории, так чтобы она была понятна и запомнилась всем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Свойства  личности оратора 

     Современные руководства по ораторскому искусству  указывают на те же свойства личности оратора, что и античные источники:

1. обаяние;

2. артистизм;

3. уверенность;

4. дружелюбие;

5. искренность;

6. объективность;

7. заинтересованность, увлеченность.

     Обаяние.

     Обаятельный человек тот, кто умеет быть самим  собой, умеет отказаться от чужого, наносного, привнесенного. Еще Аристотель говорил о том, что речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту. Умение быть естественным дается непросто, потому что во многих ситуациях говорящий чувствует на себе оценку слушателей (например, при поступлении на работу или в момент публичного выступления). Тогда возникает потребность «выйти за границы» своего привычного облика, своего обычного «я». Обаяние неразрывно связано с артистизмом.

     Артистизм.

     Артистизм — это умение общаться с окружающими активно и с игровой установкой, соблюдая при этом чувство меры. Это значит, что вы постоянно настраиваете себя на то, что говорить с другими людьми приятно, более того, что это радость. Быть умелым игроком — значит изображать, т.е. в определенной мере утрировать не столько чьи-то чужие черты, а свои собственные. «Лучший образец для подражания — это вы сами», — утверждает риторика. Особенно ценен компонент игры, актерства в публичной речи. Оратор может и должен показать себя, но при этом обязан не нарушать общепринятых рамок поведения.

     Уверенность.

     В ситуации непринужденной беседы, когда  собеседники знакомы, равны по статусу, когда нет никаких признаков  «официоза», право на речь получает то один из них, то другой. Но в жизни  часто возникают такие ситуации, когда наблюдается неравноправие участников по отношению к речи, особенно ясно выражена такая иерархия при ораторской, публичной речи: право голоса на определенное условленное время передается оратору; аудитория должна выполнять собственную роль. Таким образом, право на речь в определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это невозможно без чувства уверенности в себе. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается.

     Дружелюбие.

     Это одно из основных условий успеха общения  и действенности речи. Беседуя  с человеком, постарайтесь разглядеть в нем хотя бы одну черту, которая вам импонирует, даже если в целом человек вам несимпатичен. Говоря публично, не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете.

     Искренность.

     Применительно к публичной речи искренность  называют «ораторской честностью». Это черта, которую особенно ценят  слушатели у выступающего. Чтобы  заставить своего адресата верить во что-то, нужно самому в это верить. Нечестность говорящего проявляется в интонации, взглядах, мимике и т.д. Ее можно увидеть и в бездоказательности суждений, недостаточности примеров и фактов, необоснованности выводов.

     Объективность.

     Говоря  по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения, нельзя просто игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим. Чем полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильно, тем больший эффект будет иметь выступление. Соблюдать это правило на практике довольно трудно.

     Заинтересованность.

     Без этого свойства оратора даже хорошо построенное выступление, прекрасно  продуманная беседа теряют всякий смысл и не спасают слушателей от скуки. А поэтому избегайте говорить о том, что вам совершенно безразлично.

 

                                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Принцип «гармонирующего  диалога» и средства его реализации 

Законы общей  риторики

  • Закон гармонирующего диалога — для достижения гармонии между оратором и аудиторией необходима диалогизация речи.

Его реализации способствует выполнение принципов:

    1. Внимания к адресату
    2. Близости содержания речи интересам адресатов
    3. Конкретности в изложении материала
    4. Принцип движения — аудитория должна почувстовать, что речь происходит во времени и в пространстве
  • Закон продвижения и ориентации адресата — оратор должен хорошо ориентировать слушателя в пространстве своей речи
  • Закон эмоциональности речи.

Для её достижения могут использоваться тропы.

  • Закон удовольствия — удовлетворение получают и оратор и аудитория.
 
 
 

 

Индивидуальный  речевой стиль оратора 

В сознании каждого слушателя и аудитории  в целом заложено определенное представление о том, каким должен быть идеальный оратор, как он должен выглядеть, говорить, держаться во время речи. Соответствие или несоответствие индивидуального речевого поведения и речевого имиджа идеальному влияет на восприятие оратора аудиторией. По речевому поведению говорящего составляют мнение о нем как о человеке и специалисте. 
Условия успеха ораторской речи многообразны, тем более что у каждого они могут быть свои, зависящие от индивидуальности оратора. Но, как мы уже заметили, восприятие оратора зависит от того, какой имидж он собой являет, соответствует ли речевому идеалу оратора.  
Речевой идеал оратора – это система качеств личности оратора и требований к речевому поведению оратора, благодаря которым возможен и осуществляется культивируемый обществом тип оратора и ораторского выступления. Для отечественного речевого идеала характерны такие черты, как уважение к аудитории, доброжелательность и дружелюбие, отсутствие многословия и грубости. 
Успех ораторской речи во многом зависит от того, насколько речь соответствует стилю, необходимому в данной речевой ситуации и потому ожидаемому слушателями, насколько проявляется индивидуальный стиль оратора.  
В современной риторике понятие «индивидуальный стиль речи» связано с личностью оратора, особенностями его мышления и восприятия, степенью владения языком и риторическими знаниями. 
Индивидуальный стиль оратора – это индивидуальная манера, которая проявляется в построении речи, выборе приемов воздействия, выразительных средств языка – тропов и фигур речи, интонации, жестикуляции  и т.п. 
Индивидуальный стиль, воплощающий эталонную модель (речевой идеал) оратора, весьма эффективно влияет на аудиторию. «Самое драгоценное для оратора – его индивидуальность, лелейте ее и берегите», Необходимо постоянно работать над совершенствованием своего индивидуального стиля. Эта работа заключается в изучении риторических рекомендаций, литературы, в выборе и «пробе» перечисленных выше риторических средств, постоянном анализе  чужих  публичных выступлений, самонаблюдении  и  оценивании собственных выступлений. Простейшая схема риторического анализа включает ответы на следующие вопросы: 
Что хотел сказать оратор? 
Что сказал? 
Что сказал ненамеренно?

Информация о работе Оратор и его аудитория