Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:59, реферат
Зачем и кому сегодня может понадобиться риторика - учение об ораторском искусстве, - теории красноречия? Взаимосвязь логики и риторики. Искусство убеждения - это не только сила логических аргументов. Логическая аргументация, вся мощь и сила доказательств не может переубедить человека, который не желает менять свою позицию. Почему риторика не ограничивается областью достоверного знания?
Введение 3
1.Понятие об ораторском искусстве 3
1.1.Типы ораторов 4
2.Подготовка и проведение публичного выступления 5
2.2.Владение материалом («что говорить») 5
2.3.Владение собой («как говорить») 7
2.4.Естественность поведения 7
2.5.Техника речи 7
2.6. Критерии оценки речи оратора 8 3. Контакт с аудиторией 9
3.1. Некоторые способы активизации внимания слушателей 10
Заключение 11
Список литературы 12
едеральное агентство
по образованию
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«Ижевский государственный
технический университет»
Факультет «Экономика,
право и гуманитарные науки»
Кафедра «Лингвистика»
Реферат
«Оратор и его
аудитория»
Выполнил:
студент группы 2-65-1
Принял:
д.ф.н., профессор
Ижевск 2008
Оглавление
Введение
1.Понятие об ораторском
искусстве
1.1.Типы ораторов
2.Подготовка и
проведение публичного
2.2.Владение материалом
(«что говорить»)
2.3.Владение собой
(«как говорить»)
2.4.Естественность
поведения
2.5.Техника речи
2.6. Критерии оценки речи оратора
3.1. Некоторые способы
активизации внимания
Заключение
Список литературы
Введение
Красноречие есть нечто
такое, что дается труднее, чем это,
кажется, и рождается из очень
многих знаний и стараний.
Марк Туллий Цицерон
Зачем и кому сегодня может
понадобиться риторика - учение об
ораторском искусстве, - теории красноречия?
Взаимосвязь логики и риторики.
Искусство убеждения - это не
только сила логических
Сегодня, в начале XXI в., очень остро
стоит вопрос об эффективности
коммуникации и мастерстве
Большинство преуспевающих
Что дает человеку свободное
владение речью? Человек, свободно владеющий
речью, пользуется уважением окружающих
почти автоматически. Он всем интересен,
ему легко вступить в контакт,
он может влиять на собеседников. Ораторскому
искусству можно обучиться. Открыть свой
потенциал, научиться произносить речь
перед публикой, обрести уверенность в
себе могут практически все желающие.
1.Понятие об ораторском
искусстве
Термин "ораторское
искусство" античного происхождения
(от лат. oratoria). Его синонимы: "риторика"
(от греч. rhetorike) и "красноречие" (рус.).
Древние греки трактовали
риторику как "искусство убеждения".
Монологическая речь, по мнению Платона
и Сократа, Аристотеля и других философов,
призвана обратить в свою веру слушающих.
Начиная с Древней
Греции ораторское искусство было неразрывно
связано с политикой. Все знаменитые
ораторы Древней Греции были крупными
политическими деятелями (Перикл, Демосфен).
Во времена римской
цивилизации под риторикой
Сегодня в понятия
"риторика", "ораторское искусство",
"красноречие" вкладывают следующий
смысл:
1) способность, умение
говорить красиво, убедительно;
2) искусная речь,
построенная на ораторских
1.1. Типы ораторов
С. Ф. Иванова в
работе «Специфика публичной речи»
(М. , 1978)выявила индивидуальные речевые
типы:
1) Рационально - логический. Ораторы
этого типа склонны к анализу
явлений, к рассуждениям и
2) Эмоционально - интуитивный. Представители
этого типа говорят страстно,
увлеченно, пересыпая свою
3) Философский. Ораторы - «философы»
более или менее эмоциональны,
склонны к анализу, иногда
Лирический, или
художественно - образный. Глубокая
эмоциональность, лиризм, внутреннее
волнение, острая впечатлительность,
проникновенность - черты, характерные
для типа. Чаще всего в основе
его - характер утонченный, меланхолический.
2.Подготовка и
проведение публичного
В основе классической
схемы ораторского искусства
лежит 5 этапов:
1. Подбор необходимого
материала, содержания
2. Составление плана,
распределение собранного
3. Словесное выражение",
литературная обработка речи;
4. Заучивание, запоминание
текста;
5. Произнесение.
Как видно из выше написанного,
4 из 5 этапов в деятельности оратора
отводятся на подготовку речи.
Греки говорили, что речи Демосфена
пропитаны маслом ночной
Для современного оратора
2.2. Владение материалом
(«что говорить»)
Грамотная речь –
первая составляющая данного уровня,
т.е. речь с соблюдением норм современного
литературного языка.
Словарный запас
. Хороший оратор
всегда имеет достаточный
Задача оратора
– увеличивать активный словарный
запас. Это достигается, когда регулярно
используется внешний источник информации:
при прослушивании лекций, при
просмотре теле- и радиопередач,
прочтении книг. Пополнение словарного
запаса происходит в основном за счет
синонимов. Активный словарь оратора
формируют также многозначные слова,
заимствования, фразеологизмы, антонимы.
Композиция речи
обусловлена психологией
Речь состоит из
трех частей: 1. Вступление, 2. Основная
часть, 3. Заключение. Их основное назначение
таково (см. табл. 2).
Таблица 2
Назначение частей речи
Часть речи
Назначение
Вступление
Привлечь внимание
слушателей, подготовить аудиторию
к восприятию основной части; завоевать
доверие, симпатию аудитории; вызвать
интерес к предмету
Основная часть
Сообщить информацию;
обосновать ее
Заключение
Суммировать сказанное;
сделать выводы; закрепить основную
мысль в памяти слушателей (повторить
вкратце); призвать к действию
Следует соблюдать
пропорции речи. Вступление плюс заключение
должны составлять не более 1/3 всего
выступления. От того, как построено
вступление, зависит первое впечатление
слушателей об ораторе. Каждый оратор
должен стремиться к тому, чтобы
сделать начало речи возможно более
конструктивным. Вот некоторые речевые
приемы, которые обычно используются
ораторами во вступительной части:
- изложение плана предстоящей
речи;
- актуальность темы с позиции
сегодняшнего дня;
- история вопроса.
При изложении основной
части оратор должен следить за тем,
чтобы предмет речи оставался
неизменным, чтобы на него "нанизывались"
все аргументы, подчеркивая и
укрепляя те или иные аспекты.
В заключении подводится
итог выступления. Здесь особенно важен
регламент. Прерванное выступление
на полуслове придает речи в целом
незавершенность, недосказанность. С
другой стороны, излишне затянутое
заключение поневоле воспринимается как
новая (основная) часть речи. Заключение
должно быть естественным, кратким
и вытекать из содержания.