Общие принципы выражения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:03, доклад

Описание работы

Три принципа, которыми объясняется большинство выражений и жестов, непроизвольно употребляемых человеком и животными под влиянием различных эмоций и ощущений:
Принцип полезных ассоциированных привычек. — Определенные сложные действия оказываются прямо или косвенно полезными при известных душевных состояниях, облегчая определенные ощущения или удовлетворяя известные желания.

Работа содержит 1 файл

Конспект дарвин.docx

— 59.63 Кб (Скачать)

  Лошади. - Когда лошади разъярены, они плотно прижимают уши назад, вытягивают голову и отчасти обнажают резцы, готовясь укусить. Намереваясь лягнуть, они обыкновенно по привычке оттягивают уши назад н глаза их бывают своеобразно устремлены назад15. Когда лошади довольны, как это бывает, когда им приносят в конюшню какой-нибудь очень любимый корм, они поднимают и вытягивают голову, настораживают уши и, пристально глядя на своего друга, часто ржут. Нетерпение выражается ударом копыта о землю.

  Жвачные. — Рогатый скот и овцы замечательны тем, что, за исключением случаев острой боли, они в слабой степени проявляют свои эмоции или ощущения. Разъяренный бык выражает свою ярость своеобразной манерой опускания головы, расширением ноздрей и мычанием. Кроме того, он часто роет копытами землю; но эти движения, по-видимому, совершенно отличны от топания нетерпеливой лошади, ибо на сухой почве бык поднимает тучи пыли.

  Обезьяны. — Различные виды и роды обезьян выражают свои чувства самыми разнообразными способами; этот факт интересен, так как до некоторой степени имеет отношение к вопросу, следует ли считать так называемые человеческие расы самостоятельными видами или разновидностями, ибо, как мы увидим в следующих главах, различные расы людей выражают свои эмоции и ощущения повсеместно с замечательным единообразием. Некоторые из выразительных движений у обезьян интересны в другом смысле: именно тем, что они позволяют пронести тесную аналогию с выражениями у человека. 

Глава 6. Специальные выражения  у человека: страдание  и плач.

    Телесные  и душевные страдания: плач. Когда маленькие дети испытывают хотя бы легкую боль, умеренный голод или ощущают какое-нибудь неудобство, они испускают громкие и продолжительны^ крики. В это время глаза у них плотно закрываются, так что кожа вокруг них морщится, а лоб нахмуривается. Рот при этом широко открыт, а губы особым образом оттягиваются, придавая рту почти четырехугольную форму; десны или зубы более или менее обнажаются. Дыхание становится почти судорожным. В очень раннем возрасте слезы не выделяются от боли или какого-либо душевного настроения, тогда как в более позднем возрасте нет выражения более всеобщего и более резко проявляющегося, чем плач. У взрослых, особенно у мужчин, плач перестает вызываться физической болью или служить ее выражением. Это можно объяснить тем, что у цивилизованных и у диких рас обнаружение телесной боли каким-нибудь внешним признаком считается у мужчин слабостью и отсутствием мужества.

    О причине сокращения мышц вокруг глаз при крике. — У детей постарше и даже у взрослых при бурном и несдержанном плаче можно наблюдать тенденцию к сокращению этих же самых мышц. Однако, чтобы не мешать акту зрения, эта тенденция часто преодолевается. Для сокращения этих мышц нет необходимости в том, чтобы воздух действительно выталкивался из грудной клетки: для этого достаточно сильного сокращения мышц груди и живота в тот момент, когда закрытие голосовой щели препятствует выходу воздуха. При сильной рвоте или позывах к ней диафрагма опускается оттого, что грудная клетка наполнена воздухом: потом она удерживается в этом положении вследствие смыкания голосовой щели. Величайшее напряжение мышц тела не ведет к сокращению мышц вокруг глаз, если мышцы грудной клетки не приходят в сильное действие, выталкивая воздух или сжимая его внутри легких.

    Причина выделения слез. — Один из важных фактов, который необходимо принять в соображение при любом теоретическом объяснении причины выделения слез под влиянием изменения душевного состояния, заключается в том, что при каждом сильном и непроизвольном сокращении мышц вокруг глаз, имеющем целью сжатие кровеносных сосудов и предохранение этим глаз, неизменно выделяются слезы, часто настолько обильные, что они катятся по щекам. Это происходит как при самых противоположных эмоциях, так и при пх отсутствии. Единственное, да и то частичное исключение, говорящее против существования связи между непроизвольным сильным сокращением этих мышц и выделением слез, представляют маленькие дети, которые, громко крича при плотно зажмуренных веках, обыкновенно не плачут раньше 2—3 или 4-х месяцев. Однако их глаза наполняются слезами в гораздо более раннем возрасте.

    Нельзя  установить с уверенностью характер связи между непроизвольным и  энергичным сокращением мышц вокруг глаза и выделением слез. Но по этому  вопросу можно лишь высказать  правдоподобные предположения. Первичная  функция выделения слез вместе с выделением некоторого количества слизи заключается в смазывании поверхности глаза; вторичная, вспомогательная функция заключается, как некоторые думают, в том, чтобы поддерживать влажность в ноздрях с тем. чтобы вдыхаемый воздух был сырым, а также в усилении обонятельной способности. Другое, по меньшей мере — столь же важное, назначение слез состоит в том, чтобы смывать частицы пыли и другие мельчайшие предметы, которые могут попасть в глаза. Чрезвычайную важность этого назначения слез доказывают и те случаи, когда роговая оболочка становилась непрозрачной в результате воспаления, обусловленного тем, что частицы пыли из-за неподвижности глаза и века не были удалены.

    Плач  является, по-видимому, результатом следующей примерно цепи событий. Когда дети голодны или испытывают какое-нибудь страдание, они громко кричат, подобно детенышам большинства других животных, отчасти призывая родителей на помощь, а отчасти потому, что всякое большое усилие приносит облегчение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 7. Упадок духа, тревога, горе, уныние и отчаяние. 

    Наклонное положение бровей. — иногда можно видеть, как они принимают наклонное положение у людей, страдающих от глубокого уныния и тревоги. Брови принимают такое положение вследствие того, что сокращение некоторых мышц (а именно круговых мышц глаза, conngatores и пирамидальных мышц носа, которые совместно стремятся опустить и сдвинуть брови) отчасти сдерживается более сильным действием нейтральных фасций лобной мышцы. Способность легко приводить мышцы горя в действие, по- видимому, наследственна, подобно почти всем другим человеческим способностям. Мышцы горя не очень часто приходят в действие; кроме того, так как сокращение их часто бывает мгновенным, то оно легко ускользает от наблюдения. Хотя все, кому удается наблюдать это выражение, тотчас же распознают в нем выражение горя пли тревоги, все-таки ни один человек из тысячи, если он никогда не изучал этого вопроса, не будет в состоянии в точности сказать, какая перемена происходит в лице страдальца.

    О причине наклонного положения бровей при страдании. — Эта способность у разных людей, без сомнения, различна. Пирамидальная мышца служит для оттягивания вниз кожи лба между бровями вместе с внутренними краями бровей. Центральные фасции лобной мышцы являются антагонистами пирамидальной, и если действие последней специальным образом сдерживается, то эти центральные фасции непременно сократятся. Таким образом, если люди, имеющие сильные пирамидальные мышцы, под влиянием яркого света бессознательно захотят воспрепятствовать опусканию бровей, то центральные фасции лобной мышцы должны прийти в действие и их сокращения вместе с сокращением camigarares и круговой мышцы глаза окажут на брови и лоб только что описанное влияние, если это сокращение достаточно сильно, чтобы преодолеть действие пирамидальных мышц.

    Об  опускании углов рта. — Это движение производится мышцами depressoresangulioris. Волокна этих мышц расходятся вниз, а верхние сходящиеся концы прикреплены с разных сторон к углам рта и к нижней губе, несколько отступая от углов по направлению к середине8. Некоторые из волокон, по-видимому, противодействуют большой скуловой мышце, а другие — различным мышцам, идущим к наружной части верхней губы. Сокращение этой мышцы оттягивает вниз и наружу углы рта, включая и наружную часть верхней губы, и даже, в легкой степени, крылья носа. Когда рот закрыт, а эта мышца действует, то губная спайка, или линия соединения обеих губ, образует извилистую черту, обращенную вогнутой частью вниз, причем губы (особенно нижняя) обыкновенно немного оттопыриваются.

Глава 8. Радость, приподнятое настроение, любовь, нежные чувства, благоговение.

      Когда радость бывает сильной, она вызывает различные бесцельные движения: пляску, хлопанье в ладоши, топанье ногами и т. д., а также громкий смех. По-видимому, смех является первоначально просто выражением радости при счастье. Мы ясно видим это у играющих детей, которые смеются почти беспрестанно. Даже по выходе из детства приподнятое настроение у молодых людей всегда сопровождается бессмысленным смехом.

    У взрослых людей смех вызывается причинами, значительно отличающимися от тех, которых бывает достаточно в детстве; по это замечание почти не относится к улыбке. В этом отношении смех аналогичен плачу, который у взрослых связан только с душевными огорчениями, тогда как у детей плач вызывается и телесной болыо, и каким-либо страданием, а также страхом пли гневом.

    Так как при смехе и при широкой  улыбке щеки и верхняя губа сильно поднимаются, то кажется, будто нос  становится короче, кожа на переносице покрывается мелкими поперечными морщинами, а по бокам образуются другие продольные наклонные липни. Верхние передние зубы обыкновенно обнажаются. Образуется ясно обозначенная носогубная складка, идущая от крыла каждой ноздри к углу рта; у старых людей эта складка часто бывает двойной. Мы смутно понимаем, каким образом издавание  звуков какого бы то ни было рода могло естественным путем ассоциироваться с приятным настроением. Между тем у значительной части животного царства голосовые или инструментальные звуки употребляются одним полом как призыв или приманка для другого. Они употребляются также как знак радостной встречи между родителями и их детьми и между дружными членами одной общины. Но мы не знаем, почему звуки, которые издает человек, когда он бывает доволен, имеют своеобразный характер повторяющихся звуков, свойственный смеху. Тем не менее нам понятно, что эти звуки, естественным образом, должны резко отличаться от воплей пли криков, издаваемых в беде, при которых выдохи бывают продолжительными и непрерывными, а вдохи короткими и прерывистыми; при звуках же, издаваемых от радости, мы могли бы, пожалуй, ожидать, что выдохи будут короткими и прерывистыми, а вдохи продолжительными. Следовательно, можно сказать, что улыбка является первой ступенью в развитии смеха, но можно высказать иной, более правдоподобный взгляд, а именно, что привычка издавать от удовольствия громкие повторяющиеся звуки привела к оттягиванию углов рта и верхней губы и к сокращению круговых мышц рта; теперь те же самые мышцы, в силу ассоциации и долговременной привычки, приходят в легкой степени в действие всякий раз, когда какая-нибудь причина возбуждает в нас чувство, которое могло бы вызвать смех, если бы оно было более сильным; результатом является улыбка.

    Приподнятое настроение, веселость. — Человек в приподнятом настроении обыкновенно имеет тенденцию оттягивать углы рта, даже если он при этом и не улыбается. При возбуждении, вызванном удовольствием, кровообращение ускоряется, глаза блестят, и цвет лица становится ярче. Мозг, возбуждаемый усиленным приливом крови, оказывает влияние на умственную деятельность; живые представления быстрее мелькают в голове, и чувства возбуждаются.

    Все выражения у человека, находящегося в приподнятом настроении, представляют полную противоположность выражениям у человека, страдающего от боли. По словам Ч. Белла, «при всех возбуждающе радостных эмоциях брови, веки, ноздри и углы рта поднимаются. При угнетающих переживаниях наблюдается обратное». Под влиянием депрессии лоб бывает нахмурен, а веки, щеки, нос и вся голова опускаются; глаза становятся тусклыми, лицо — бледным, дыхание — замедленным. От радости лицо

    Часто наблюдается насильственный смех, к  которому прибегают, чтобы скрыть или замаскировать какое-нибудь иное душевное состояние, даже гнев. Мы часто видим, что люди смеются, чтобы скрыть стыд или робость. При насмешке действительная или притворная улыбка или смех часто сливаются с выражением, свойственным пренебрежению, которое может перейти в гневное пренебрежение или презрение.

    В таких случаях назначение смеха  или улыбки состоит в том, чтобы  показать обидчику, что он возбуждает только смех.

    Любовь, неясные чувства и т. д. — Хотя эмоция любви, например любовь матери к своему младенцу, одна из сильнейших, к каким способна наша душа, все же нельзя сказать, что эта эмоция имеет особый, ей одной свойственный способ выражения; и это понятно, ибо любовь обычно не влечет за собой какой-либо определенный образ действий. Нет сомнения, что чувство привязанности, поскольку оно приятно, обыкновенно вызывает легкую улыбку и несколько усиливает блеск глаз. Обычно мы испытываем сильное желание прикасаться к любимому существу: этим способом любовь выражается яснее, чем каким-либо другим. Поэтому мы жаждем заключить в свои объятия тех, кого мы нежно любим. Вероятно, этим желанием мы обязаны наследственной привычке, ассоциированной с нянчением наших детей и уходом за ними, а также с взаимными ласками влюбленных.И у низших животных мы видим действие этого же самого принципа: прикосновение, ассоциированное с любовью, доставляет удовольствие. Собаки и кошки испытывают явное удовольствие, когда трутся о своих хозяев и хозяек и когда те их гладят и треплют

Информация о работе Общие принципы выражения