Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:07, реферат
Обращение – элемент речевого этикета, связанный с началом общения, который выражается в адресации к собеседнику по имени (фамилии), должностному или профессиональному признаку. Вся система обращений также национально специфична. Обращение имеет несколько целей. Во-первых, это обычное выражение вежливости и оказание уважения собеседнику. Во-вторых, указание на то, что конкретная информация будет адресована тому, кому адресовано данное обращение.
Обращение – элемент
речевого этикета, связанный с началом
общения, который выражается в адресации
к собеседнику по имени (фамилии),
должностному или профессиональному
признаку. Вся система обращений
также национально специфична. Обращение
имеет несколько целей. Во-первых,
это обычное выражение
В-третьих, обращение
снимает обезличивание, т. е. оказание
внимания данному человеку показывает
заинтересованность обращающегося
к личности как к субъекту делового
или иного общения. В-четвёртых, обращение
вызывает положительные эмоции у
собеседника и соответственно чувство
удовлетворения от них. В-пятых, обращение
формирует аттракцию (чувство взаимной
симпатии, привязанности, расположения).
Следовательно, обращение – не просто
элемент речевого этикета, дань вежливости,
но и психологический приём
Так, например, применение
приема «имя собственное» предполагает
использование положительных
В речи используются и специальные слова-обращения. Они выполняют в общении несколько функций, например, обозначают адресата речи (индексовые обращения); регулируют тон и дистанцию обращения (обращения-регулятивы).
Любое обращение, с помощью которого мы обозначаем адресата речи, – это обращение-индекс: водитель! доктор! кондуктор! профессор! и т. п. Такие обращения широко используются в деловой речи. При необходимости мы используем обращения-индексы и в повседневной речи:
– Доктор, выпишите, пожалуйста, рецепт!
– Водитель, остановите машину у перекрестка, пожалуйста!
– Уважаемые покупатели! Для вашего удобства в нашем магазине работает камера хранения.
Клиенты, рекламодатели, партнеры, соучредители и т. п. – все эти слова используются в качестве обращений-индексов в различных жанрах деловой речи: «Уважаемые клиенты нашего банка! Сообщаем о ежегодной выплате дивидендов держателям акций и выплате процентов по вкладам с 12 января 1998 года».
Обращения располагаются, как правило, в начале текста и организуют его в значительной степени.
Обращения-индексы сами по себе не являются вежливыми или невежливыми. Их этикетная информация минимальна. В отличие от них обращения-регулятивы (брат, мамаша, друзья, коллеги) регулируют отношения с теми, кому адресуются. В деловой речи они используются гораздо реже:
– Уважаемые коллеги, хочу обратиться к вам со следующим предложением…
– Дорогие друзья, позвольте мне в этот торжественный час…
С употреблением
обращений-индексов и обращений-регулятивов,
как правило, затруднений не возникает.
Гораздо сложнее обстоят дела
с общеупотребительным
Обращение «господа», «дамы и господа» начинает использоваться в глубоком средневековье, в качестве обращения к князю, главе семьи, хозяину («господин»). Постепенно значение «владыка», «повелитель» исчезло. С середины Х1Х в. так начали обращаться к людям, имевшим собственные предприятия, земли, недвижимость и т. п., а к концу XIX – началу XX в. это обращение используется как официальное при адресации к нетитулованным особам, включая широкие слои чиновников и даже ремесленников.
Сегодня это обращение переживает второе рождение. Оно все активнее входит в деловое общение. Употребляя его, нужно помнить следующее.
Во-первых, в форме единственного числа обращение «господин» не употребляется самостоятельно, но только с фамилией, званием или должностью:
Господин Онучкин, господин губернатор, господин председатель, господин профессор.
Во-вторых, обращение «господа» или «дамы и господа» – это обращение равного к равным. Иногда оно сочетается с индексовыми обращениями при условии однородности аудитории: господа банкиры, господа предприниматели.
В-третьих, поскольку обращение еще сохраняет как старое лексическое значение, так и социально-политический дореволюционный оттенок («хозяин своего положения»), оно не должно употребляться по отношению к малоимущим, безработным и другим социально не защищенным слоям населения. В этом случае оно может звучать просто как издевательство: «господа безработные» или «господа беженцы».
Нужно быть чутким
в выборе обращения, потому что сегодня
в отсутствие единого общеупотребительного
национального обращения может
возникнуть масса непредвиденных ситуаций
при употреблении уже ушедших
«товарищи», «граждане» и возвращающегося
«господа». Так, в армии еще сохраняются
обращения «товарищ генерал», «товарищ
майор», в юридическо-процессуальной
сфере – «гражданин» («гражданка»),
в политике, культуре, официально-деловой
сфере все большее употребление
приобретает обращение «
Сегодня появляются
попытки выработать новые официальные
обращения, объединяющие представителей
всех национальностей и сословий:
сограждане, соотечественники, россияне.
Они используются только в форме
множественного числа при обращении
к публике. А вот при необходимости
обратиться к человеку в очереди,
в автобусе, в мастерской часто
возникают затруднения. Совершенно
недопустимыми, безграмотными являются
обращения «мужчина» – «
Таким образом, можно сделать вывод, что система обращений существенно изменилась за последнее время: возвращаются забытые обращения, уходят еще недавно казавшиеся единственно возможными публичные обращения. Возвращение утраченных этикетных знаков еще не стало системным, поэтому в каждой конкретной ситуации нужно ориентироваться особо, учитывая традиции русского речевого этикета и фактор адресата.