Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:10, доклад
Нейролингвистика (от греч. nйuron – жила, нерв и лат. lingua –язык) – наука, которая изучает мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга. Следовательно, можно выделить три аспекта изучения: 1) язык как система знаков; 2) речь и речевая деятельность (процессы декодирования (понимания речи) и кодирования (производства речи); 3) зоны мозга, связанные с кодированием и декодированием информации о действительности.
Нейролингвистика (от греч. nйuron – жила, нерв и лат. lingua –язык) – наука, которая изучает мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга. Следовательно, можно выделить три аспекта изучения: 1) язык как система знаков; 2) речь и речевая деятельность (процессы декодирования (понимания речи) и кодирования (производства речи); 3) зоны мозга, связанные с кодированием и декодированием информации о действительности. Причем все эти аспекты изучаются не изолированно, а только во взаимосвязи, т.е. изучается система языка в соотношении с мозговым субстратом (от лат. substratum – подстилка, основа – основа предмета или вещества, в нашем случае можно говорить о мозговой основе) языкового поведения. Таким образом,
нейролингвистика (НЛ) акцентирует свое внимание на диагностике и лечении различных видов речевых расстройств. Языковая деятельность по И. А. Бодуэну де Куртене состоит из трёх компонентов – фонации (произнесения), аудиции (восприятия) и церебрации (процессов, происходящих в индивидуальном мозговом центре).
Предметом нейролингвистики выступают афазии – речевые расстройства, вызванные поражением определенных зон головного мозга, обычно левого (у правшей) полушария.
К нарушению речи в целом ведёт поражение любого участка речевой зоны мозга. Однако характер нарушения зависит в первую очередь от функции пострадавшего участка. Выделяются три формы афазий, имеющий синтагматическую природу, при нарушении передней речевой зоны:
динамическая афазия: нарушения на семантическом уровне (затруднения в построении смысловой схемы высказывания или воссоздания её в процессе понимания; нарушения грамматической организации высказывания, замещение высказывания отдельными номинациями или их цепочкой);
синтаксическая афазия, аграмматизм: нарушения на синтаксическом уровне (затруднения в грамматической организации высказывания; тип «телеграфного стиля» - затруднение понимания сложных грамматических конструкций);
эфферентная моторная афазия: нарушения а моторном уровне (понимание чужой речи лучше, чем своей).
Помимо различного рода афазий для нейролингвистики представляют интерес и неафазические формы расстройств языкового поведения, к которым относятся:
речевая слуховая агнозия – трудности в узнавании звуков родной речи;
речевая зрительная агнозия – трудности в узнавании знаков письменной речи;
речевая апраксия – при отсутствии двигательных расстройств человек «не умеет» произнести или написать слово;
алексия и аграфия – трудности в чтении или отсутствие этой способности.
Прдолжают обсуждаться нейролингвистические представления о том, как человек отражает действительность посредством органов чувств и сопряженных с ними анализаторов мозга – зрительного, слухового и тактильно-кинестетического.
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно выделить круг вопросов, на которые стремится ответить нейролингвистика, а именно:
· Что происходит с языком и общением после разных мозговых травм?
· Как развивались возможность общения и возможность использования языка на протяжении эволюции? Как развивался мозг в то же время?
· Как дети учатся сообщаться и использовать язык? Какое отношение есть между овладением языком и развитием мозга?
· Как наблюдать и объяснять процессы мозга, которые связаны с языком и общением?
· Как создать объяснительные модели процесса общения, чтобы разъяснить это лингвистическое явление?
Информация о работе Нейролингвистика. Круг её основных интресов