Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 15:41, лекция
Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.
* 8.1. Разновидности научного стиля речи.
* 8.2. Лексика научного стиля.
* 8.3. Морфология научного стиля.
* 8.4. Синтаксис научного стиля.
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
ТЕМА 8. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ
Научный
стиль речи является средством
общения в области науки и учебно-научной
деятельности. Каждый член современного
общества в разное время жизни и в разной
мере сталкивается с текстами данного
стиля, функционирующего в устной и письменной
форме, поэтому овладение нормами научного
и научно-учебного стиля речи является
важной составной частью культуры русской
устной и письменной речи.
Научный стиль принадлежит к числу книжных
стилей русского литературного языка,
обладающих общими условиями функционирования
и схожими языковыми особенностями, среди
которых:
Появление и
развитие научного стиля связано
с прогрессом научных знаний в
различных областях жизни и деятельности
природы и человека. Первоначально
научное изложение было приближено
к стилю художественного
8.1. Разновидности научного стиля речи
Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):
Реализуясь в
письменной и устной форме общения,
современный научный стиль
|
|
Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:
Многообразие
видов научного стиля речи базируется
на внутреннем единстве и наличии
общих внеязыковых и собственно
лингвистических свойств этого
вида речевой деятельности, которые
проявляются даже независимо от характера
наук (естественных, точных, гуманитарных)
и собственно жанровых различий.
Сфера научного общения отличается тем,
что в ней преследуется цель наиболее
точного, логичного, однозначного выражения
мысли. Главнейшей формой мышления в области
науки оказывается понятие, динамика мышления
выражается в суждениях и умозаключениях,
которые следуют друг за другом в строгой
логической последовательности. Мысль
строго аргументирована, подчеркивается
логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи
находятся анализ и синтез. Следовательно,
научное мышление принимает обобщенный
и абстрагированный характер. Окончательная
кристаллизация научной мысли осуществляется
во внешней речи, в устных и письменных
текстах различных жанров научного стиля,
имеющих, как было сказано, общие черты.
Общими внеязыковыми
свойствами научного стиля речи, его
стилевыми чертами, обусловленными
абстрактностью (понятийностью) и строгой
логичностью мышления, являются:
Важнейшая
задача научного стиля речи - объяснить
причины явлений, сообщить, описать существенные
признаки, свойства предмета научного
познания.
Названные особенности научного стиля
находят выражение в его языковых характеристиках
и определяют системность собственно
языковых средств этого стиля. Научный
стиль речи включает в себя языковые единицы
трех типов.
8.2. Лексика научного стиля
Так как ведущей
формой научного мышления является понятие,
то и почти каждая лексическая
единица в научном стиле
Термин является основной лексической
и понятийной единицей научной сферы человеческой
деятельности. В количественном отношении
в текстах научного стиля термины преобладают
над другими видами специальной лексики
(номенклатурными наименованиями, профессионализмами,
профессиональными жаргонизмами и пр.),
в среднем терминологическая лексика
обычно составляет 15-20% общей лексики данного
стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного
текста термины выделены особым шрифтом,
что позволяет увидеть их количественное
преимущество по сравнению с другими лексическими
единицами: К тому времени физики уже знали,
что эманация - это радиоактивный
химический элемент
нулевой группы периодической
системы, то есть инертный
газ; его порядковый
номер - 85, а массовое
число наиболее долгоживущего изотопа
- 222.
Для терминов как основных лексических
составляющих научного стиля речи, а также
для других слов научного текста характерно
употребление в одном, конкретном, определенном
значении. Если слово многозначно, то оно
употребляется в научном стиле в одном,
реже - в двух значениях, которые являются
терминологическими: сила,
размер, тело, кислый,
движение, твердый (Сила -
величина векторная
и в каждый момент времени
характеризуется числовым
значением. В данной
главе содержатся сведения
об основных стихотворных
размерах.) Обобщенность, абстрактность
изложения в научном стиле на лексическом
уровне реализуется в употреблении большого
количества лексических единиц с абстрактным
значением (абстрактная лексика). "Научный
язык совпадает с понятийно-логическим
языком, … понятийный язык выступает как
более абстрактный" (Балли
Ш. Французская стилистика. М., 1961. С.
144, 248).
О.Д. Митрофанова в работе "Язык научно-технической
литературы" (М.: Изд-во МГУ, 1973. С. 30, 31)
отмечает однообразие, однородность лексики
научного стиля, что приводит к увеличению
объема научного текста за счет многократного
повторения одних и тех же слов. Так, по
ее данным, в текстах по химии на объем
текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные
ниже слова употреблены следующее число
раз: вода - 1431, раствор - 1355, кислота - 1182,
атом - 1011, ион - 947 и пр.
Научный стиль имеет и свою фразеологию,
включающую составные термины: солнечное
сплетение, прямой угол,
наклонная плоскость,
глухие согласные, деепричастный
оборот, сложносочиненное
предложение, а также различного рода
клише: заключается
в …, представляет собой
…, состоит из …, применяется
для … и пр.
8.3. Морфология научного стиля
Языку научного
общения присущи и свои грамматические
особенности. Отвлеченность и обобщенность
научной речи проявляются в особенностях
функционирования разнообразных грамматических,
в частности морфологических, единиц,
что обнаруживается в выборе категорий
и форм, а также степени их частоты
в тексте. Реализация закона экономии
языковых средств в научном стиле
речи приводит к использованию более
кратких вариантных форм, в частности
форм существительных мужского рода
вместо форм женского рода: клавиш
(вместо клавиша), манжет (вместо
манжета).
Формы единственного числа имен существительных
используются в значении множественного
числа: Волк - хищное
животное из рода собак;
Липа начинает цвести
в конце июня. Вещественные и отвлеченные
существительные нередко употребляются
в форме множественного числа: смазочные
масла, шумы в радиоприемнике,
большие глубины.
Названия понятий в научном стиле преобладают
над названиями действий, это приводит
к меньшему употреблению глаголов и большему
употреблению существительных. При использовании
глаголов заметна тенденция к их десемантизации,
то есть утрате лексического значения,
что отвечает требованию абстрактности,
обобщенности научного стиля. Это проявляется
в том, что большая часть глаголов в научном
стиле функционирует в роли связочных:
быть, являться, называться,
считаться, стать, становиться,
делаться, казаться,
заключаться, составлять,
обладать, определяться,
представляться и др. Имеется значительная
группа глаголов, выступающих в качестве
компонентов глагольно-именных сочетаний,
где главная смысловая нагрузка приходится
на имя существительное, обозначающее
действие, а глагол выполняет грамматическую
роль (обозначая действие в самом широком
смысле слова, передает грамматическое
значение наклонения, лица и числа): приводить
- к возникновению, к
гибели, к нарушению,
к раскрепощению; производить -
расчеты, вычисления,
наблюдения. Десемантизация глагола
проявляется и в преобладании в научном
тексте глаголов широкой, абстрактной
семантики: существовать,
происходить, иметь,
появляться, изменять(ся),
продолжать(ся) и пр.
Для научной речи характерно использование
глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими
значениями времени, лица, числа, что подтверждается
синонимией структур предложения: перегонку
производят - перегонка
производится; можно
вывести заключение -
выводится заключение и пр.
Еще одна морфологическая особенность
научного стиля состоит в использовании
настоящего вневременного (с качественным,
признаковым значением), что необходимо
для характеризации свойств и признаков
исследуемых предметов и явлений: При
раздражении определенных
мест коры больших полушарий
регулярно наступают
сокращения. Углерод
составляет
самую важную часть
растения. В контексте научной речи
вневременное значение приобретает и
прошедшее время глагола: Произведено
n опытов, в каждом из
которых x приняла
определенное значение. Вообще, по наблюдениям
ученых, процент глаголов настоящего времени
в три раза превышает процент форм прошедшего
времени, составляя 67-85% от всех глагольных
форм.
Отвлеченность и обобщенность научной
речи проявляется в особенностях употребления
категории вида глагола: около 80% составляют
формы несовершенного
вида, являясь
более отвлеченно-обобщенными. Немногие
глаголы совершенного вида используются
в устойчивых оборотах в форме будущего
времени, которое синонимично настоящему
вневременному: рассмотрим…,
уравнение примет вид. Многие глаголы
несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного
вида: Металлы
легко режутся.
Формы лица глагола и личные местоимения
в научном стиле также употребляются в
соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих
значений. Практически не используются
формы 2-го лица и местоимения ты,
вы, так как они являются наиболее конкретными,
мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее
частотны в научной речи отвлеченные по
значению формы 3-го лица и местоимения
он, она, оно. Местоимение мы, кроме
употребления в значении так называемого
авторского мы, вместе с формой глагола
часто выражает значение разной степени
отвлеченности и обобщенности в значении
"мы совокупности" (я и аудитория):
Мы приходим к результату.
Мы можем заключить.
8.4. Синтаксис научного стиля
Для синтаксиса
научного стиля речи характерна тенденция
к сложным построениям, что способствует
передаче сложной системы научных понятий,
установлению отношений между родовыми
и видовыми понятиями, между причиной
и следствием, доказательствами и выводами.
Для этой цели используются предложения
с однородными членами и обобщающими словами
при них. В научных текстах распространены
разные типы сложных предложений, в частности
с использованием составных подчинительных
союзов, что вообще характерно для книжной
речи: вследствие того
что; ввиду того что,
в то время как и пр. Средствами связи
частей текста служат вводные слова и
сочетания: во-первых,
наконец, с другой стороны, указывающие
на последовательность изложения. Для
объединения частей текста, в частности
абзацев, имеющих тесную логическую связь
друг с другом, используются указывающие
на эту связь слова и словосочетания:
таким образом, в заключение и пр. Предложения
в научном стиле однообразны по цели высказывания
- они почти всегда повествовательные.
Вопросительные предложения редки и используются
для привлечения внимания читателя к какому-либо
вопросу.
Обобщенно-абстрактный характер научной
речи, вневременной план изложения материала
обусловливают употребление определенных
типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных
предложений.
Действующее лицо в них отсутствует или
мыслится обобщенно, неопределенно, все
внимание сосредоточено на действии, на
его обстоятельствах. Неопределенно-личные
и обобщенно-личные предложения используются
при введении терминов, выведении формул,
при объяснении материала в примерах
(Скорость изображают
направленным отрезком;
Рассмотрим следующий
пример; Сравним предложения).