Научный стиль речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:12, реферат

Описание работы

Научная речь как функциональный стиль - явление сравнительно недавнего времени. Даже в самых развитых языках, к которым принадлежит и русский, формирование его еще не завершено. Развитие научной речи как функционального стиля связано, с одной стороны, с определенным уровнем развития и накопления знания в обществе, с другой - с уровнем развития национального языка.

Содержание

Введение

1. История научного стиля

2. Научный стиль

2.1 Определение и характеризующие свойства

2.2 Первичность письменной речи

2.3 Жанры научного стиля

2.4 Фразеологизмы в научном стиле

2.5 Особенности синтаксиса высказывания в научной речи

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Научный стиль речи..docx

— 48.32 Кб (Скачать)

      Господство  содержательного фактора, проявляется  и в обстановке научно-речевого общения, что, конечно, в первую очередь касается устного общения. Устная научная  речь в “чистом” виде реализуется  лишь в определенных, специально созданных  условиях для оптимального научно-информативного обмена. Здесь действует принцип  официальности, но официальности особого  рода, которая определяется особенностями  идентичного для всех участников объективного отношения к актуальному  предмету познания, одинаковой серьезной  заинтересованности в познании. Эта  официальность проявляется в  сознательном устранении тех речевых  элементов, которые не способствуют реализации этих требований. Вот почему она, в отличие от официальности  деловой речи, не несет напряженности, связанной с явной или скрытой  императивностью и абстрагирующей отчужденностью от конкретности адресата, а в отличие от официальности  дипломатической речи - не несет  напряженности, связанной со сложным  и тонким речевым подтекстом. Научная речь а) принципиально безподтекста, подтекст противоречит ее сущности. А ее модальная императивность ограничивается требованием к объективной логической последовательности в отображении объективных связей. Официальность собственно научного общения носит чисто рациональный характер, и это задается, прежде всего содержательной стороной научного произведения; б) Содержательной стороной обусловлено и господство монолога в организации научной речи. Собственно научный диалог (мы не включаем сюда непринужденной беседы двух ученых в личном общении) по существу представляет серию чередующихся монологов (к тому же эта форма в официальном научном общении сравнительно редка). Научная информация в силу своей объемности и логической последовательности требует обстоятельного изложения. Более того, - она требует определенной композиции целого с логической связью частей; в) Поэтому научный монолог обычно приобретает форму произведения с продуманным отбором содержания, четкостью его построения, оптимальностью речевого оформления. При этом внешняя композиция такого произведения обычно совпадает с внутренней логической композицией содержания. Она включает в себя такие части, как: 1) обоснование актуальности проблемы в целом, 2) обзор ее научного изучения, 3) конкретизирующая постановка основной проблемы (или проблематика) данного произведения, 4) рассмотрение проблемы (проблематики), 5) заключительный вывод (доказанный тезис).

      Научная речь оперирует понятиями сложного характера. Понятие - это форма, в  которой мыслятся существенные признаки - предмета,

      Достигнутое на предшествующих этапах и зафиксированное  в понятиях объективное знание включается в более содержательные и точные понятия нового этапа, а знание, оказавшееся  исторически ограниченным, субъективным или ложным - исключается. Таким образом, содержание и объем научного понятия  не остаются неизменными. Но в то же время понятия обладают большой  устойчивостью в силу, констатирующего, объективного характера науки в целом, и внесение каждого изменения в имеющееся установленное в системе данной науки содержание понятия требует специального научного обоснования, доказательства.

      В терминологии каждой науки можно  выделить несколько слоев, в зависимости  от сферы употребления, от характера  содержания понятия, от особенностей отражаемого  им объекта. Разумеется, границы между  ними не могут быть совершенно четкими, но это не исключает их качественной определенности в целом. Если идти по пути от общего к частному, то к первому  слою целесообразно отнести наиболее 1) общие категориальные понятия, одинаково  актуальные для всех или для значительного  ряда наук. Они отражают наиболее общие  объекты (предметы, признаки, связи  и т.д.) действительности. Речь идет о таких понятиях, как система, функция, значение, элемент, процесс, множество, часть, время, вещество, величина, условие, тело, движение, организм, свойство, скорость, результат, количество, качество. Они составляют общий понятийный фонд науки в, целом. Не случайно обозначающие их слова оказываются наиболее частотными в научной лексике.

      2) Ко второму слою следует отнести  понятия, общие для ряда смежных  наук, имеющих общие объекты исследования, например: абсцисса, белок, вакуум, вектор, генератор, дисперсия, диссоциация,  интеграл, матрица. нейрон, ордината, радикал, секреция, термический,  электролит и пр. Такие понятия  обычно служат связующим звеном  между науками одного более  или менее широкого профиля  (гуманитарные, естественные, технические,  физико-математические, биологические,  социологические, эстетические и  пр.) и их можно определить как профилыю-специальные.

      3) К третьему слою следует отнести  узкоспециальные понятия, характерные  большей частью для одной науки  (иногда двух - трех близких) и  отражающие специфичность аспекта  исследования. К таким понятиям  в биологии, например, можно отнести:  адиабатический, биогенный, блефаропласт, ботрия, брюхоногий, внеклеточный и т. п.

      Наряду  с выделением типов по степени  общности – специфичности - научного употребления целесообразно также  выделение типов по степени объемности, широты понятия. Наиболее широкие понятия данной науки, в которых отражаются наиболее общие и существенные признаки, свойства, связи, отношения ее основных объектов, называются категориями, или категориальными понятиями. “Каждая наука имеет систему своих категорий. Так, в формальной логике основными категориями являются: мышление, суждение, умозаключение, определение, силлогизм, индукция, дедукция, анализ, синтез, гипотеза, тождество, различие, утверждение, отрицание, отношение, метод, доказательство, опровержение, истинность и т. д. В каждой науке категории находятся во взаимосвязи”. “Основными категориями понятий, которые терминируются в медицине, являются: 1) названия органов и частей тела; 2) названия болезней, симптомов, синдромов, функциональные реакций, названия рефлексов, морфологических нарушений; 3) названия методов исследования, лечения; 4) названия лекарственных средств; 5) названия отраслей медицинской науки. В технике, естественно, терминируются иные категории понятий”. Категории составляют понятийное ядро, или основание, данной науки, ее категориальный строй. От них идет сеть понятий все более и более узкого объема. В целом они и составляют систему специальной (широкой и узкой) терминологии данной науки. Например, в металловедении одним из категориальных понятий является понятие коррозии металлов. Это общее понятие объединяет целый класс более частных подчиненных и соподчиненных понятий по следующим основаниям деления.

      2.3 Жанры научного стиля

 

      Научные тексты оформляются в виде отдельных  законченных произведений, структура  которых подчинена законам жанра.

      Можно выделить следующие жанры научной  прозы:

      Монография  (от греч. μονοσ - один, единый и γραφειν - писать) — научный труд в виде книги с углубленным изучением одной или нескольких (тесно связанных между собой) тем. Её автором как правило является один человек, но есть и коллективные монографии.

      Среди ученых принято любую достаточно длительную работу по исследованию какой-то определенной темы завершать публикацией  соответствующей монографии, которая  обычно содержит детальное описание методики исследования, изложение результатов  проведенной работы, а также их интерпретацию.

      В библиотечной науке термин «монография» обозначает любую несерийную публикацию, состоящую из одного или нескольких томов (ограниченного их количества). И именно это отличает ее от серийных публикаций, таких как газеты или журналы.

      Журнальная  статья — это произведение журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.

      Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) — разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т. д.), научного или научно-популярного произведения; жанр газетно-журнальной публицистики и литературной критики другими людьми, являющимися экспертами в этой области.

      Используется  в основном издателями для отбора и оценки представленных рукописей, а также различными фондами при  принятии решения о выделении  средств на исследование.

      Цель  рецензирования — удостовериться и  в необходимых случаях добиться от автора следования стандартам, принятых в конкретной области или науке  в целом. Публикации произведений, не прошедших рецензирования, часто  воспринимаются с недоверчивостью  профессионалами во многих областях.

      Учебник (учебное пособие) — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определенной области и используемая как в системе образования, на различных ее уровнях, так и для самостоятельного обучения.

      Учебники  составляются с учетом возрастных и  социальных особенностей их потенциальной  читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и  находится под контролем государственных  служб.

      Лекция (лат. lecture - чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопросу и т.д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения). Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классно-урочной системе обучения.

      Доклад - один из видов монологической речи, публичное развёрнутое официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных.

      Может быть устным или письменным.

      Часто передаёт информацию о служебном  деле руководству или вышестоящему должностному лицу.

      Информационное  сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе)

      Устное  выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.)

      Диссертация (от лат. dissertatio — рассуждение, исследование) — квалификационная работа на присуждение учёной степени или квалификации магистра.

      Научный отчёт — сообщение или документ, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации.

      Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

      К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся:

      Реферат (лат. refero — доношу, сообщаю, излагаю) — краткое изложение содержания научной работы, книги или учения, оформленное в виде письменного публичного доклада; доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора соответствующих источников информации (научных трудов, литературы по теме).Реферат является адекватным по смыслу изложением содержания первичного текста.

      Реферат отражает главную информацию первоисточника. Реферат должен быть информативным, объективно передавать информацию, отличаться полнотой изложения, а также корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике.

      Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.

      Репродуктивные  рефераты можно разделить еще  на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую  информацию в обобщенном виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах  исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения  данной темы.

      А в продуктивных рефератах выделяются реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор  составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки  зрения по данному вопросу. В реферате-докладе  наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развернутый  характер.

      Реферат имеет определенную композицию:

Информация о работе Научный стиль речи