Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:02, реферат
Научная речь как функциональный стиль - явление сравнительно недавнего времени. Даже в самых развитых языках, к которым принадлежит и русский, формирование его еще не завершено. Развитие научной речи как функционального стиля связано, с одной стороны, с определенным уровнем развития и накопления знания в обществе, с другой - с уровнем развития национального языка. В древние века, в детские свои годы, наука существовала как "философия".
Введение
1. История научного стиля
2. Научный стиль
2.1 Определение и характеризующие свойства
2.2 Первичность письменной речи
2.3 Жанры научного стиля
2.4 Фразеологизмы в научном стиле
2.5 Особенности синтаксиса высказывания в научной речи
Заключение
Литература
Реферат имеет следующие признаки:
Автореферат диссертации (от авто... и лат. refero - докладываю, сообщаю) — краткое изложение основных результатов диссертационного исследования на соискание учёной степени доктора или кандидата наук, составленное автором диссертации. Авторефераты диссертаций предназначены для ознакомления научного сообщества с таким вопросами как структура диссертации, краткое содержание, цели и задачи исследования, актуальность, личный вклад соискателя, новизна и др. Автореферат диссертации выпускается в виде брошюры и рассылается за 1 месяц до даты защиты диссертации. Отзывы на автореферат диссертации направляются отдельными учёными, научными учреждениями и их структурными подразделениями в адрес совета по защите диссертаций.
Конспект (от лат . conspectus - обзор), краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада.
Тезис (греч. θέσις) — положение, истинность которого должна быть доказана. Тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. д.
Аннотация (от лат. annotatio — замечание) — краткая характеристика издания: рукописи, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе?»Перед текстом аннотации присутствуют выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме.Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника.Аннотация может не упоминать субъект действия (предполагая, что он известен из контекста), и содержать пассивные конструкции — глагольные и причастные.
При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.
К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение.
Свободный
эквивалент фразеологической единицы
является актуальным типом словосочетания
в научной речи, и носит особый
характер фразеологичности. Сфера наибольшей
употребительности
Это не значит, что в научной речи вообще отсутствуют фразеологизмы и вообще отсутствует признак фразеологичности. Во-первых, существуют общеязыковые фразеологизмы понятийного характера: рациональное зерно, краеугольный камень, найти ключ к проблеме и т.п. 2) Существует понятие “терминологического фразеологизма”. Речь идет о специальных терминологических понятиях, номинации которых обладают отдельными качествами фразеологизма. Кроме структурной устойчивости, что само по себе еще не является признаком фразеологизма, они обладают условной метафоричностью и нетождественностью значения целого сумме значении компонентов. Последние два признака могут действовать с большей или меньшей активностью, так что и остатки “фразеологичности” в этих номинациях могут проявляться в большей или меньшей степени. Поэтому в таких, например, терминологических словосочетаниях, как: солнечная корона, крылатая фраза, демографический взрыв, художественная ткань - мы вполне ощущаем сопутствукпцие понятию образно-метафорические коннотации и соответственно элементы фразеологичности. Но - господствует абстрактно-понятийное значение, определенность которого задается дефиницией термина.
В
научной речи различают атомарные
и молекулярные словосочетания. Характерная
для научного мышления и речи активность
категории признаковости
Другой характерной особенностью именного словосочетания в научной речи является активность форм косвенно-объектного и обстоятельственного управления в ее составе.
Итак,
научная речь на уровне словосочетания
характеризуется крайней
Синтаксис научной речи имеет следующие особенности:
3.
Функциональная
Мы
выяснили, что наиболее полно выражающим
специфику научного стиля является
понятийное молекулярное словосочетание
с предикативной
Оказывается,
таким образом, что синтаксическая
организация речи подчинена задаче
последовательного накопления информации,
которая (как увидим дальше) затем
свертывается, и это даст возможность
мышлению идти от простого к сложному,
динамично оперировать все
В сложных предложениях, используемых в научных текстах, часто встречаются составные подчинительные союзы, характерные для книжной речи вообще (благодаря тому что; вследствие того что; в силу того что; несмотря на то что; между тем как; тогда, как и др.), позволяющие более точно, чем простые причинные, уступительные, временные союзы, выявить отношения между частями сложного предложения.
Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются слова и сочетания, указывающие на эту связь: поэтому, при этом, сначала, затем, таким образом, итак, следовательно и др. Средствами связи частей текста служат также вводные слова и сочетания во-первых, во-вторых. наконец, с одной стороны, с другой стороны и т.д., указывающие на последовательность изложения.
В целом синтаксические структуры в научной речи сложнее и насыщеннее лексическим, материалом, чем в художественной прозе.
Из
синтаксических особенностей научного
стиля следует отметить тенденцию
к сложным построениям. Такие
структуры представляют собой удобную
форму выражения сложной
По признаку обладания или необладания этим значением мы разделим все словосочетания на:
1)
словосочетания, имеющие в своем
составе сказуемое, или
При построении предложений заметно стремление авторов употреблять меньше глаголов и больше существительных: в научной литературе чаще встречаются названия понятий, реже - названия действий. В частности, это сказывается при выборе формы сказуемого: вместо глагола используется глагольно-именная конструкция, состоящий из однокоренного с глаголом существительного и другого глагола, имеющего ослабленное лексическое значение: проводятся испытания нового станка (ср.: испытывается новый станок); находят применение счетно-решающие устройства (ср.: применяются счетно-решающие устройства); дальше следует перечисление признаков (ср.: дальше перечисляются признаки); имеет место повышение температуры (ср.: повышается температура); происходит рост (ср.: растет); происходит увеличение (ср.: увеличивается); произвести вычисления (ср.: вычислить).