Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:01, реферат
Научно-техническая революция изменила и сам характер исследования. Научные проблемы решаются теперь, как правило, усилиями не одиночек, но коллективов ученых и инженеров. А это ведет к тому, что современный способ научного изложения можно определить как коллективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности.
Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык.
Рассмотрим в этой работе подробнее вопросы, связанные с понятием научного стиля литературного языка, его форм и функций.
I. Введение
II. Основное содержание:
История возникновения и развития научного стиля
Определение и особенности научного стиля
Общие черты научного стиля
Виды и жанры научного стиля
III. Заключение
IV. Список использованной литературы
Для связи частей текста используются специальные средства (слова, словосочетания и предложения), указывающие на последовательность развития мыслей («вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно» и др.), на связь предыдущей и последующей информации («как указывалось», «как уже говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный» и др.), на причинно-следственые отношения («но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем, что», «вследствие этого» и др.), на переход к новой теме («рассмотрим теперь», «перейдем к рассмотрению» и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков («он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.).
Среди
простых предложений широко распространенна
конструкция с большим количеством зависимых,
последовательно нанизываемых существительных
в форме родительного падежа.
Виды и жанры
научного стиля
Выделяют три жанра научного стиля: собственно-научный жанр; научно-учебный жанр; научно-популярный жанр.
В рамках собственно-научного жанра выделяются такие жанры, как монография, диссертация, доклад и др. Жанр отличается в целом строгой, академической манерой изложения. Он объединяет научную литературу, написанную специалистами и предназначенную для специалистов. Этому жанру противопоставлен научно-популярный жанр. Его функция заключается в популяризации научных сведений. Здесь автор-специалист обращается к читателю, не знакомому в достаточной мере с данной наукой, поэтому информация преподносится в доступной, и нередко - в занимательной форме.
Особенностью научно-популярного жанра является соединение в нем полярных стилевых черт: логичности и эмоциональности, объективности и субъективности, абстрактности и конкретности. В отличие от научной прозы в научно-популярной литературе значительно меньше специальных терминов и других собственно научных средств.
Научно-учебный жанр соединяет в себе черты собственно-научного жанра и научно-популярного изложения. С собственно научным жанром его роднит терминологичность, системность в описании научных сведений, логичность, доказательность; с научно-популярными - доступность, насыщенность иллюстративным материалом. К жанрам научно-учебного жанра относятся: учебное пособие, лекция, семинарский доклад, ответ на экзамене и др.
Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.
К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.
К
жанрам учебно-научного жанра относятся
лекция, семинарский доклад, курсовая
работа, реферативное сообщение.
Научный стиль речи | |
функционально-жанровая классификация | жанровая классификация |
Собственно научный стиль | монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа |
Научно-информативный | реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание |
Научно-справочный | словарь, справочник, каталог |
Учебно-научный | учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение |
Научно-популярный | очерк, книга, лекция, статья |
Заключение
Научный стиль - стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей - таких как предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Для научной речи характерны такие стилевые черты, как логичность, строгая подчеркнутость изложения, точность, ясность, объективность, абстрактность, «отвлеченно-обобщенность», сжатость изложения, интеллектуальность и ряд других.
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом.
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей, таких как предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормальной речи. Научный стиль обслуживает научную и научно-педагогическую сферу, технику.
Основная функция научного стиля - передача логической информации и доказательств ее истинности, а часто также новизны и ценности. Вторичной функцией научного стиля, вытекающей из его основной функции, считают активизацию логического мышления читателя (слушателя).
Выделяют
три жанра научного стиля: собственно-научный
жанр; научно-учебный жанр; научно-популярный
жанр.
Список использованной
литературы
1. Альбеткова В.И. Русская словесность / В.И. Альбеткова. - М.: Дрофа, 2001.-326 с.
2. Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили / Р.А. Будагов. - М.: Знание, 1967.-230 с.
3. Вартапетов С.С. Русский язык в школе / С.С. Вартапетов. -Спб.: Питер, 1998.-145 с.
4. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи / А.Н. Васильева. - М.:МУБУ, 1976.-210 с.
5. Веденская Л.А., Пономарёва А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование/ Л.А. Веденская, А.М. Пономарёва. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-315 с.
6. Муравьёва Н.В. Научный стиль русского языка / Н.В. Муравьёва // Русская речь.- 2003.- №9 – с.43-49
7. Сомалин Г.Я. Стилистика современного русского языка и культуры речи / Г.Я. Сомалин. – М.: Academia, 2002.-252 с.