М.В. Ломоносова риторика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:43, творческая работа

Описание работы

Для того чтобы быть хорошим пропагандистом и популяризатором науки, надо владеть словом, особыми приемами привлечения внимания слушателей. Ведь недаром же на одной лекции мы сидим не шелохнувшись, стараясь не пропустить ни слова докладчика, а на другой - вздыхаем, зеваем, смотрим на часы.

Работа содержит 1 файл

Риторика.docx

— 20.44 Кб (Скачать)

"Риторика" М.В.  Ломоносова

риторика ломоносов  россия

Для того чтобы быть хорошим пропагандистом и популяризатором  науки, надо владеть словом, особыми  приемами привлечения внимания слушателей. Ведь недаром же на одной лекции мы сидим не шелохнувшись, стараясь не пропустить ни слова докладчика, а на другой - вздыхаем, зеваем, смотрим  на часы.

Качество лекции зависит от мастерства выступающего, а оно, в свою очередь, - от умения владеть аудиторией.

Ораторскому искусству  можно научиться. Для желающих овладеть им Ломоносов и написал свою "Риторику", которая имела принятое по тем  временам такое длинное название: "Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила  обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих  словесные науки". (Вторая и третья книги Ломоносовым написаны не были.)

Во введении ученый пишет: "Красноречие есть искусство  о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению...

К приобретению оного  требуются пять следующих следствий: первое - природные дарования, второе - наука, третье - подражание авторов, четвертое - упражнение в сочинении, пятое - знание других наук".

Пересказать подробно "Риторику" Ломоносова трудно, так  как этот объемистый труд содержит около трехсот страниц текста. На них - различные риторические правила; требования, предъявляемые к лектору; мысли о его способностях и  поведении при публичных выступлениях; многочисленные поясняющие примеры.

Отметим основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни.

"Риторика есть  учение о красноречии вообще... В сей науке предлагаются правила  трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о  предложенной материи говорить  должно; другие учат, как изобретенное  украшать; третьи наставляют, как  оное располагать надлежит, и  посему разделяется Риторика  на три части - на изобретение,  украшение и расположение".

Ломоносов говорит  о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость  тщательного отбора материала, правильного  его расположения.

Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими  мысль выступающего. Их надо подбирать  и готовить заранее.

При публичном выступлении ("распространении слова") "наблюдать  надлежит: 1) чтобы в подробном  описании частей, свойств и обстоятельств  употреблять слова избранные  и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях; 2) идеи должно хорошие полагать напереди (ежели натуральный порядок к  тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже  чувствительна, а после того отчасу возрастала".

Далее Ломоносов  пишет о том, как пробудить  в слушателях любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и  гнев, справедливо полагая, что эмоциональное  воздействие часто может оказаться  сильнее холодных логических построений.

"Хотя доводы  и довольно бывают к удовлетворению  о справедливости предлагаемые  материи, однако сочинитель слова  должен сверх того слушателей  учинить страстными к оной. Самые  лучшие доказательства иногда  столько силы не имеют, чтобы  упрямого преклонить на свою  сторону, когда другое мнение  в уме его вкоренилось... Итак, что пособит ритору, хотя он  свое мнение и основательно  докажет, ежели не употребит  способов к возбуждению страстей  на свою сторону?..

А чтобы сие с  добрым успехом производить в  дело, то надлежит обстоятельно знать  нравы человеческие... от каких представлений  и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю  глубину сердец человеческих...

Страстью называется сильная чувственная охота или  неохота... В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать  должно: 1) состояние самого ритора, 2) состояние слушателей, 3) самое  к возбуждению служащее действие и сила красноречия.

Что до состояния  самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и  лукавец; 2) ежели его народ любит  за его заслуги; 3) ежели он сам  ту же страсть имеет, которую в  слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить  намерен".

Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать  возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов.

"При всех сих  надлежит наблюдать время, место  и обстоятельства. Итак, разумный  ритор (оратор) при возбуждении  страстей должен поступать как  искусный боец: умечать в то  место, где не прикрыто".

Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или  понижая его, так, чтобы "радостную  материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным  тоном... Ненадобно очень спешить  или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова  бывает слушателям невнятно, а от другого  скучно".

Во второй части "Руководства  к красноречию" Ломоносов говорит  об украшении речи, которое состоит "в чистоте штиля, в течении  слова, в великолепии и силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших  книг и от обхождения с людьми, которые  говорят чисто".

Рассматривая плавность  течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных  периодов, чередование ударений, воздействие  на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение  в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и  поговорок, крылатых выражений и  отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в  меру, добавляет ученый.

Последняя, третья часть "Руководства" называется "О  расположении" и повествует о  том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее  впечатление на слушателей. "Что  пользы есть в великом множестве  разных идей, ежели они не расположены  надлежащим образом?

Храброго вождя  искусство состоит не в одном  выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков". И далее  Ломоносов на многочисленных примерах поясняет сказанное.

Посмотрим теперь, как  сам ученый на практике применял вышеизложенное в своих публичных выступлениях. Современники свидетельствуют, что  Ломоносов был выдающимся ритором. Это признавали даже его недруги. Враг ученого Шумахер писал одному из своих корреспондентов: "Очень  бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное  заседание, но не знаю такого между  нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел  его в этом качестве". Здесь  сквозь явное недоброжелательство  просматривается невольное признание  риторических способностей.

"Слова" и  "Речи" ученого всегда привлекали  множество слушателей и проходили  с неизменным успехом. Известный  русский просветитель Н.И. Новиков  вспоминал, что слог Ломоносова "был великолепен, чист, тверд,  громок и приятен", а "нрав  он имел веселый, говорил коротко  и остроумно и любил в разговорах  употреблять острые шутки".

В качестве иллюстраций  ораторского искусства Ломоносова, его умения образно и интересно  рассказывать об успехах и достижениях  науки, понятно объяснять дотоле неизвестное рассмотрим два примера. Первый - "Слово о пользе химии, в публичном собрании императорской  Академии наук сентября 6 дня 1751 года говоренное Михаилом Ломоносовым". Начинается оно так: "Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели  кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит... Приятное и полезное упражнение, где способнее, как в учении, сыскать можно? В  нем открывается красота многообразных  вещей и удивительная различность  действий и свойств... Им обогащающийся  никого не обидит затем, что неистощимое  и всем общее предлежащее сокровище  себе приобретает".

Говоря о пользе учения, о необходимости приобретения знаний, ученый показывает, насколько  образованный человек отличается в  лучшую сторону от невежественного. И призывает учиться, познавать  новое.

"Представьте,  что один человек немногие  нужнейшие в жизни вещи, всегда  перед ним обращающиеся, только  назвать умеет, другой не токмо  всего, что земля, воздух и  воды рождают, не токмо всего,  что искусство произвело чрез  многие веки, имена, свойства и  достоинства языком изъясняет,  но и чувствам нашим отнюдь  не подверженные понятия ясно  и живо словом изображает. Один  выше числа перстов своих в  счете производить не умеет,  другой не токмо... величину без  меры познавает, не токмо на  земли неприступных вещей расстояние  издалека показать может, но  и небесных светил ужасные  отдаления, обширную огромность, быстротекущее движение и на  всякое мгновение ока переменное  положение определяет... Не ясно  ли видите, что один почти выше  смертных жребия поставлен, другой  едва только от бессловесных  животных разнится; один ясного  познания приятным сиянием увеселяется,  другой в мрачной ночи невежества  едва бытие свое видит?"

 

Заключение

Культура речи является выражением того идеала языковой культуры, который складывается усилиями многих поколений и находит свое воплощение в литературном языке. Именно писатели с их трепетным и вдумчивым  отношением к слову, его оттенкам и звучанию формируют в своих  произведениях нормы литературного  языка. С появлением литературного  языка появляется и культура речи, которая формирует культуру отношений  и более того - систему ценностей. Литературный язык - это то, что в  языковом плане объединяет нацию. Культура речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень - образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость к произведениям  искусства, скромность... По тому, как  человек строит речь, подбирает слова, можно судить о его нравственных и деловых качествах. Чем выше общая культура говорящего, тем больше его речь будет соответствовать  нормам литературного языка.

Большой вклад в  развитие культуры речи и развития русского литературного языка внес М.В. Ломоносов. Во всех суждениях о  нормах произношения и правописания Ломоносов прогрессивен, глубокомыслен  и проницателен. В 1748 г. Ломоносов  выпустил в свет "Краткое руководство  к красноречию" (кн. 1 "Риторика"). В первой части, носившей название "Изобретение", ставился вопрос о выборе темы и  связанных с ней идей. Вторая часть -- "О украшении" -- содержала  правила, касавшиеся стиля. Самым важным в ней было учение о тропах, придававших  речи "возвышение" и "великолепие". В третьей -- "О расположении" -- говорилось о композиции художественного  произведения. В "Риторике" были не только правила, но и многочисленные образцы ораторского и поэтического искусства. Она была и учебником  и вместе с тем хрестоматией.

Информация о работе М.В. Ломоносова риторика