Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:43, творческая работа
Для того чтобы быть хорошим пропагандистом и популяризатором науки, надо владеть словом, особыми приемами привлечения внимания слушателей. Ведь недаром же на одной лекции мы сидим не шелохнувшись, стараясь не пропустить ни слова докладчика, а на другой - вздыхаем, зеваем, смотрим на часы.
"Риторика" М.В. Ломоносова
риторика ломоносов россия
Для того чтобы быть хорошим пропагандистом и популяризатором науки, надо владеть словом, особыми приемами привлечения внимания слушателей. Ведь недаром же на одной лекции мы сидим не шелохнувшись, стараясь не пропустить ни слова докладчика, а на другой - вздыхаем, зеваем, смотрим на часы.
Качество лекции зависит от мастерства выступающего, а оно, в свою очередь, - от умения владеть аудиторией.
Ораторскому искусству
можно научиться. Для желающих овладеть
им Ломоносов и написал свою "Риторику",
которая имела принятое по тем
временам такое длинное название:
"Краткое руководство к
Во введении ученый пишет: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению...
К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое - природные дарования, второе - наука, третье - подражание авторов, четвертое - упражнение в сочинении, пятое - знание других наук".
Пересказать подробно
"Риторику" Ломоносова трудно, так
как этот объемистый труд содержит
около трехсот страниц текста.
На них - различные риторические правила;
требования, предъявляемые к лектору;
мысли о его способностях и
поведении при публичных
Отметим основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни.
"Риторика есть
учение о красноречии вообще...
В сей науке предлагаются
Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения.
Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее.
При публичном выступлении ("распространении слова") "наблюдать надлежит: 1) чтобы в подробном описании частей, свойств и обстоятельств употреблять слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях; 2) идеи должно хорошие полагать напереди (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала".
Далее Ломоносов
пишет о том, как пробудить
в слушателях любовь и ненависть,
радость и страх, благодушие и
гнев, справедливо полагая, что эмоциональное
воздействие часто может
"Хотя доводы
и довольно бывают к
А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие... от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих...
Страстью называется сильная чувственная охота или неохота... В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно: 1) состояние самого ритора, 2) состояние слушателей, 3) самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия.
Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2) ежели его народ любит за его заслуги; 3) ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен".
Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов.
"При всех сих
надлежит наблюдать время,
Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его, так, чтобы "радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном... Ненадобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно".
Во второй части "Руководства к красноречию" Ломоносов говорит об украшении речи, которое состоит "в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто".
Рассматривая плавность течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.
Последняя, третья часть "Руководства" называется "О расположении" и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей. "Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом?
Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков". И далее Ломоносов на многочисленных примерах поясняет сказанное.
Посмотрим теперь, как
сам ученый на практике применял вышеизложенное
в своих публичных
"Слова" и
"Речи" ученого всегда привлекали
множество слушателей и
В качестве иллюстраций
ораторского искусства
Говоря о пользе учения, о необходимости приобретения знаний, ученый показывает, насколько образованный человек отличается в лучшую сторону от невежественного. И призывает учиться, познавать новое.
"Представьте,
что один человек немногие
нужнейшие в жизни вещи, всегда
перед ним обращающиеся, только
назвать умеет, другой не
Заключение
Культура речи является
выражением того идеала языковой культуры,
который складывается усилиями многих
поколений и находит свое воплощение
в литературном языке. Именно писатели
с их трепетным и вдумчивым
отношением к слову, его оттенкам
и звучанию формируют в своих
произведениях нормы
Большой вклад в
развитие культуры речи и развития
русского литературного языка внес
М.В. Ломоносов. Во всех суждениях о
нормах произношения и правописания
Ломоносов прогрессивен, глубокомыслен
и проницателен. В 1748 г. Ломоносов
выпустил в свет "Краткое руководство
к красноречию" (кн. 1 "Риторика").
В первой части, носившей название "Изобретение",
ставился вопрос о выборе темы и
связанных с ней идей. Вторая часть
-- "О украшении" -- содержала
правила, касавшиеся стиля. Самым важным
в ней было учение о тропах, придававших
речи "возвышение" и "великолепие".
В третьей -- "О расположении"
-- говорилось о композиции художественного
произведения. В "Риторике" были не
только правила, но и многочисленные
образцы ораторского и