Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:47, реферат
В рамках второй половины реферата будет в наибольшей степени подробно рассмотрены категории числительного. То есть будет дано определение этой части речи, предложена классификация числительных, их словообразование (склонение), а так же будут рассмотрены количественные слова, такие как «много», «несколько» и некоторые другие, ко всему прочему найдет отражение в этой работе и способ согласования данных слов.
Введение……………………………………………………………………..…3
1. Морфология и морфологическая норма………………………………..….4
2. Имя числительное………………………………………………………..….5
3. Склонение числительных……………………………………………….......7
4. Количественные слова («много», «несколько» и др.);
особенности их согласования……………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………...9
Список литературы………………………………………………………
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственный институт экономики, финансов, права и технологий.
Кафедра гуманитарных дисциплин.
Реферат по русскому языку
На тему:
«Морфологические нормы. Имя числительное. Склонение числительных. Количественные слова
(«много», «несколько» и др.); особенности их согласования»
Работу выполнил:
студент 1 курса 204 группы
Тюляков А.
г.Гатчина
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Морфология и морфологическая норма………………………………..….4
2. Имя числительное………………………………………………
3. Склонение числительных………………………………………………
4. Количественные слова («много», «несколько» и др.);
особенности их согласования………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
В данном реферате будет рассмотрена такая часть речи как имя числительное. Кроме этого будет дано понятие морфологической норме. Но прежде стоило бы рассмотреть, что представляет собой сама морфология. Это и сделано в первом пункте данной работы. Таким образом, этот реферат состоит из нескольких частей, которые условно можно поделить на две: морфология и морфологическая норма; имя числительное.
Как уже было отмечено, рассмотрение морфологии занимает лишь один первый пункт данной работы, остальную же часть реферата составляет изучение имени числительного.
В рамках второй половины реферата будет в наибольшей степени подробно рассмотрены категории числительного. То есть будет дано определение этой части речи, предложена классификация числительных, их словообразование (склонение), а так же будут рассмотрены количественные слова, такие как «много», «несколько» и некоторые другие, ко всему прочему найдет отражение в этой работе и способ согласования данных слов.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что в данном реферате будут отражены понятия морфологии, морфологической нормы и большинства тех категорий, которые в той или иной мере связаны с именем числительным.
Итак, перейдем непосредственно к рассмотрению темы, даже можно сказать, нескольких тем, данной работы.
1. Морфология и морфологическая норма.
В каждом учебном пособии по русскому языку всегда есть такой раздел, который будет посвящен морфологии. Итак, попытаемся дать определение этому понятию, и ее соотношение с грамматикой.
Одним из определений морфологии является следующее: Морфология – раздел науки о языке, в рамках которого подлежат изучению части речи и формы их изменения[1]. Немного иное определение говорит, что морфология это самостоятельный раздел грамматики русского языка и сама непосредственно занимается изучением грамматических классов и разрядов слов с характерными для них грамматическими значениями и грамматическими формами.
К задачам морфологии можно отнести следующие:
1) оценивание слова как составной единицы системы грамматики русского языка;
2) определение принципов грамматической классификации слов;
3) определение грамматических классов и разрядов слов на основании вышеуказанных принципов;
4) раскрытие общих и особенных грамматических значений, присущих отдельным классам слов, и определение систем, которые реализуют указанные грамматические значения.
Таким образом, предмет морфологии это учение о частях речи и функциях, выполняемых ими в грамматической системе русского языка.
Рассмотрим теперь понятие морфологической нормы. Норма в своем широком смысле означает правило или главенствующее начало. Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование. Следовательно, при нарушении морфологических норм появляются речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обуславливается, как правило, вариативностью норм в морфологии.
2. Имя числительное.
Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество и выражает это значение в морфологических категориях падежа, то есть последовательно, и рода, то есть непоследовательно. Числительные делятся на два лексико-грамматических типа: количественные (один, два, пятнадцать, сорок три, и другие) и собирательные (трое, двое, четверо). В составе количественных числительных находятся определенно-количественные и неопределенно-количественные числительные. Определенно-количественные обозначают определенное количество единиц (один, два, три, пять и другие подобные), неопределенно-количественные обозначают неопределенное количество единиц; к ним следует отнести слова мало, немало, много, немного, а также местоименные числительные несколько, скольк
Количественным числительным характерны два значения:
1) И определенно-количественные, и неопределенно-количественные числительные обладают количественно-числовым значением, которое представлено в виде двух частных значений:
а) количественным (количество выступает в роли признака предмета: три гола, два стула, пять дней, много лет).
б) числовым (отвлеченное количество, или число: восемь делится на четыре без остатка, три умножить на десять - тридцать)[2].
2) Только определенно-количественные числительные обладают счетно-порядковым значением: они обозначают порядковое место предмета, который, если остановить счет, становится последним в ряду однородных: дом четыре (дом, который четвертый в ряду домов, при прекращении счета, ограниченном количеством четырех); вагон семь, место номер двадцать три.
Числительное как часть речи представляет собой группу слов, которая не может пополняться.
Кроме сходства лексической семантики все без исключения счетные числительные имеют и некоторые общие грамматические особенности: их лексические значения зачастую мешают последовательному выражению в них морфологической категории числа. Однако грамматическая неоднородность счетных слов в значительной мере сильнее их грамматического сходства: разность в морфологических категориях таких слов, как два и второй, оба и второй, трое и третий, много и многие, определяют их принадлежность к разным частям речи.
Счетно-порядковые прилагательные типа пятый, шестой, девятый (которые иногда называют также порядковыми числительными), а также счетно-местоименное слово один не обладают своими собственными, отличающими их от прилагательных морфологическими признаками. С другой стороны, такие слова, как миллион, миллиард, нуль, не обладают своими морфологическими признаками, отличающими их от существительных. В особую часть речи – имя числительное – выделяются только те количественные и собирательные слова, обладающие своими собственными морфологическими признаками, которые не позволяют объединить их как ни с существительными, так и ни с прилагательными.
Таким образом, в данном пункте было дано определение такой части речи, как имя числительное. Также была произведена ее классификация, в результате которой, определилось, что числительные делятся на количественные и собирательные.
3. Склонение числительных.
Количественные и собирательные числительные могут изменяться по падежам, то есть склоняться. Числительные склоняются не по единому образцу, данное склонение представлено несколькими типами:
1) склонение числительных два, три, четыре;
2) склонение числительных от пяти до десяти и числительных на -дцать (тринадцать, пятнадцать
3) склонение числительных двести, триста, четыреста и всех числительных на -сот;
4) склонение числительных сорок, девяносто, сто и числительных полтора и полтораста;
5) склонение таких числительных, как оба, трое, пятеро, немного, много, столько, сколько, несколько[3]
По наличию падежных окончаний единственного или множественного числа все числительные делятся на две группы:
1) числительные, имеющие только окончания множественного числа; сюда относятся, например числа 1, 3 и 5;
2) числительные, имеющие только окончания единственного числа; сюда относятся, например числа 2 и 4.[4]
Из вышесказанного следует отметить, что склонение имени числительного в достаточной степени сложная система, поскольку не существует как для многих частей речи единого образца склонения. Это обуславливает затруднения и нередкие ошибки при словоизменении имени числительного.
4. Количественные слова («много», «несколько» и др.); особенности их согласования.
К неопределенно-количественным числительным условно можно причислить и определенную группу слов, обладающих значением неопределенного количества (большого или малого): много, немного, мало, немало, столько и несколько.
Неопределенность в значении количества семантически отличает перечисленные слова от числительных, являющихся точными количественными определителями существительных (например, сравним: шесть школьников - много, несколько школьников)[5].
Неопределенно-количественные слова много, немного, мало, немало характеризуются специфическим употреблением и имеют формы, которые не характерны числительным. В отличие от количественных числительных слова много, немного, мало, немало могут так же сочетаться как количественные определения с отвлеченными существительными (много радости), с субстантивированными прилагательными отвлеченного значения (мало приятного); могут определяться наречиями степени (очень много). Употребление в указанных сочетаниях количественных числительных невозможно. Слова много, немного, мало, немало имеют формы сравнительной степени (больше, меньше), субъективной оценки (немножко) и не склоняются.
Неопределенно-количественные слова (столько, несколько) по способам сочетания с существительными близки к числительным (например, сравним: шесть мальчиков, шестью мальчиками - несколько мальчиков, несколькими мальчиками) и склонению (например, сравним: шестерыми - несколькими).
Заключение.
В данном реферате была рассмотрена такая часть речи как имя числительное. Кроме этого было дано понятие и морфологической норме.
Рассмотрение морфологии занимает лишь один первый пункт данной работы, остальную же часть реферата составляет изучение имени числительного.
В рамках этой части были в наибольшей степени подробно рассмотрены категории числительного. То есть было дано определение этой части речи, предложена классификация числительных, их словообразование (склонение), а так же рассмотрены количественные слова, такие как «много», «несколько» и некоторые другие, ко всему прочему отражен в этой работе и способ согласования данных слов.
Исходя из текста данного реферата, можно сделать тот вывод, что имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество и выражает это значение в морфологических категориях падежа, то есть последовательно, и рода, то есть непоследовательно. Данная часть речи классифицируется на количественные и собирательные числительные. Что же касается словообразования имени числительного, то стоит отметить, что единого образца склонения для них не существует, поэтому каждое числительное относится к одному из пяти вариантов словообразования:
1) склонение числительных два, три, четыре;
2) склонение числительных от пяти до десяти и числительных на -дцать (тринадцать, пятнадцать
3) склонение числительных двести, триста, четыреста и всех числительных на -сот;
4) склонение числительных сорок, девяносто, сто и числительных полтора и полтораста;
5) склонение таких числительных, как оба, трое, пятеро, немного, много, столько, сколько, несколько.
Список литературы.
1) Белошапкова В.А., Белоусов В.Н., Брызгунова Е.А. и др. Современный русский язык. Учеб
2) Введенская Л.А., Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. Русский язык. -Ростов н/ Д: Феникс, 2007
3) Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. М.: Феникс. 2002.
4) Максимова В.И., «Русский язык и культура речи»
5) Черняк В.Д. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. - М., 2002
[1] Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. М.: Феникс. 2002. С.38
[2] В.Д. Черняк. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. - М., 2002.С.29
[3] В.И.Максимова, "Русский язык и культура речи"
[4] Белошапкова В.А., Белоусов В.Н., Брызгунова Е.А. и др. Современный русский язык. Учебник для вузов. М.: Азбуковник, 2003 г С.47
[5] Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. Русский язык. -Ростов н/ Д: Феникс, 2007. С.51