Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:05, доклад
Изучение морфемики и словообразования дает ключ к пониманию процессов словообразования и словоизменения, связи между значением и структурой слова, словообразовательных связей родственных слов. Обращение к сложным случаям морфемного и словообразовательного разбора поможет ученикам избежать возможных ошибок, расширит их лингвистический кругозор.
общеобразовательный лицей при ТРТУ
Изучение
морфемики и словообразования дает
ключ к пониманию процессов
Предлагаемые
задания могут быть использованы как
при подготовке олимпиад по русскому
языку, так и на уроках повторения и обобщения
материала по словообразованию.
¨Можно ли с помощью приставки образовать от имени существительного имя прилагательное или глагол ?
Ответ.
Нет. С помощью приставок образуются слова
той же части речи, что и исходное слово.
Внук – правнук,
человек – сверхчеловек.
Ср. в словах других частей речи: бежит
– прибежит,
убежит,
добежит; легкий
– нелегкий,
сверхлегкий.
¨
Можно ли считать слова
луковка, лучник,
излучина однокоренными
?
Ответ. Нет. Слово луковка образовано
от существительного лук1
(растение); лучник – от лук2
(оружие); излучина – от слова лука
(дугообразный поворот реки), ср.
лукоморье. Таким образом, это слова
с омонимичными корнями.
¨Найдите лишнее слово. Объясните ответ.
Ответ.
¨С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в строении слов:
1) законность, готовность;
2) центральный, вязальный;
3)
столярничать, сотрудничать.
Ответ: 1) закон → закон-н-ый → закон-н-ость; готов-ый → готов-ность;
2)
центр → центр-альн-ый;
вяз-а-ть (ср вяж-у)
→ вяз-а-льн-ый; 3)
столяр → столяр-нича-ть;
труд → со-труд-ник →
со-труд-нич-а-ть.
¨Какой суффикс «прячется» в слове брат ? Можно ли найти его в других словах ?
Ответ.
Речь идет о суффиксе -й-
(его обозначают также буквой j
), который образует форму множественного
числа : брат –[ брат ,-
й – а], [ брат ,-
й – ев].
Его можно встретить и в других словах:
лист – [лист ,-й-а],
стул - [стул ,-й-а].
¨ Какая морфема «спрятана» в словах мать и дочь ?
Ответ:
в косвенных падежах имен существительных
мать и дочь появляется суффикс
-ер- (мат-ер-и,
доч-ер-и;
мат-ер-ей,
доч-ер-ей
и т. д.)
¨ Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте следующие слова:
Ответ:
1) хрюкотание; 2) хрюкотливый; 3)
хрюкотун, хрюкотатель,
хрюкотальщик.
¨Решите
уравнения. Какой пример
не имеет решения ?
Ответ:
1) бочар, 2) известковый, 3) не имеет
решения, 4) гладильный, 5) балалаечник.
¨ Какой корень выделяется в косвенных падежах местоимения он?
Ответ:
корень -j- ( его
[j-эво], ему
[j-эму] ).
¨ К корню или к окончанию относится звук [ы] в местоимениях ты, вы ?
Ответ: в местоимениях ты, вы звук [ы] входит в состав корня. На это указывают родственные слова вы-ка-ть, ты-ка-нь-е.
¨Выделите окончания в словоформах дашь, ест, создам.
Ответ:
окончания: -шь (да-шь),
-т (ес-т),
-м (созда-м).
¨Пшено и пшеница – однокоренные слова ?
Ответ:
нет. В словах пшеница и
пшено выделяются корни –пшен- и
–пшениц-. (Пшено получают не из пшеницы,
а из проса).
¨ Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов.
Ответ: лежебока (лежать на боку), горемыка (горе мыкать), злободневный (на злобу дня), вековечный (на веки вечные).
¨Поэт
Василий Каменский написал
стихотворение из одного
слова: Рекачкачайка.
Как образован этот
неологизм ?
Ответ: слово рекачкачайка
представляет собой наложение друг на
друга нескольких слов: река,
качка, чайка.
¨Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба) ? Как оно образовано ?
Ответ:
слово самбо образовалось в русском
языке путем сокращения слов: самооборона
без оружия (сам + б + о).
¨Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве’. Как образовано это слово ?
Ответ:
слово образовано сложением сокращенной
основы и целого слова: бер(егите) +
уши → беруши.
¨Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина? Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.
Взволновали ее звуки флейты…
Оним обездарят ваш дар…
Жемчужу гордо в свои сонеты…
Ответ:
¨ Что объединяет слова пломбир, вулкан, фужер ?
Ответ:
это нарицательные имена существительные,
которые образованы от имен собственных.
¨Какая ошибка допущена при составлении задания: «Найдите слово с приставкой, как в слове дописать, с корнем, как в слове переносица, с суффиксом, как в слове грузчик, и окончанием, как в слове гусь» ?
¨Двумя способами опишите словообразование каждого слова.
Игольчатый, недолговременно, наколенник.
Ответ. Игольчатый: 1) игл(а) → иголь-чат(ый) – суффиксальный способ;
Недолговременно: 1) долговременно → не-долговременно – префиксальный способ.
Наколенник: 1) колен(о) → на-колен-н(ый) → наколенн-ик ( ) - суффиксальный способ.
¨Определите
способ словообразования:
безделье, веселье,
богомолье.
Ответ: дел(о) → без-дель-[й]-(е) – приставочно-суффиксальный способ;
весел(ый) → весель-[й]-(е) – суффиксальный способ;
бог(а) моли(ть) → бог-о-моль-[й]-е
– сложение основ с суффиксацией.
¨Постройте
словообразовательную
цепочку, оканчивающуюся
следующим словом:
1) выигрышно; 2)
облицовщик; 3) несмышленыш.
Ответ: играть → выиграть → выигрыш → выигрышный → выигрышно;
лицо → облицевать → облицовывать → облицовщик;
мысль → мыслить
→ смыслить →
смышленый → несмышленый
→ несмышленыш.
¨Выделите
морфемы в словах
встать, отворить, смоленский.
Ответ. В приведенных словах морфемы располагаются не последовательно, а накладываются друг на друга. В словообразовании это явление получило название аппликация морфем.
Информация о работе Морфемика. Словообразование. Задания повышенной сложности