Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:19, реферат
Изучение невербальных сигналов общения основательно началось в ХХ столетии, когда психологи, нейрофизиология, социология и ряд других наук накопили достаточно знаний для того, чтобы изучать мир жестов, мимики, интонаций и телодвижений, их роль в процессе общения.
Введение……………………………………………………………………...стр. 3
§1. Мимика и жесты в общении…………………………………………стр. 3
§2. Мимика и жесты в деловом общении ……………………………...стр. 9
Заключение………………………………………………………………….стр. 13
Библиографический список………………………………………………..стр. 17
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»
Волосенкова Дарина
студентка 1 курса группы ММ-111
Мимика и жесты
Реферат
по русскому языку и культуре речи
Проверил:
ст. преподаватель
Крейтер К.М.
_________________
Новокузнецк, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Мимика и жесты в общении…………………………………………стр. 3
§2. Мимика и жесты в деловом общении ……………………………...стр. 9
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………..стр. 17
Введение
Изучение невербальных сигналов общения основательно началось в ХХ столетии, когда психологи, нейрофизиология, социология и ряд других наук накопили достаточно знаний для того, чтобы изучать мир жестов, мимики, интонаций и телодвижений, их роль в процессе общения.
Специалисты в области изучения невербальных сигналов общения, работают в режиме наблюдения. Они фиксирую особенности невербального общения между людьми разного возраста, статуса и пола. Ситуации, в которых отслеживались жесты, мимика и прочие невербальные сигналы, тоже были достаточно разнообразными. Это дало возможность отследить многие особенности несловесного общения, установить закономерности между поведением человека, его словами и невербальными сигналами. Невербальный язык существует столько, сколько и человек как высшая форма разума. Невербальное общение является естественными, и некоторые его особенности проявляются у человека за долго до того, как он начинает разговаривать, то есть осваивать вербальную речь.
Мимика и жесты свойственны любому индивиду. Но в настоящее время, редко можно встретить человека, в совершенстве владеющего искусством общения с окружающими. Мало кто задумывается над своими движениями во время разговора, часто неумеренно жестикулируя или поражая своего собеседника слишком богатой мимикой. А ведь язык тела является продолжением языка души и, контролируя выражение своего лица, обучаясь не только красиво говорить, но и делать при этом осознанные и соответствующие содержанию беседы жесты, мы поднимаем свой культурный и духовный уровень, приближаясь к такому понятию, как аристократизм в общении. Лицо и движения воспитанного человека всегда естественны и он может, по желанию, выражать любые, в том числе и самые тонкие чувства.
§1. Мимика и жесты в общении
Невербальная коммуникация – более древний способ общения по сравнению со второй сигнальной системой (языком). Наши доисторические предки могли жестами объяснить друг другу свои мысли, чувства и желания еще до момента появления языка. Мимика и жестикуляция интуитивно понятны каждому, именно поэтому рекомендуется контролировать свои неявные движения, если не хотите, чтобы прозорливый собеседник «читал» вас, как открытую книгу.
Мимика – движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы
Улыбка, пожалуй, наиболее универсальное средство невербального общения. Некоторые психологи придерживаются мнения, что мы улыбаемся не только потому, что мы рады чему-либо, но и потому, что улыбка помогает нам чувствовать себя счастливее и увереннее. При встрече улыбка снимает настороженность первых минут и способствует более уверенному и спокойному общению. Она выражает радость встречи, говорит о дружелюбии и расположении. Улыбка сопровождает и слова приветствия.
Улыбка, как и все средства невербального общения, выражает множество оттенков переживаний: существует дружелюбная, ироничная, насмешливая, презрительная, заискивающая и другие виды улыбок. Даже одна и та же улыбка может нести в себе различные оттенки. Так, улыбка, при которой немного обнажается верхний ряд зубов, выражает большее дружеское расположение, нежели обычная улыбка. Такую открытую улыбку не следует использовать при первой встрече, она может вызвать прямо противоположную реакцию и породить недоверие. Наконец, существует еще широкая улыбка, когда рот немного приоткрыт и обнажены оба ряда зубов. Она характерна для дружеской вечеринки, при шутках между друзьями, но никогда не используется при знакомстве.
Признаком того, что собеседник желает заслужить ваше одобрение, является его чрезмерная улыбчивость.
Обратите внимание на брови человека во время того, как он смеется.
Если брови приподнимаются вверх, значит, собеседник готов с вами полностью согласиться и подчиниться вашему мнению.
Если же брови, наоборот, опущены, в то время как губы растянуты в улыбке, то можно сказать, что ваш собеседник чувствует превосходство над вами.
Если человек постоянно расширяет глаза, когда улыбается, это означает, что от него в вашу сторону исходит угроза.
Вы можете быть уверены, что человек нервничает, но пытается это скрыть, если его улыбка получилась кривой.
После того, как изучите улыбку собеседника, можно переходить на изучение его взгляда.
Так, например, сугубо деловым можно считать взгляд, сфокусированный в районе лба собеседника.
Интимным взглядом психологи называют взгляд мужчины, когда при общении с женщиной он смотрит не прямо ей в глаза, а ниже, например, на губы, шею, зону декольте. Этот взгляд говорит о том, что женщина небезразлична мужчине, он испытывает к ней интерес.
Человек вам не доверяет и относится к вам с подозрительностью в том случае, если он смотрит на вас искоса.
Взгляд исподлобья считается злобным и недовольным. Поэтому, если на вас смотрят именно так, то лучше с таким собеседником не спорить, чтобы еще больше не разгневать его.
Если человек смотрит чуть ниже глаз собеседника, то общение между людьми обещает быть легким и непринужденным.
Нужно уделить достаточно внимания и изучению голоса человека. Так, например, если голос пронзительный, крикливый и чрезмерно высокий, то он наверняка принадлежит человеку, испытывающему тревогу.
А вот нехарактерно высокий для человека голос скажет о том, что он испытывает к собеседнику недоверие или же просто очень рад.
А вот печального или сильно уставшего человека можно узнать по мягкому голосу, и по тому, что интонация после каждой фразы заметно снижается.
Мимика, между прочим, бывает разной и делится на естественную, спонтанную и ожидаемую.
Естественная мимика характеризуется симметричными чертами лица.
Так, например, если уголки глаз собеседника, уголки губ и брови расположены на лице симметрично, то, скорее всего, человек не врет.
Ожидаемая мимика характерна для тех случаев, когда мы своим выражением лица логично должны дополнить передаваемую информацию. Например, рассказывая веселый случай, мы обычно улыбаемся.
Спонтанная мимика может сказать больше, чем две предыдущих. Она вырывается случайно и всего на мгновенье, выдавая истинные, тщательно скрываемые человеком эмоции.
Это действительно так – если делать выбор между тем, чему верить: жестам или словам человека – выберите первое. Полностью контролировать свой невербальный язык почти никто не умеет, и если вы достаточно проницательны, сможете заметить некоторое (или явное) различие между речью и движениями говорящего. Например, вы общаетесь с подругой и спрашиваете, как у нее дела с женихом, а она, с трудом сдерживая слезы и судорожно сжав руки, начинает вас уверять, что у них все отлично – так чему вы поверите?
Доброжелательная улыбка, открытый вид, свободные жесты – скорее всего, человек действительно говорит искренне, не пытается «спрятать» от вас информацию.
Человек сидит, словно закрывшись: напряженная поза, сцепленные руки – очевидно, ему не по себе, что-то его нервирует, он не может расслабиться и говорит, пытаясь тщательно контролировать каждое слово.
Поникший вид, тусклый взгляд, опущенный плечи – у такого человека определенно какие-то серьезные проблемы, можно даже об этом не спрашивать.
Прищуренный взгляд, вкрадчивый голос, ослепительная улыбка – будьте осторожны, возможно, ваш собеседник пытается втянуть вас в какую-то авантюру?
§2. Мимика и жесты в деловом общении
Большинство интервью длится примерно пятнадцать-двадцать минут, но решающими являются первые несколько минут. Мнение о претенденте, сложившееся у того, кто проводит собеседование в течение первых шести минут, почти всегда предвосхищает конечный результат. И что еще более удивительно, это мнение складывается до того, как проводящий собеседование хотя бы заглянет в заполненную соискателем анкету. Насколько важны первые впечатления, видно из того, что в 70 % случаях “экзаменатор” составляет свое мнение еще до того, как соискателю удается произнести хоть одно слово.
Мы всегда передаем больше, чем сами осознаем, и фиксируем бесконечное множество сигналов, исходящих от других. Как уже говорилось ранее, исход собеседования при приеме на работу зависит от первых шести минут. Этого явно недостаточно для того, чтобы во всей красе представить ваш интеллект, возможности, индивидуальность и отношение к работе. Рассмотрим несколько практических рекомендаций общего характера. Превратите язык жестов в вашего союзника, а не в противника.
Когда вы впервые увидите человека, который будет проводить собеседование, поднимитесь со стула, если это необходимо, улыбнитесь и спокойно встречайте его взгляд, предоставьте ему возможность протянуть вам руку и отвечайте на его рукопожатие. Некоторые мужчины испытывают неловкость, когда женщина протягивает руку первой, и расценивают ее поведение как вызывающее. Женщинам полезно иметь это ввиду, хотя, с другой стороны, претендентка может перейти и в наступление, первой протянуть руку для проверки, ведь вряд ли в дальнейшем ей приятно будет работать с коллегами, которые считают такое поведение неприличным.
Обычно вам показывают, куда вы должны сесть, но если предоставят возможность выбрать, постарайтесь сесть рядом с собеседником, а не против него через стол. Так легче заставить его увидеть в вас потенциального единомышленника. Люди, сидящие бок о бок, охотнее сотрудничают, чем находясь лицом к лицу. Сидите свободно, удобно расположив руки, но не разваливайтесь и не наклоняйтесь вперед слишком сильно. Если же вы, напротив, откинетесь на спинку кресла, это будет выглядеть высокомерно, особенно если вы пристально смотрите в это время на собеседника.
Даже если вы волнуетесь, постарайтесь избежать явно выраженной защитной позы, не складывайте на груди руки и не сжимайте судорожно колени. Суета, ерзанье на стуле, верченье в руках карандаша и других мелких предметов - все эти жесты могут выдать вашу нервозность. Держать руки не напряженными и показывать ладони - это один из способов продемонстрировать свою искренность и доброжелательность. Вполне естественно чувствовать некоторое напряжение, и надо дать ему проявиться. Люди, не выказывающие никаких признаков волнения во время важного собеседования, могут также восприниматься, как слишком самоуверенные и не сосредоточенные.
Смотрите на проводящего собеседование, но не пытайтесь “есть его глазами”. Постарайтесь держаться непринужденно и избегайте слишком часто отводить взгляд, так как можете показаться не внушающим доверия человеком с бегающими глазами. Постреливание глазами по сторонам воспринимается как признак хитрости и ненадежности. Реагируйте на слова собеседника в зависимости от общего настроения беседы, но не переусердствуйте как с улыбками, так и с серьезностью.
Вы можете сделать собеседника более восприимчивым и достичь взаимопонимания, используя присущий ему язык жестов. Такое поведение называют синхронным или “позиционным эхом”. Это может выражаться в том, что вы также сложите руки, поставите ноги, то есть примите ту же позу, но тут надо быть начеку. Иногда такого рода подражание может привести к результату, прямо противоположному ожидаемому. Преднамеренное отражение жестов поможет лишь в том случае, когда сопровождается положительными и конструктивными сигналами. Например, если работодатель откинулся на спинку стула, и всем своим видом показывает, кто тут главный, копировать его поведение все равно что щелкать его по носу. И конечно, будет очевидно, что вы обезьянничаете, если будете воспроизводить позы и движения собеседника подчеркнуто преувеличенно.
Если вы с чем-то не согласны и хотите отстоять свои права по принципиальным на ваш взгляд вопросам, то делайте более четкие жесты и принимайте более выразительные позы, чем обычно, но не принимайте в этом случае угрожающих поз!
И еще один немаловажный аспект. Если в ходе собеседования с работодателем мы совершаем что-то, приводящее нас в смущение и смятение, то большинство из нас лишь усугубляют ситуацию последующей реакцией. В таких случаях мы заливаемся краской, бормочем извинения или пытаемся объясниться, начинаем волноваться, смотрим в пол, покрываемся испариной и производим впечатление человека неискреннего и не заслуживающего доверия. Хотя это вовсе не так. Старая поговорка: “никогда не извиняйся, никогда не объясняйся”, конечно, груба, но, тем не менее, если “инцидент” действительно пустяковый, вы только привлечете ненужное внимание к нему тем, что будете стараться загладить его. Если работодатель огорчит вас своими выводами в конце вашего с ним диалога, то в большей степени это произойдет не потому, что вы неудачно выразились или повели себя каким-то странным образом, а из-за того, что вы потеряли уверенность в себе и он смог это почувствовать.