Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:08, реферат
Основной труд Ломоносова по риторике — «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию. Он добился того, чтобы предметы в высших учебных заведениях того времени преподавались на русском языке, именно тогда получили распространение публичные выступления на русском.
Ломоносов сыграл огромную роль в развитии риторики. Н. М. Карамзин назвал его «отцом российского красноречия», с именем Ломоносова связано подлинное искусство публичного слова, отвечавшее интересам общественного прогресса в России.
Введение 1
Ломоносов – великий сын России 2-4
«Краткое руководство к красноречию» 5-7
Заключение 8
Список использованной литературы 9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Бакалавриат: 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»
РЕФЕРАТ
на тему:
М. В. ЛОМОНОСОВ-ОСНОВОПОЛОЖНИК ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В РОССИИ И ЕГО «КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО К КРАСНОРЕЧИЮ»
Набережные Челны
2012
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной
Введение
История ораторского искусства составляет одну из самых замечательных страниц истории культуры человечества. Знакомство с историей ораторского искусства, знание его традиций, освоение опыта выдающихся ораторов прошлого позволяют повысить риторическую культуру, способствует лучшей подготовке к практической деятельности.
Ораторское искусство еще в античные времена оказывало значительное влияние на общественную и политическую жизнь Древнего Рима и Греции. Однако мало, что известно о развитии искусства красноречия в России, хотя оно тоже имело определенный вес в жизни нашего народа.
В России, в допетровский период развития литературы, риторика могла иметь применение лишь в области духовного красноречия. Основоположником ораторского искусства в России считается Михаил Васильевич Ломоносов. Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 году написал «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» на русском языке.
Основной труд Ломоносова по риторике — «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию. Он добился того, чтобы предметы в высших учебных заведениях того времени преподавались на русском языке, именно тогда получили распространение публичные выступления на русском.
Ломоносов сыграл огромную роль в развитии риторики. Н. М. Карамзин назвал его «отцом российского красноречия», с именем Ломоносова связано подлинное искусство публичного слова, отвечавшее интересам общественного прогресса в России.
История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия—вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след. А. С. Пушкин писал, что, “соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью всей души, исполненной страстей”. Следует заметить, что эта разнообразная деятельность Ломоносова была порождена бурной эпохой преобразования нашей Родины, эпохой, связанной с деятельностью Петра I.
Ломоносов pодился 8 ноябpя 1711 года (по стаpому стилю) в деpевне Мишанинской, пpиблизительно в 80 км от Аpхангельска. Неуемная жажда знаний и истины отличала Ломоносова с pаннего детства, поэтому он в 1731 г. поступил учиться в славяно-греко-латинскую Академию в Москве. В 1735 г. был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 г. —в Германию, где учился сначала в Марбургском университете (1736—1739 гг.), а затем во Фрейбурге в Школе горного дела (1739—1741 гг.)
После возвращения в Россию в 1741 г. Ломоносов стал адъюнктом физического класса Академии наук в Петербурге, а в 1745 г — профессором химии. С 1748 г. Ломоносов работал в учрежденной по его инициативе химической лаборатории Академии.
За двадцать три года работы в Акадмии Ломоносов смог создать основы отчественной науки. Вся его деятельность была направлена на развитие просвещения, на то, чтобы защитить труд Петра Великого, «чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство».
Многие крупнейшие начинания середины века в области просвещения были связаны с именем Ломоносова. Он явился инициатором создания Московского университета-первого русского университета, проект которого был составлен им.
Занятием «устройство родного языка» Ломоносов продолжал заниматься всю жизнь. Начав с разработки теории русского стихосложения (теория силлаботонического стиха, развитая в «Письме о правилах российского стихотворца» 1739, перед этим проштудировал Василия Кирилловича Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»), он обратился затем к утверждению основных начал русской литературной речи («Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия сочиненное» 1744 и «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика», 1748) и к нормативной деятельности в области русской грамматики («Российская грамматика» 1757). Чуть позже он разработал учение о 3-х стилях русского литературного языка («Предисловие о пользе книг церковных» 1758) Ломоносов составил учебник истории для школ «Краткий Российский летописец с родословием» и приступил к созданию многотомной русской истории, но успел написать лишь первый том — «Древнюю Российскую историю» (до 1054г).
Ломоносов был человеком очень pазностоpонним, будучи физиком, химиком, он с pанних лет имел стpасть к филологическим наукам и внес большой вклад в их pазpаботку. Тpуды Ломоносова способствовали гpомадному сдвигу в pазвитии почти всех наук. Языкознание можно с полным пpавом pассматpивать как одно из важнейших напpавлений научной деятельности Ломоносова, в какой-то степени синтезиpующей все его pаботы.
В рукописях Ломоносова
сохранилось много материалов, свидетельствующих
о широте его языковедческих и литературоведческих
интересов. Остался, например, перечень
задуманных работ:
о сходстве и переменах языков, о сродных
российскому языку и о нынешних диалектах,
о славянском церковном языке, о простонародных
языках, о преимуществах российского языка,
о чистоте и красоте российского языка,
о синонимах, о новых российских речениях,
о чтении книг старинных и о речениях нестеровских,
новгородских и пр. лексиконом незнаемых,
о лексиконе.
Найдены черновики сравнительной
грамматики славянских и других родственных
языков.
М.В. Ломоносов — личность удивительная по силе своего дарования и по универсализму этого дарования. Энциклопедический характер его образованности, включающей знание европейских языков, латыни и греческого, знакомство с мировой литературой и античным наследием, необычайную начитанность в церковнославянской книжности и естественнонаучных трудах, делает его причастным практически ко всем сферам культуры того времени. Интересно, что творчество Ломоносова, будучи плодом синтеза достижений античного, европейского и российского обществ, остается глубоко национальным.
Для того чтобы быть хорошим пропагандистом и популяризатором науки, надо владеть словом, особыми приемами привлечения внимания слушателей. Ораторскому искусству можно научиться. Для желающих овладеть им Ломоносов и написал свою «Риторику», которая имела принятое по тем временам такое длинное название: «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показывающая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». (Вторая и третья книги Ломоносовым написаны не были.)
У Ломоносова, оформившего научную классификацию "словесных наук", ясно различены термины риторика и красноречие. "Риторика есть наука о всякой предложенной материи говорить и писать" (1743), а "красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению" (1747).
Таким образом, риторика - это наука, учение, правила, а красноречие - искусство, способность, умение говорить и писать.
Для красноречия, по Ломоносову, необходимы, прежде всего, душевные и телесные дарования. К первым относились острый ум и память, а ко вторым - громкий голос, "долгое" дыхание, приятная внешность и осанка. Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения. Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее.
«При публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит: 1) чтобы в подробном описании частей, свойств и обстоятельств употреблять слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях; 2) идеи должно хорошие полагать напереди (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала».
Далее Ломоносов
пишет о том, как пробудить в слушателях
любовь и ненависть, радость и страх, благодушие
и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное
воздействие часто может оказаться сильнее
холодных логических построений.
Чтобы воздействовать на
аудиторию, лектор должен учитывать возраст
слушателей, их пол, воспитание, образование
и множество других факторов. «При всех
сих надлежит наблюдать время, место и
обстоятельства. Итак, разумный ритор
при возбуждении страстей должен поступать
как искусный боец: умечать в то место,
где не прикрыто».
Произнося слово,
надо сообразовываться с темой выступления,
подчеркивает Ломоносов. В соответствии
с содержанием лекции необходимо модулировать
голос, повышая или понижая его, так, чтобы
«радостную материю веселым, печальную
плачевным, просительную умильным, высокую
великолепным и гордым, сердитую произносить
гневным тоном... Ненадобно очень спешить
или излишнюю протяженность употреблять,
для того что от первого слова бывает слушателям
невнятно, а от другого скучно».
Во второй части «Руководства
к красноречию» Ломоносов говорит об украшении
речи, которое состоит «в чистоте штиля,
в течении слова, в великолепии и силе
оного. Первое зависит от основательного
знания языка, от частого чтения хороших
книг и от обхождения с людьми, которые
говорят чисто». Рассматривая плавность
течения слова, Ломоносов обращает внимание
на продолжительность словесных периодов,
чередование ударений, воздействие на
слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению
речи способствует включение в нее аллегорий
и метафор, метонимий и гипербол, пословиц
и поговорок, крылатых выражений и отрывков
из известных сочинений. Причем все это
надо употреблять в меру, добавляет ученый.
Последняя, третья часть
«Руководства» называется «О расположении»
и повествует о том, как надо размещать
материал, чтобы он произвел наилучшее,
наисильнейшее впечатление на слушателей.
«Что пользы есть в великом множестве
разных идей, ежели они не расположены
надлежащим образом? Храброго вождя искусство
состоит не в одном выборе добрых и мужественных
воинов, но не меньше зависит и от приличного
установления полков». И далее Ломоносов
на многочисленных примерах поясняет
сказанное.
В книге помещено множество отрывков и даже целых произведений в стихах и прозе, оригинальных и переводных. Выбор этих образцов и примеров был сделан Ломоносовым с замечательным литературным вкусом, что свидетельствует о широком образовании и громадной начитанности автора.
Ломоносов приводит много метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы филологами. "Краткое руководство к красноречию" предназначалась для нужд просвещения. Оно связывало риторическую систему со стилями речи. М.В. Ломоносов ратовал за научное содержание речей, за их богатство и глубину, за то, что придает смысл "сладкоречию".
У данного произведения столько достоинств, что становится понятным восторг современников и потомков, а, также, то значение, которое оно приобрело в нашей литературе. Язык, которым была написана книга, настолько стоял выше ему современного, что и сейчас "Риторика" Ломоносова продолжает вызывать восхищение.