Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:22, контрольная работа
Большое значение умению спорить, отстаивать свои позиции придавалось в Древней Греции. Античные мыслители первыми обратили внимание на то, что спор играет важную роль для выяснения истины. Из глубины веков дошел до нас замечательный афоризм: «Истина рождается в споре». Древнегреческие ученые выделяли различные виды спора, в частности, они четко разграничивали диалектические беседы и софистические споры.
Диалектика в Древней Греции была областью знания, предметом которой являлось искусство ведения беседы и спора. Позднее этот термин получил иное значение: «наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления».
Введение…………………………………………………………………………………3
Спор, дискуссия, полемика…………………………………………………..4
Полемические приемы и приемы убеждения……………………..7
Нечестные приемы ведения деловой полемики и спора…...10
Практическое задание: «Эвтаназия: право на легкую смерть»..12
Заключение………………………………………………………………………………14
Литература………………………………………………………………………………...15
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
Большое значение умению спорить, отстаивать свои позиции придавалось в Древней Греции. Античные мыслители первыми обратили внимание на то, что спор играет важную роль для выяснения истины. Из глубины веков дошел до нас замечательный афоризм: «Истина рождается в споре». Древнегреческие ученые выделяли различные виды спора, в частности, они четко разграничивали диалектические беседы и софистические споры.
Диалектика в Древней Греции была областью знания, предметом которой являлось искусство ведения беседы и спора. Позднее этот термин получил иное значение: «наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления».
С целью публичного обсуждения острых проблем, злободневных тем античные мыслители широко использовали диалог, т.е. излагали свои мысли в форме вопросов и ответов. Они исходили из того, что о всякой вещи существует как минимум два противоположных мнения, поэтому в споре каждый из собеседников может отстаивать свою позицию. Это позволяло приобретать знания не в готовом виде, а путем размышления, совместного обсуждения проблемы и поиска правильного решения.
Споры
в России всегда считались неотъемлемой
частью духовной и общественно-политической
жизни. Предметом спора были проблемы
государственного устройства, национального
самосознания, вопросы философии, истории,
права, литературы, искусства, принципы
нравственности и т.д. Огромную роль в
развитии искусства спора сыграли Московский
и Петербургский университеты. В стенах
университетов не умолкали жаркие споры
сторонников классицизма и романтизма,
горячо обсуждались произведения Грибоедова
и Пушкина. Интересной стороной университетской
жизни, событием общественного характера
были защиты диссертаций, которые перерастали
в диспуты.
СПОР, ДИСКУССИЯ, ПОЛЕМИКА.
Спор – это словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение.
В «Словаре русского литературного языка» зафиксированы все значения и оттенки слова спор:
Согласно «Словарю синонимов русского языка», глагол «спорить» имеет самое широкое значение, означая всякое выступление против чьих-либо взглядов, положений, выражение несогласия с ними. Синонимами слова «спорить» выступают: «дискуссировать» – публично обсуждать спорный вопрос; «диспутировать» – участвовать в диспуте, публичном обсуждении, посвященном какому-либо вопросу; «дебатировать» – устраивать дебаты, прения по какому-либо вопросу; «полемизировать» – участвовать в полемике, публично выступать с возражением, с опровержением чьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая свою точку зрения, свое мнение.
Публичный спор, как метод выяснения истины, получил значительное практическое и теоретическое развитие еще в древнем мире. Аристотель, который считается создателем теории спора, различал:
1) диалектику – искусство спорить в целях выяснения истины;
2) эристику
– искусство любой ценой
3) софистику – стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.
В Древней Греции шли горячие споры между диалектиками, софистами и эристиками о цели и назначении спора.
Виды спора
• Конструктивный или дискуссия • Организованный
• Деструктивный
• Устный
Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. В переводе с латинского языка «дискуссия» означает исследование, рассмотрение, разбор. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Цель дискуссии заключается в стремлении добиться истины путем сопоставления различных мнений.
Дискуссия это активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения вести спор. В то же время дискуссия – весьма эффективный способ убеждения, основанный на самостоятельном освоении истины. Из психологии известно, что человек лучше всего воспринимает и запоминает то, к чему он пришел сам, что он сам открыл.
Павлов И.П. считал дискуссию одним из наиболее плодотворных средств в развитии науки. Формальным условием любой дискуссии является наличие какого-либо спорного или нерешенного вопроса. При отсутствии предмета спора или обсуждения дискуссия не возникает.
Полемика – это не просто спор, а такой при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. В переводе с древнегреческого «полемика» означает воинственный, враждебный. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому, или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Таким образом полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Если участники дискуссии сопоставляют противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, то цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.
Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Она служит воспитанию активной гражданской позиции, носит боевой, решительный характер.
К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся: цель спора; значимость проблемы спора; количество участников; форма проведения спора.
Цель спора: поиск истины; убеждение оппонента; одержать победу; спор ради спора.
Значимость проблемы спора. В спорах затрагиваются национальные интересы, интересы определенных социальных слоев, нередко приходится отстаивать групповые интересы. Защищаются в них также и семейные, и личные интересы. Важно понимать социальную значимость проблемы, чтобы не растрачивать силы и энергию на несущественные вопросы.
Количество
участников. На специфику спора влияет
количество лиц, принимающих участие
в обсуждении проблемных вопросов.
По этому признаку важно выделить
три основные группы: спор-монолог (человек
спорит сам с собой, это так
называемый «внутренний спор»); спор-диалог
(полемизируют два лица); спор-полилог
(ведется несколькими или
Форма проведения спора. Споры могут быть устными и печатными. Устная форма предполагает непосредственное общение друг с другом, письменная (печатная) форма - опосредованное общение. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве. Письменные споры более продолжительны.
Успех
спора зависит и от состава полемистов.
Важное значение имеют их уровень культуры,
эрудиция, компетентность, жизненный опыт,
владение полемическими навыками и умениями,
знание правил публичного спора.
Полемические приемы и приемы убеждения.
Полемические уловки.
Уловкой в споре называют всякий прием, с помощью которого участники спора хотят облегчить его для себя и затруднить для оппонента.
Убеждение — элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия.
В отличие от
внушения убеждение основано на осмысленном
принятии человеком каких-либо сведений
или идей, на их анализе и оценке. При этом
заключение может быть сделано как самостоятельно,
так и вслед за убеждающим, но в любом случае
оно не воспринимается в готовом виде.
Как правило, убеждение требует больших
затрат времени и использования разнообразных
сведений и ораторских приемов, тогда
как внушение может происходить практически
мгновенно. Метод убеждения считается
основным в научной полемике и в процессах
воспитания.
Приемы убеждения в споре.