Красноречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Риторика - это искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она близка поэзии, актерскому и режиссерскому мастерству: изучает мимику и телодвижения, учит владеть голосом и чувствами.
Условием появления и развития ораторского искусства является демократия, свободное участие граждан в общественно-политической жизни страны.

Содержание

Введение
Часть 1
1.1. Виды красноречия
1.2. Подготовка к выступлению
Часть 2
2.1.Составные части риторики
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

РИТОРИКА.docx

— 42.17 Кб (Скачать)

Введенская  Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство  речи. - Ростов - н/Д, 1996.

Делецкий Ч. Практикум по риторике. - М.: 1996.

Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: 1978.

Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие  для студентов гуманитарных факультетов  вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 2

2.1. Составные части  риторики

     Классическая  риторика разработала образец (канон), согласно которому речь на своем пути от мысли к слову проходит пять этапов (в соответствии с этими  этапами называются и разделы  риторики). Итак, риторика «возложила на себя контроль за всеми стадиями процесса трансформации предмета в слово».

Назовем эти разделы (этапы):

1. Инвенция (лат. Inventio) или «нахождение», «изобретение» - invenire quid dicere - «изобрести, что сказать». На этом этапе, по рекомендации риторики, отбирался материал для будущего сообщения. Речь шла прежде всего отнюдь « не о языковом материале» -- речь шла о предметах реальной действительности, часть которых предлагалось выбрать из всего предметного многообразия мира, а выбрав, отграничить от прочих, чтобы в дальнейшем перейти к их изучению: во-первых, по отношению к «другим предметам», оставшимся в стороне после отбора, и, во-вторых, изнутри. Инвенция предлагала говорящему систематизировать собственные знания по поводу отобранных им предметов, сопоставить их с наличными на данный момент времени знаниями других и определить, какие из них и в каком количестве должны быть представлены в будущем сообщении».

Инвенция  – это теория отбора информации и планирования сообщения (в частном  случае – для презентации). В данном руководстве термин "инвенция" будет употребляться синонимично  понятию "работа над содержанием".  
 
Инвенция включает в себя следующие последовательные задачи:  

Фазы  инвенции Определение Содержание
Таксономия Класс задачи Определить  тему сообщения и ее пределы
Обозначить  виды материала, уместные для использования  в сообщении
Топика Ситуация ("топос") выступления Определить  деловую или коммуникативную  ситуацию, в которой 
будет делаться сообщение
Определить  круг и последовательность вопросов, которые 
следует осветить или, наоборот, опустить
Предусмотреть, какие вопросы может задать аудитория
Ориентация Способ подачи материала  Выбрать тип  подачи: позитивный, негативный или  нейтральный
Селекция Объем материала Систематизация  и отбор материала, предназначенного для 
сообщения

 
 

Методика  упорядочивания повествования 
 
Это классическая схема описания, известная как "колесо вопросов". "Колесо" является своего рода библиотечной картой задач для работы над темой. Она типологически годится для любого повествовательного изложения, начиная от биографии персоны и рецензии на книгу и заканчивая проповедью или отчетом о проделанной работе. Разумеется, далеко не всегда требует освещать все перечисленные категории. При наличии большого количества данных наша схема помогает определить место и взаимоотношение той или иной информации. В обратном случае, при недостатке материала, колесо помогает определить, где и какую информацию следует искать. Колесо также является необходимым элементом планирования сессии "вопросов и ответов".  

Вопрос Классы Категории
Кто Социально Среда
Образование
Производство
Внешне Телосложение
Движение
Внешность
Мимика
Внутренне Интеллект
Характер
Психология
Идеология
Что Природа Функция
Составные части
Особенности
Воздействие
Происхождение
Общество Аспекты
Институты
Элементы
Общение Говорящий
Слушатель
Сообщение
Жанр
Где Социально Класс (высший, средний, низший)
Страна
Город
Релятивно Расстояние
Над / Под
В / Около
Географически Геология
Климат
Флора и фауна
Почему Будущее 

Настоящее 

Прошлое

Личности
Условия времени
Обстоятельства
События
Как Внешние отношения Общее
Различия
Притяжение / Отталкивание
Сила / Бессилие
 
 

2. Диспозиция (лат. Dispositio) - «расположение»- inventa disponere - «расположить изобретенное». Второй раздел, «получив в свое распоряжение уже «готовый к Понятия становились объектом логических и аналогических процедур. Они определялись, делились, сочетались между собой, сополагались и противополагались». Весь этот процесс регулировался определенными правилами, соблюдение которых позволяло

говорящему  избежать логических ошибок. Кроме  того, диспозиция «предлагала модели расположения понятий в составе единого речевого целого». Таким образом, центральное место в диспозиции занимало понятие, «диспозиция гарантировала доброкачественность понятийного аппарата говорящего».

     Диспозиция (по Ломоносову) – расположение идей в пристойном порядке.

Риторический  канон в расположении идей речи отражают европейскую культуру слова. Современные  рекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают оратору, а лишь предлагают определенные образцы. 

Рекомендации  старых риторик:

      По  Ломоносову порядок расположения топов  следующий:

  1. описание неодушевленных предметов:
    • дается определение предмета, используется смысловая модель Род-вид;
    • смысловая модель целое-частное;
    • внешние свойства (форма, материал);
    • место, где встречается данный предмет;
    • функции предмета;
    • свидетельства (ссылка на цитаты, что говорят об этом предмете другие авторы);
  1. схема описания одушевленных предметов (животных):
    • определение, использование, топ, род, вид;
    • свойства, внешний вид;
    • действия, образ жизни;
    • свойства внутренние: характер, нрав;
    • польза;
  1. требования при описании технического предмета (инструкция);
    • описание должно быть понятным, полным, точным.
 

Для того, чтобы описать предмет творчески, описание делится на три части  – начало, середина, конец. 

Начало: 1) обращение к предмету описания (О мысль! Люди!)

    2) сказать  о времени дня или года

    3) сказать  о месте, где предмет находится  или встречается.

    (описание  от общего к частному).

    Середина: 1) если предмет бездействует (озеро, поляна), описываются перемены в  нем происходящие в зависимости  от внешних условий (время, погода)

    2) неодушевленные  физические предметы, которые состоят  из частей – описывается каждая  часть

    3) нравственный  предмет (совесть, благородство) – обращаются к топу, вид, род,  разновидность, подобие, противоположность. 

    4) действующее  лицо (киноактер) – описываются  свойства. Существуют правила расположения  середины, концовки:

       а) самое интересное в предмете располагается  ближе к концу описания;

       б) избегать излишней детализации (брать  самое существенное, главное); избегать повторов.

    Конец:  1) эмоционально обратиться к предмету речи, выразить свои чувства, пожелания;

    1. выразить нравственную идею, моральную мысль.
 

Как рассказывать истории

Существуют  различные стратегии ведения  рассказа (образец: Дубыч, Довлатов). 

Рекомендации:

  1. Начало повествования:

    а) обращение  к адресату;

    б) общая  мысль рассказа, повествования (заложение  интереса);

    в) дается общепринятая истина, высказанная в  афористической форме;

    г) место, время действия, лицо.

  1. Середина повествования:

    а) следовать  естественному ходу событий, продвигаясь  к кульминации.

  1. Конец повествования:

    а) развязка истории, вывод, при этом рассказывая  историю необходимо помнить что, кому, с какой целью рассказывать. 

3. Элокуция (лат. Elocutio) - «словесное оформление мысли», «собственно красноречие» - «ornare vebris» - «украсить словами». Этот раздел разработал множество приемов (фигур и тропов), с помощью которых можно создать смысловые эффекты необыкновенной силы. Если диспозиция опиралась на логику, то «элокуция открывала перед говорящим область паралогики. Те же самые процедуры, которые были запрещены с точки зрения логики и считались паралогическими (т.е. ошибочными с т.з. логики) приобретали здесь новый смысл: негатиное использование логики и преобразование их в законы паралогики создавало эффекты необыкновенной силы». (13, 11). «Стало быть, тем, вокруг чего строилась элокуция и что естественным образом завершало преобразование исходного предмета, было слово: отныне слово начинало жить самостоятельной жизнью как один из элементов вербального мира». (13, 12).

4. Мемория (лат. Memorio) - «память», запоминание речи. Этот раздел разрабатывал приемы запоминания материала. «Фактически владение меморией должно было обеспечить говорящему постоянную доступность сведений из имеющегося у него «банка данных» и возможность быстро и кстати воспользоваться любым из этих сведений».

5. Акция (лат. Actio hipocrisis) - «актерское», «театральное исполнение речи», ее произнесение. Здесь риторика давала советы по поводу пластического решения произносимой речи. Внешнему виду оратора всегда уделялось большое значение, он должен был производить благоприятное впечатление на публику. Поэтому речь его должна быть продумана с точки зрения силы звучности, длительности пауз, сопровождения жестами.

1. Инвенция

Инвенция  – это теория отбора информации и планирования сообщения (в частном  случае – для презентации). В данном руководстве термин "инвенция" будет употребляться синонимично  понятию "работа над содержанием".  
 
Инвенция включает в себя следующие последовательные задачи:  

Фазы  инвенции Определение Содержание
Таксономия Класс задачи Определить  тему сообщения и ее пределы
Обозначить  виды материала, уместные для использования  в сообщении
Топика Ситуация ("топос") выступления Определить  деловую или коммуникативную  ситуацию, в которой 
будет делаться сообщение
Определить  круг и последовательность вопросов, которые 
следует осветить или, наоборот, опустить
Предусмотреть, какие вопросы может задать аудитория
Ориентация Способ подачи материала  Выбрать тип  подачи: позитивный, негативный или  нейтральный
Селекция Объем материала Систематизация  и отбор материала, предназначенного для 
сообщения

 
 

Информация о работе Красноречия