Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:13, курсовая работа
Культура речи тесно примыкает к стилистике. Предметом культуры речи является языковая структура в ее коммуникативном воздействии. Выделяются следующие коммуникативные качества речи:
1)правильность (правильность речи – это ее соответствие нормам современного литературного языка);
1.Определение «культура речи», коммуникативные качества………... 3
2.Выразительность речи…………………………………………………. 4
3.Словарный запас русского языка, его составляющие………………. 8
4.Практическая часть
- Нормы орфоэпии………………………………………………...…. 13
- Морфологические нормы………………………………………….. 14
- Синтаксические нормы……………………………………………... 14
- Лексические нормы…………………………………………………. 15
5.Использованная литература………………………………………….. 16
(1) Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2003.
Богатство речи свидетельствует об эрудиции
говорящего, его высоком интеллекте. Богатство
индивидуального языка даёт возможность
разнообразить речь, придать ей точность
и чёткость, позволяет избежать повторов
как лексических, так и синтаксических.
Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум, чувства, воображение слушателей.
Сделать
речь образной, эмоциональной говорящему
помогают специальные художественные
приёмы, изобразительные и выразительные
средства языка, традиционно называемые
тропами (сравнение, метафора, метонимия,
гипербола и др.) и фигурами (антитеза,
инверсия, повтор и др.), а также пословицы,
поговорки, фразеологические выражения,
крылатые слова (1)
Рассмотрим на примерах употребление
выразительных средств языка.
АЛЛЕГОРИЯ (греч. allos — иной и agoreuo — говорю)
— конкретное изображение предмета или
явления действительности, заменяющее
абстрактное понятие или мысль. Зеленая
ветка в руках человека издавна являлась
аллегорическим изображением мира, молот
являлся А. труда и т. д.
Происхождение
многих аллегорических образов следует
искать в культурных традициях племен,
народов, наций: они встречаются на знаменах,
гербах, эмблемах и приобретают устойчивый
характер.
Многие аллегорические образы восходят
к греческой и римской мифологии. Так,
образ женщины с завязанными глазами и
с весами в руках— богини Фемиды — А. правосудия,
изображение змеи и чаши —аллегория медицины.(1)
(1) Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 1999.)
А. как средство усиления поэтической выразительности широко используется в художественной лит-ре. Она основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов. (1)
ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole— преувеличение) — чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Средствами Г. автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Г. встречается уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах.
В русской литре к Г. охотно прибегали Н. В. Гоголь, С.-Щедрин и особенно В. Маяковский («Я», «Наполеон», «150 000 000»).
В поэтической речи Г. часто переплетается с другими художественными средствами (метафоры, олицетворения, сравнения и др.).
Обратная Г. — художественное преуменьшение («мальчик с пальчик») — литота (см.). Е. Аксенова.
ИРОНИЯ (от греч. eironeia — притворство, насмешка) — осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком И. является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней И. Осмеиваться может как сущность предмета, так и отдельные его стороны. Т.о., характер И., объем отрицания, выраженный в ней, не одинаков; в первом случае И. имеет значение уничтожающее.
Во
втором — корректирующее, совершенствующее.
В иск-ве это проявляется в сатирическом
(см. Сатира) и юмористическом изображении
(см. Комическое), И. всегда предполагает
идеал, в большей или меньшей степени отличающийся
от того, что есть в действительности.(1)
(2) Культура русской речи: Учебник для
вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева.
- М., 1999.
Ирония в древней Греции достигла расцвета в философии Сократа. И. Сократа отрицает и реальную истину, и одновременно субъективное представление об истине. Идеал, стоящий за И. такого рода, — самодовлеющее отрицание как единственная истина; об этом свидетельствует, в частности, знаменитое изречение Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Особое значение И. приобретает в конце 18 в., когда наиболее отчетливо оформилась антитеза: человек — мир, человек — об-во, на основе к-рой возникло романтическое иск-во (см. Романтизм). Еще один синоним — «остроумие» — теоретик «романтической И.» Ф. Шлегель определял как «взрыв связанного сознания». «Освобождая» от действительности, «романтическая И.» давала разрешение ее противоречий в сфере поэтической фантазии, возвышение над ними посредством поэтического вымысла. Но и в такой форме — субъективного отрицания — «романтическая И.» явилась выражением неприятия буржуазного уклада и всего образа жизни, связанного с собственническими интересами. Этот социально-критический смысл «романтическая И.» еще полнее обрела в творчестве немецких романтиков второго поколения. Для них уже была очевидна зависимость от действительной жизни самого человека с его духовной сущностью, потому И. в их произведениях отнесена не только к внешнему миру, но и к субъективному, якобы противостоящему ему. Теоретиком нового вида И., возникшей в новых общественных условиях и отражавшей преломление идеального в реальном, взаимосвязь и взаимовлияние того и другого, был К. Зольгер. Отсюда И. развивается в учении Гегеля, вскрывая противоречивое единство возвышенного и низменного, неизбежную спаянность идеального, всеобщего с материальным, частным. В творчестве его современника Гейне «романтическая И.» окончательно приходит к собственному отрицанию — ведет к разрушению романтических иллюзий. Ф. Энгельс писал (сравнивая с Гейне поэта «истинного социализма» К. Бона): «У Гейне мечты бюргера намеренно были бы вознесены, чтобы затем так же намеренно низвергнуть их в действительность» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 217). Характерно, что ни в лит-ре доромантического периода, ни в эпоху развитого реализма в 19 в. II. в качестве нормы эстетического отношения художника к действительности не является ведущей в силу ослабленности здесь субъективного начала по сравнению с романтизмом. В каждой из этих литератур выдвигается сатира И. превращается в сарказм, становясь средством и обличения и разоблачения уродливых сторон социальной действительности. И. как отношение индивидуума к миру получила новые формы в иск-ве 20 в. И. писателей-экзистенциалистов выдвигает отрицание всякой истины, кроме экзистенциальной — субъективного знания человека о жизни (см. Экзистенциализм).
Наиболее оригинальное оформление И. приобрела в важнейшем творческом принципе Б. Брехта — принципе «очуждения» (см. Очуждения эффект). «Очуждение» означает «взгляд со стороны» на привычные явления, в результате чего человек, как зритель, заново оценивает их и выносит о них свое суждение. Эта тенденция возвысить человека над реальными условиями и вызвать отрицание их с т. з. истинно человеческих критериев может считаться современным видоизменением «романтической И.»; сам же Брехт в связи с этим часто вспоминал идеи Гегеля. У Брехта субъективный идеал художника, отрицающий действительность, совпадает с объективным идеалом классовой борьбы. И. как художественный, принцип следует отличать от И. в качестве стилистического средства. В последнем случае И. содержится в речи персонажей или самого автора. Посредством такой И. создается комический эффект, т. к. здесь высказанное имеет смысл, прямо противоположный тому, что сказано автором.
Напр., в пушкинских стихах;
Граф Хвостов, Поэт, любимый небесами, Уж пел бессмертными стихами Несчастье Невских берегов, — видимое восхваление Хвостова означает как раз обратное — насмешку над его бездарностью. Д. Чавчанидзе
ЛИТОТА
(от греч. litotes — простота, малость, умеренность)
— троп, противоположный гиперболе (см.).
Л. — это образное выражение, оборот, в
к-ром содержится художественное преуменьшение
величины, силы, значения изображаемого
предмета пли явления. Л. есть в народных
сказках: «мальчик с пальчик», «избушка
на курьих ножках», «мужичок с ноготок».
К Л. часто обращался Н. Гоголь:
«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» (II. Гоголь).:
МЕТАФОРА
(греч. metaphora -- перенос) — вид тропа, в к-ром
отдельные слова или выражения сближаются
по сходству их значений или по контрасту.
М. образуются по принципу олицетворения
(«вода бежит»), овеществления («стальные
нервы»), отвлечения («поле деятельности»)
и т. д. В роли М. могут выступать различные
части речи: глагол, существительное, прилагательное.
М. придает речи исключительную выразительность:
В каждый гвоздик душистый сирени,
Распевая, вползает пчела...
Вознеслась ты под свод голубой
Над бродячей толпой облаков…(А. Фет)
М. представляет собой нерасчлененное сравнение, в к-ром, однако, легко усматриваются оба члена:
Со снопом волос своих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда...
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег...(С. Есенин)
(1)Томашевский Б. Стилистика и стихосложение. Л., 1959.
Помимо словесной М., большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые М.:
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.(С. Есенин)
Иногда все произведение целиком представляет собой широкий, развернутый метафорический образ. Таково стихотворение А. Пушкина «Телега жизни...». См. ст. Троп.Л. Ирупчанов.
МЕТОНИМИЯ (от греч. metonomadzo— переименовывать) — вид тропа, в к-ром сближаются слова по смежности обозначаемых ими более или менее реальных понятий или связей. В М. явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. ,При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи; так, когда В. Маяковский говорит о «стальном ораторе, дремлющем в кобуре», то читатель легко угадывает в этом образе метонимическое изображение револьвера. В этом отличие М. от метафоры. Представление о понятии в М. дается с помощью косвенных признаков или вторичных значений, но именно это и усиливает поэтическую выразительность речи:
Ты вел мечи на пир обильный;
Все пало с шумом пред тобой;
Европа гибла; сон могильный
Носился над ее главой...(А. Пушкин)
Здесь М. «мечи» — воины. Наиболее распространена М. в к-рой название профессии заменено названием орудия деятельности:
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, или прозопопея (греч. prosopopoiia,
от prosopon — лицо и poieo — делаю) — такое изображение
неодушевленных или абстрактных предметов,
при к-ром они наделяются свойствами живых
существ — даром речи, способностью мыслить
и чувствовать. О. было связано в древности
с анимическим мировоззрением и всевозможными
верованиями (напр., О. в античной мифологии).
О. как иносказание, стилистический термин
— один из весьма распространенных художественных
тропов (см.). Таково О. в сказках, баснях,
в художественной лит-ре:
О чем ты воешь, ветр ночной,
О чем так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев)
К ней прилегла в опочивальне
Ее
сиделка — тишина.(А. Блок)
ПЕРИФРАЗ (греч. periphrasis, от peri — вокруг, около и phradzo — говорю) — один из тропов (см.), в к-ром название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. Напр.; «царь птиц» вместо «орел».
СИНЕКДОХА (от греч. synekdoche), — один из тропов,
вид метонимии (см.), состоящий в перенесении
значения с одного предмета на другой
по признаку количественного между ними
отношения. С. — выразительное средство
типизации. Наиболее употребительные
виды С.:
1) Часть явления называется в значении целого:
А в двери — бушлаты, шинели, тулупы...(В. Маяковский)
2) Целое в значении части — Василий Теркин в кулачном поединке о фашистом говорит:
— Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли парод!
3)
Единственное число в значении общего
и даже всеобщего:
Там стонет человек от рабства и цепей...(М.
Лермонтов)
И гордый внук славян, и финн...(А.С.Пушкин)
4) Замена числа множеством:
Мильоны вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы. (А. Блок)
5) Замена родового понятия видовым:
Бьем грошом. Очень хорошо! (В. Маяковский)
6) Замена видового понятия родовым:
«Ну
что ж, Садись, светило!»(В. Маяковский)
СРАВНЕНИЕ — вид тропа (см.), в к-ром одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим явлением. С. может быть отнесено к первичным видам тропа, так как при перенесении значения с одного явления на другое сами эти явления не образуют нового понятия, а сохраняются как самостоятельные. «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория» (М. Шолохов). Представление о черноте и мрачности степи и вызывает у читателя то тоскливо-тягостное ощущение, к-рое соответствует состоянию Григория. Налицо перенесение одного из значений понятия — «выжженная степь» на другое — внутреннее состояние персонажа. Иногда, для того чтобы сопоставить какие-то явления или понятия, художник прибегает к развернутым сравнениям: