Экзаменационные вопросы с ответами по "Русскому языку"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 08:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 25 вопросов по дисциплине "Риторика".

Работа содержит 1 файл

Вопросы и ответы по русскому языку.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

 

21  Сложное  предложение и его виды: союзные  и бессоюзные предложения. Сложносочиненные  и сложноподчиненные предложения.

Сложные предложения, как и все  предложения, служат для общения  людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения — наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например: Небо снова все покрылось тучами, и посыпался дождь. (М. Горький.)  
По своему строению и значению сложные предложения очень разнообразны, по видам связи между частями сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные.  
Бессоюзными называются сложные предложения, части которых соединены только при помощи интонации, например: Покраснела рябина, посинела вода. (С. Есенин.)  
Союзными называются сложные предложения, части которых соединены при помощи интонации и союзов или союзных слов, например: Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.  
На письме части сложных предложений разделяются знаками препинания.  
Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: сложносочиненные и сложноподчиненные.  
Сложносочиненные предложения — это такие предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами и интонацией, например: Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.)  
Сложноподчиненные предложения — это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним интонацией и подчинительным союзом или союзным словом, например: Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)  
Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным, а зависимое, подчиненное главному по смыслу и грамматически, содержащее средство связи (союз, союзное слово), — придаточным.  
Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчиненных предложений: с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными.

 

22  Чужая речь  и основные способы ее передачи

Основные способы передачи чужой  речи — прямая, косвенная и несобственно-прямая речь.  
Прямая речь — это дословное воспроизведение чужой речи. При этом сохраняются все ее лексические и грамматические особенности. В этом случае чужая речь и речь говорящего четко разграничиваются: Он вдруг остановился, протянул руку вперед и промолвил: «Вот куда мы идем». (И. Тургенев.) Прямая речь всегда представлена говорящим (пишущим) как точно, дословно переданная чужая речь. Особенности структуры предложений с прямой речью — авторские слова и прямая речь.  
Авторские слова — это конструкция с глаголом речи (сказать, проговорить, промолвить, спросить, ответить и т. п.), к которому непосредственно относится прямая речь. Вводящие слова (авторские) могут характеризовать поведение персонажа во время речи, его мимику, позу, этапы протекания речи, например: «Взять их!» — рявкнул старик, топнув в землю ногой. (М. Горький.)  
Прямая речь с точки зрения структуры представляет собой предложения простые и сложные, односоставные и двусоставные, полные и неполные. Обращения, формы повелительного наклонения, междометия, эмоционально-экспрессивные частицы, личные Местоимения и глагольные формы от первого лица — •- характерные особенности прямой речи. Система знаков препинания при прямой речи:  
А: «П».  
 
А: «П?(!)»  
«П», — а.  
«П?(!)» — а.  
«П, — а, — п».  
«П, — а. — П». 
«П, — а. — П?(!)»  
«П?(!) — а. — П». — а. —  
Прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц, называется диалогом. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику или отсутствовать. Если реплики диалога даются каждая с нового абзаца, то они не заключаются в кавычки, перед ними ставится тире, но если реплики диалога написаны в строку и не указано, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире.  
В предложении с косвенной речью чужая речь передается не дословно, а с сохранением ее содержания. Это, как правило, сложные предложения, состоящие из двух частей (слов автора, представляющих главное предложение, и косвенной речи, оформленной как придаточное предложение): Пугачев сказал, что Гринев крепко перед ним виноват; Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду.  
Вопрос, переданный в косвенной речи, называют ный знак не ставится, например: Лесничий спросил, видел ли я на озере лебедей. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.  
Несобственно-прямая речь — это такой способ передачи чужой речи, при котором чужая речь сливается с авторской речью, например: Александр выбежал, как будто в доме обрушился потолок, посмотрел на часы — поздно, к обеду не поспеет. (И. Гончаров.) Несобственно-прямая речь совмещает свойства прямой и косвенной речи. Несобственно-прямая речь, как и прямая речь, сохраняет особенности лексики и синтаксиса чужой речи и, как косвенная речь, не оформляется на письме кавычками, ведется от имени автора повествования.  
Кроме перечисленных способов, чужая речь может быть оформлена как цитата.  
Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием. В письменной речи цитаты заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.  
Чужая речь может быть передана простым предложением, при этом часто указывается лишь тема речи. Содержание чужой речи передается дополнением, выраженным существительным в предложном падеже, неопределенной формой глагола с прямым дополнением: Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах. (М. Лермонтов.) Я был тут; зашел разговор о лошадях, и Печорин начал расхваливать лошадь Казбича. (М. Лермонтов.)  
Чужая речь может передаваться простым предложение содержание чужой речи отражено в самом предложении, а вводные слова (предложения) заменяют слова  
вв. ел. (- слова автора)  
!_ автора: Плотва брала, как говорят рыболовы, чуть ли не на голый крючок. (Ю. Нагибин.)

 

23  Текст как  речевое произведение, основные  признаки текста

Каковы же признаки текста?  
1. Выраженность. Текст всегда выражен в устной или письменной форме.  
2. Ограниченность (автономность). Каждый текст, даже самый небольшой, имеет четкие границы — начало и конец.  
3. Связность. Языковые единицы, образующие текст, связаны между собой в определенном порядке.  
Схему связной речи с точки зрения составляющих ее единиц можно представить следующим образом: предложение — прозаическая строфа — фрагмент; глава — часть — законченное произведение.  
Есть тексты, состоящие из одного предложения (реже двух). Это афоризмы, загадки, пословицы, хроникальные заметки в газете и др. Есть тексты, равные прозаической строфе или фрагменту: заметка в газете, стихотворение или басня в прозе. И есть, конечно, тексты значительного объема.  
4. Цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое, для понимания структуры текста важнейшее значение имеет взаимосвязь содержания и формы. Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией.  
Содержание текста раскрывается только через его словесную форму.  
5. Содержание соотносится с темой. Тема — это то, что описывается в тексте, о чем идет повествование, развертывается рассуждение, ведется диалог и т. п. В нехудожественных текстах тема, как правило, обозначается в названии. Названия художественных произведений могут быть прямо связаны с темой («Горе от ума», «Недоросль»). Художественные произведения, даже относительно небольшие по объему (например, рассказы), могут раскрывать несколько тем, а повести, романы, пьесы практически всегда многотемны.  
6. Упорядоченность. Все языковые единицы, образующие текст, все его части и все содержательные,, смысловые стороны определенным образом упорядочены, организованы.  
7. Членимость. Способы связи слов в предложении и частей сложного предложения хорошо известны. Различают последовательную (цепную) и параллельную связь предложений. При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются. Особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений. Например: Я люблю гостей. Я люблю посмеяться. ...Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, нюхать бензин. Я много чего люблю. (По В. Драгунскому.)  
При последовательной связи предложений одно предложение как бы вливается в другое: каждое следующее предложение начинается с того, чем закончилось предыдущее. Например: Я не раз дивился проницательному нахальству ворон. Они как бы шутя не однажды надували меня. (А. Платонов.)  
Опираясь на все сказанное выше о тексте, можно дать такое определение. Текст — это выраженная в  
письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, объединенных в целое темой и основной мыслью.

 

24  Особенности  текстов разных типов: повествование,  описание, рассуждение

Повествование — это рассказ  о событиях, происшествиях, действиях; организующая роль в этой форме словесного выражения принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени  совершенного вида. Они обозначают последовательно сменяющие друг друга события, обеспечивают развертывание повествования. Предложения в повествовании, как правило, не бывают слишком длинными и сложно построенными. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действий, движения людей и явлений во времени и пространстве. Не случайно исследователи не раз отмечали, что Пушкин «убирает» из повествования все второстепенное, стремится оставить в предложении только подлежащее и сказуемое, чтобы повествование было живее, динамичнее. Например: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали («Станционный смотритель»); Часы пробили первый и второй час утра, — и он услышал дальний стук кареты. Невольное волне-  
ние -овладело им. Карста подъехала и остановилась. Он услышал стук опускаемой подножки. В доме засуетились. Люди побежали, раздались голоса, и дом осветился («Пиковая дама»).  
Описание — это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков: описание предмета (какой предмет), места (где что находится), состояния среды (каково здесь), состояния человека (каково ему здесь). В описании больше, чем з повествовании, слов, обозначающих качества, свойства предметов. Глаголы в описании выступают, как правило, в форме несовершенного вида, часто в прошедшем времени. Эти особенности хорошо видны в отрывке из романа М. Булгакова «Белая гвардия»: Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями винтами шел из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег. И в пять, и в шесть, и в семь этажей громоздились дома. Днем их окна были черны, а ночью горели рядами в темно-синей выси. Цепочками, сколько хватало глаз, как драгоценные камни, сияли электрические шары, высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов. Днем с приятным ровным гудением бегали трамваи с желтыми соломенными пухлыми сиденьями, по образцу заграничных.  
Для особой наглядности, изобразительности описания в нем могут быть использованы и формы настоящего времени глаголов, как, например, во всем известном стихотворном описании поздней осени из IV главы «Евгения Онегина» А. Пушкина:  
Встает заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк; С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк; Его почуяв, конь дорожный Храпит — и путник осторожный  
Несется в гору во весь дух; На утренней заре пастух Не гонит уж коров из хлева, И в час полуденный в кружок Их не зовет его рожок; В избушке распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней.  
Важно, что в описании формы глагольного времени обозначают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости, как бы на одном живописном полотне.  
Рассуждение — это словесное доказательство (почему так, а не иначе; что из этого следует), объяснение (что это такое), размышление (как быть; что делать). Оно отличается от повествования и описания прежде всего более протяженными и сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи) и абстрактной лексикой, т. е. значительным количеством слов, обозначающих понятия (в повествовании и описании преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и явления). Приведем пример рассуждения: По-настоящему сильный человек — всегда добрый. (Тезис.) Однажды к нам в секцию пришел новенький. Не помню точно, но чем-то он мне, видите ли, не понравился. Новичок, конечно, ничего не умел, но я решил ему это доказать. Провел два-три болевых приема и увидел, что он чуть не плачет. Подошел тренер, отвел меня в сторону:  
— Ты сильный. Зачем же ты на слабого?..  
У меня даже уши покраснели. И правда, зачем? (Обоснование.)  
С тех пор (а прошло уже много лет) ни разу не поднимал руку на слабых. Понял: бороться с равным — это по-честному. Бить слабого — занятие недостойное. (Логический вывод.)  
В любом рассуждении есть тезис и обоснование высказанной мысли, логический вывод из всего сказанного.  
В научно-деловой речи обычно используется полное рассуждение, части которого связаны союзами потому что, так как, поэтому, таким образом, итак, следовательно. В разговорной и художественной речи преобладают сокращенные рассуждения без союзов.

 

25  Стили речи, их функции и сфера употребления

Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две  основные: язык разговорный и литературный (книжный) язык.  
Разговорный язык (разговорный стиль речи) используется обычно в устной форме.  
В зависимости от сферы употребления литературного языка различают научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили речи.  
Наиболее важные признаки каждого из стилей определены с учетом следующего: а) с какой целью говорим; б) в какой обстановке говорим; в) речевые жанры; г) языковые средства выражения; д) стилевые черты речи.  
Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нем часто используется разговорная и просторечная лексика.  
Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи, например: За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег — это папа готовился к рыбной ловле... И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил все свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки — нет рыбы. (А. Яшин.)  
В разговорной речи эмоциональность высказывания, в отличие от художественного стиля, не является результатом специального творческого труда, художественного мастерства. Она является живой реакцией на события, на поступки окружающих людей.  
Непринужденная обстановка общения обусловливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений: шире употребляются слова разговорные (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать), просторечные (заржать, рохля, аховый, растрепа), жаргонные (родители — предки', железно, мирово).  
Научный стиль — это стиль научных сообщений. Его жанры — научная статья, учебная литература. Широко используется терминологическая и профессиональная лексика.  
Главное назначение научного текста — изучать явления, предметы, называть их и объяснять. Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются: употребление слов в их прямом значении; отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, гипербол; широкое использование абстрактной лексики и терминов, например: Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения. (Г. Фетисов.)  
Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль  
служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, 'протоколов, расписок, справок.  
В официально-деловом стиле нет места проявлению авторской индивидуальности, стилевые черты — официальность, точность. Например:  
Расписка.  
Я, Елена Тихонова, ученица 9 класса «Б» школы № 65, получила в школьной библиотеке 5 (пять) экземпляров «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой для проведения урока русского языка. Книги обязуюсь вернуть в этот же день.  
23 марта 2000 г. Е. Тихонова  
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначается не для узкого круга специалистов, а для широких слоев общества, причем воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.  
Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передает мысли и чувства автора, использует все богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.  
Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Функционально-стилистические границы в современном языке очень тонки и сложны. Единицы одного  
стиля могут употребляться в других функциональных разновидностях языка.

 


Информация о работе Экзаменационные вопросы с ответами по "Русскому языку"