Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:01, доклад
Витийство — Красноречие (от русск. красный «красивый» и речь) Ораторские способности (природные или благоприобретённые), умение говорить красиво и убедительно
вече(общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси.
Из истории русской риторики
Витийство — Красноречие (от русск. красный «красивый» и речь) Ораторские способности (природные или благоприобретённые), умение говорить красиво и убедительно
вече(общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси
История не оставила
прямых свидетельств об ораторском искусстве
Древней Руси. Но по документам и
сохранившимся литературным произведениям
можно составить представление
об основных особенностях и принципах
древнерусского красноречия. Первоначально
оно существовало только в устной
форме былинно-песенного
Известно
в Древней Руси и дипломатическое
красноречие. Одна из первых серьезных
дипломатических акций
Достойным образом в Древней Руси было представлено военное красноречие -обращение к войску проявить стойкость и мужество. Еще один вид красноречия -- торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика -- торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества.
Временем настоящего расцвета русского красноречия стал XII в. Самым знаменитым его представителем был Кирилл Туровский. Известно, что Кирилл, сын богатых родителей, рано став монахом-аскетом, всю жизнь занимался чтением и толкованием христианских книг. Слава о нем шла по всей Туровской земле. По предложению князя и при поддержке народа Кирилл был поставлен епископом в Турове.
Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. Его называли «Златоустом, паче всех воссиявшим нам на Руси». Наибольшей популярностью пользовались «слова» Туровского, предназначенные для чтения в церкви в дни религиозных праздников. В них автор проявляет себя как настоящий оратор, в совершенстве владеющий ораторским искусством: он то обращается к слушателям то описывает евангельский сюжет или сложную богословскую концепцию с помощью красочных аллегорий, то вопрошает и отвечает сам себе, сам с собою спорит на глазах у слушателей, сам себе доказывает. Творчество Туровского свидетельствует о том, что древнерусские ораторы свободно владели всем многообразием приемов, выработанных античной риторикой Это повлияло на распространение соответствующих знаний в светской среде.
Образцы вполне светского публичного красноречия есть в «Слове о полку Игореве». Достаточно вспомнить обращение к князьям Святослава.
Термин «риторика»
в русском языке впервые
В становлении русской риторики огромную роль сыграл М. Ломоносов. Он написал учебник «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, т.е. оратории и поэзии, сочиненной в пользу любящих полезные науки» (1748 г).
Ломоносов дает следующее определение риторики: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об ней мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово». Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения . Иларион, Лука и Кирилл Туровский.