Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:17, реферат
Цель моей работы заключается в исследовании развития риторики в современном мире.
В главной части рассматриваются такие пункты, как, развитие современной риторики, риторика в новейшее время.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
1 Определение современной риторики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2 Современное состояние риторики в мире. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 8
Заключение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре
государственный Технический
Факультет социальный
Кафедра: Философия,
социология и связь с общественностью
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Риторика»
История современной риторики.
Новейшее
время
Студент
группы 1ГУб-1:
Преподаватель:
2011
План
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
1 Определение современной риторики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2 Современное состояние риторики в мире. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 8
Заключение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Список
используемой литературы . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Введение
Чем бы ни занимался человек в жизни, на каком бы поприще он ни
трудился, ему приходится общаться с другими людьми. Правильная и
красивая речь, умение убеждать других в истинности своего мнения,
способность к корректному участию в дискуссии – все это является
показателем культуры любого образованного человека и касается как
устной, так и письменной речи.
Конечно, какую-то часть из указанных умений и навыков мы приобретаем интуитивно, в процессе повседневной коммуникации и изучения различных наук. Но умения и навыки общения, приобретенные таким образом, недостаточны. Результатом осознания этого стало возникновение особой науки – риторики. Эта наука имеет более чем двухтысячелетнею историю.
Риторика (др. - греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации. Риторика – наука о мысли и речи. Она содержит теоретические правила и законы построения речи, предлагает практические рекомендации о том, как нужно говорить и писать, организовывать речевое общение, создавать мысль, выражать ее в словах. Русские классические ученые писали: «Предмет риторики есть речь»; «Риторика есть искусство изобретать, располагать и выражать мысли».
Своё начало риторика получила во времена Древней Греции в школах софистов, главной задачей которых являлось чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала множество правил, которые относились собственно к стилистике и грамматике.
На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.
Цель моей работы заключается в исследовании развития риторики в современном мире.
В главной части рассматриваются такие пункты, как, развитие современной риторики, риторика в новейшее время.
Настоящая
работа состоит из введения, основной
части, заключения и списка использованной
литературы.
Определение современной риторики.
Риторика - это наука о способах создания речевого поступка. Чтобы добиться результата в речевой деятельности, надо владеть искусством убеждения. А это целая наука, у которой есть свои законы. Не знающий эти законы хорошо понимает то, о чем он говорит, но не осознает, что же он своей речью делает. Поэтому создается целая система практической тренировки необходимых умений и навыков, обеспечивающих на деле высокий уровень мастерства взаимодействия оратора и аудитории. Понятие «риторика» значительно шире понятия «ораторское искусство». Оно охватывает широкий спектр знаний, умений и навыков от возникновения идеи до непосредственного речевого процесса.
С
новой силой интерес к риторике
вспыхнул в середине ХХ века. Он объясняется
бурным развитием теории информации.
К этому времени науки
В определении, данном А. К. Михальской, прочитываются общие задачи риторики. Более конкретно они сформулированы Рождественским: «Первая задача риторики состоит в умении быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давать себя увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу. Вторая задача риторики есть умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам. Это значит уметь создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции. Обе задачи должны опираться на культуру речи данного общества»
Предметом современной риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.
Для современной
риторики коммуникативный процесс,
процесс общения предстает в
комплексном освещении
С точки зрения современных представлений об эффективной речи совсем не безразлично, какой ценой достигается тот или иной результат. Можно заставить людей работать в выходные дни или сверхурочно, объяснив им, что это вынужденное решение, продиктованное экономической необходимостью. А можно поступить так, как в свое время поступил легендарный Ли Якокка. Выступив перед рабочими, он предложил им самим принять решение: ввиду тяжелого положения компании "Крайслер" пойти на жертвы — увеличить рабочий день и работать по субботам за ту же плату, или объявить компанию банкротом. И решение было принято добровольно, поэтому рабочие трудились с энтузиазмом.
В отличие от античной риторики, представлявшей коммуникативный акт как акт однонаправленный, современная риторика исходит из того, что пассивной стороны в коммуникативном акте фактически нет. Роль слушателя такая же активная роль, как и роль говорящего. От взаимодействия этих двух сторон зависит успех общения. А следовательно, отношения между оратором и аудиторией не могут быть антагонистическими при успешной коммуникации. Оратор должен "не побеждать аудиторию", а "сотрудничать" с ней. Универсальным принципом успешной коммуникации становится принцип "кооперации", сформулированный Г. П. Грайсом. Любое общение, в том числе и деловое, — это не путь одного человека к другому, а движение навстречу друг другу. Представьте себе, что вы должны решить важный служебный вопрос с человеком, который выслушивает вас молча, с каменным лицом. Насколько эффективно будет протекать ваше общение?
Отсутствие
предусмотренной правилами
Желание слушать выражается в позе — наклон корпуса в сторону собеседника, в стимулирующих репликах типа "да-да", "разумеется", "хорошо", "так-так", которые произносит слушающий, в кивках согласия. Все перечисленные сигналы усвоения информации являются необходимым компонентом общения. Без этих знаков участия в общении плодотворный диалог просто невозможен.
Принцип
кооперации был сформулирован
Принцип кооперации и коммуникативного сотрудничества требует правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий — слушающий. Все мы сталкивались с такой ситуацией в диалоге, когда мы хотели, но не могли высказаться. Чрезмерная речевая активность одного партнера иногда не дает другому даже обозначить свою позицию. Умением слушать отличается далеко не каждый, и нередко диалоги представляют собой смену коммуникативных ролей, основанную на произвольном вторжении в чужую речь, т.е. на перебивах. Целесообразно ли это с точки зрения учета взаимных интересов деловых партнеров? Очевидно, что нет. Знание правил смены коммуникативных ролей помогает говорящим реализовать свои цели, учитывая интересы друг друга.
Нельзя
сказать, чтобы рост интереса к риторике,
присущий нашему времени, не имел социальных
корней. Ведь на протяжении веков Европу
терзали религиозные, гражданские и межнациональные
войны. Но после разгрома нацизма почти
полвека на ее территории царил мир, а
риторические доводы особенно сильны,
когда молчит оружие. И все же расцвет
риторики имеет свои, более важные причины.
В последней трети XIX в. общим направлением
искусства стал импрессионизм, а затем
символизм. Это направление дало яркие
образцы усиления изобразительности,
причем именно тех ее видов, которые больше
всего связаны с миров чувств и образных
представлений. Абстрактные классификации
различных видов знаков получали, таким
образом, материальное воплощение в искусстве,
прежде всего в поэзии, наделенной огромной
воздействующей силой.
В 1909 г. Шарль Балли написал в своей "Французской
стилистике", что она "...изучает выражение
в речи явлений из области чувств и действие
речевых факторов на чувства ". Тем самым
были заложены основы для появления принципиально
новой дисциплины - экспрессивной стилистики.
В самом деле, не очень трудно выразить
мысль, если ее содержание оформилось
уже в интеллектуальной (логической) сфере
сознания. Во всяком случае, для этого
обычно не требуется каких-то специальных
средств, кроме тех, которые изучают лексика
и грамматика. Но как ясно выразить словами
сложный мир образов и представлений и
еще более сложный мир чувств во всей их
индивидуальности? И здесь мысль исследователей
неизбежно должна была вновь обратиться
к выразительно-изобразительным средствам,
к фигурам.
В начале XX в. появляются исследователи,
которые, основываясь на успехах новейшей
психологии, вновь пытаются напрямую связать
психические процессы с тем или иным типом
фигуры. Эти психолингвистические труды,
к несчастью, недостаточно известны, забыты
их авторы. Но они сделали свое дело, возрождая
представления об эффективном использовании
фигур. Мы имеем в виду такие книги, как
"Фигуры речи. Психологические исследования"
Гертруды Бак или "Теория словесности..."
Ивана Прокофьевича Лыскова, изданная
в 1914 г.
Постепенное понимание того, что опыт
античной и средневековой риторики необходимо
изучать, возрождает интерес к давно забытому
инвентарю выразительно-изобразительных
средств. Появляется фундаментальный
труд, скрупулезно суммирующий старания
древних риторов (даже с учетом приоритетов
и дат). Это книга Г. Лаусберга "Руководство
по литературной риторике". Нужно упомянуть
и о "Справочнике риторических терминов"
Р. Ланэма.
Следует особо подчеркнуть возрождение
интереса к нашей отечественной риторике.
Напомним об исключительно содержательном
и добросовестном труде Л. К. Граудиной
и Г. И. Миськевич "Теория и практика
русского красноречия", об исследовании
В. П. Вомперского и В. И. Аннушкина. В 70-е
гг. обостряется интерес к старым классификациям,
появляются новые. Некоторые авторы пытаются
представить совокупность фигур в предельно
упрощенном виде в целях доступного восприятия
учащимися. Такова, например, классификация
Г. Бонхейма в работе "Как сделать современной
классическую риторику". Выдвигается,
напротив, и ряд своеобразных, на наш взгляд,
чрезмерно усложненных классификаций.
Это относится, в частности, к системе
риторических средств, предложенной в
"Общей риторике" Ж. Дюбуа и соавт.
По нашему мнению, среди этих работ наибольшее
значение имеет исследование "Тропы
и фигуры" Ц. Тодорова .Классификация,
которая там представлена, отражает новейшие
достижения семиотики и знаковой теории,
поэтому мы рекомендуем читателям познакомиться
с этой работой.
Не остаются в стороне и детальные классификации
советских ученых (В. И. Корольков, Ю. М.
Скребнев).
Наконец, следует сказать и о возрождающемся
интересе к теории аргументации. В этой
связи наиболее актуальны работы X. Перельмана,
например "Новая риторика. Основы аргументации".
Итак, медленно, но неуклонно нарастало
понимание того, что успешный опыт использования
риторических средств может зависеть
не только от таланта и интуиции, но и от
незаслуженно забытых теоретических знаний.
Это приводит к появлению ряда работ, выражающих
прямые рекомендации возродить риторику
в той или иной форме. Об этом писали У.
Кроль, Г. Лич, Б. Штольт, К. Лахман, M. Л. Гаспаров,
С. И. Гиндин, А. К. Авеличев, и другие ученые.
Иногда раздаются и очень резкие голоса,
противопоставляющие риторику всем другим
видам словесности. Так, Т. Конли пишет
в обзоре "О некоторых существенных
достижениях в изучении риторики": "Мы
вступили в новый период истории идей,
когда... возрождение интереса к риторике
- это результат консенсуса между мыслящими
людьми, что господствующие философские
и научные методы и принципы устарели,
исчерпали себя или обанкротились".
Все сказанное выше вселяет уверенность,
что новое возрождение риторики, наконец,
превратит ее в подлинную науку.
Информация о работе История современной риторики. Новейшее время