Глаголы и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 18:49, реферат

Описание работы

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос что делать? что сделать? Это значение выражается в категориях вида, залога, времени, лица и наклонения. В предложении глаголы выступают в основном в роли сказуемого.

Содержание

* Что такое глагол.
* Определение глагола.
* Неопределённая форма глагола (инфинитив):
семантика и грамматические особенности.
* Основы глаголов.
* Спряжение глаголов.
* Категория вида: виды глаголов.
* Переходные и непереходные глаголы.
* Наклонения спрягаемых глаголов.
* Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 65.57 Кб (Скачать)

     Изъявительное наклонение тесно связано с категорией времени: значение этого наклонения выявляется в формах наст., прош. и  буд. вр. Повелительное и сослагательное наклонения не имеют форм времени» [Русская грамматика – 1980, т. 1.].  
 

     Понятие о наклонении.

     Система наклонений глагола.

     В русском языке категория наклонения словоизменительная и представлена тремя наклонениями глагола: изъявительным, сослагательным (или условным) и  повелительным. Из них только изъявительное  наклонение является реальным, осуществляющим действие или состояние в трех временах: настоящем, прошедшем и  будущем. Сослагательное и повелительное  наклонения называются ирреальными  и категории времени не имеют. Они характеризуют действие не как  имеющее место в реальной действительности, а как возможное, желательное  или представленное как побуждение.

     Категория наклонения может быть рассмотрена  как морфологический способ выражения  модальности. Модальность – это  одно из сложных и малоисследованных  явлений языка. Она имеет разноуровневый характер и может быть лексической, морфологической и синтаксической.

     Лексическая модальность может быть выражена в модальных словах, выделенных В.В. Виноградовым в самостоятельный  структурно-семантический класс  (вероятно, кажется, наверное и др.), в словах других частей речи: кратких прилагательных (рад, должен, обязан, намерен и др.), модальных глаголах (мочь, желать, хотеть и так далее.), безлично-предикативных словах (можно, нужно, надо, нельзя); частицах (ведь, не).

     Синтаксическое  выражение модальности представлено разными типами предложений: повествовательными, вопросительными, побудительными. К  модальности относят также категорию  утверждения–отрицания.

     Морфологически  модальность выражается системой наклонений глагола.

     Существуют  разнообразные трактовки модальности. Мы будем понимать модальность как  грамматически выраженное отношение  говорящего к реальности высказывания. Наклонение показывает, как говорящий  относится к своему высказыванию с точки зрения его отношения  к действительности: возможности, желательности, долженствования или необходимости  совершения каких-либо действий и так далее.

     В глагольной лексике грамматическая категория модальности представлена в трёх наклонениях.

1.Изъявительное наклонение (индикатив).

     Изъявительное наклонение показывает, что действие, выраженное глаголом, мыслится как  реальный факт, протекающий во времени. Отношение к реальной действительности в нём по существу не выражено, поэтому  его называют «прямым наклонением», «нулевой грамматической категорией».

     Модальные оттенки изъявительного наклонения передаются формами времени. Особенно богаты в этом отношении формы  будущего времени. Значение времени, лица и рода глаголов изъявительного наклонения будет рассмотрено при изучении соответствующих категорий.

2.Повелительное наклонение (императив).

       Глаголы повелительного наклонения выражают волю говорящего (требование, совет, просьбу), побуждение к действию. Значение повелительного наклонения имеет широкий диапазон от совета, вежливой просьбы до приказания, запрета или мольбы. Важную роль при этом играет интонация. «Эта интонация сама по себе может превратить любое слово в выражение приказания. В системе повелительного наклонения эта интонация является органической принадлежностью глагольных форм. Вне этой интонации повелительного наклонения не существует» [В.В. Виноградов, 1972.].

     Формы повелительного наклонения образуются от основы глаголов настоящего или  будущего простого времени 

•  путем присоединения –и в ед. ч.: доложи, убери, принеси, разведи и т. д. – и – и-те – во мн. ч.: доложите, уберите, принесите, разведите. На –и падает ударение в тех случаях, когда глагол в форме 1 л . ед. ч. имеет ударяемое окончание: уч-у – уч-и, улыбн-у-сь – улыбн-и-сь.

     Чем является - и: окончанием или формообразующим суффиксом? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Авторы Грамматики–60, а также Л.В. Щерба, А.Н. Гвоздев, Е.А. Земская и др. считают - и окончанием, при этом они не выделяют нулевое окончание в формах типа работай, ешь (исключение составляет лишь Грамматика–70, авторы которой делают это). Если поддержать эту точку зрения и признать -и окончанием, необходимо найти те окончания, с которыми данное могло бы коррелировать (по типу, например, окончаний рода и числа у глаголов прошедшего времени: решал, решала, решало, решали). Такие окончания существуют на фоне друг друга и противопоставлены друг другу. Рассматриваемое и не противопоставлено каким-либо окончаниям в других наклонениях глагола, и поэтому логично его квалифицировать как формообразующий суффикс (Л.Л. Буланин, Ф.К. Гужва и др.).

     Если  в основе настоящего или будущего простого времени наблюдается чередование  конечных согласных, избирается основа 2–3 лица, но не 1-го, ср.:

1 л. сижу Повелительное наклонение: сиди(те).

2 л. сидишь

3 л. сидит

     При чередовании задненёбных и шипящих  избираются задненёбные: отвлеку – отвлечёшь – отвлеки; бегу – бежишь – беги.

     Глаголы пью, бью, вью, лью, у которых основа состоит из двух согласных [пj], [бj], [вj], [лj] и ударение падает на окончание, образуют повелительное наклонение, состоящее из одной основы; при этом в ней появляется беглое е: пей, бей, вей, лей.

     Глаголы, у которых в основе настоящего времени отсутствует –ва- (в сравнении  с основой инфинитива), получают это -ва- в повелительном наклонении; ср.: давать – даю – давай; вставать – встаю – вставай.

     Глагол  лечь имеет форму повелительного наклонения ляг ; есть – ешь, дать – дай, ехать – поезжай ( езжай – прост. вариант). В последнем случае форма образована от несуществующей в современном языке формы поезжать.

     Ряд глаголов имеет вариантные формы: высунь – высуни, высыпь – высыпи, прочисть – прочисти, уведомь – уведоми, лезь – полезай, лакомься – лакомись и др.

     Во  мн. ч. добавляется - те: играйте, несите. Чем является -те в подобных примерах? Это частица у А.Н. Гвоздева, постфикс – в Грамматике–70, у Ф.К. Гужвы, формообразующий суффикс у Д.Э. Розенталя, окончание у Е.М. Галкиной-Федорук, в школьном учебнике.

     В качестве окказиональной формы повелительного наклонения используется форма 3 л. ед. и мн. ч. настоящего или будущего простого времени с особой интонацией: Играем! Споёмте, друзья! Эти глаголы используются для приглашения к совместному действию.

     Некоторые ученые выделяют аналитические формы  глаголов повелительного наклонения, которые образуются двумя путями:

  • присоединением частиц пусть (пускай), да к форме 3 л. ед. и мн. ч. настоящего или будущего времени: пусть играет, пускай отдыхает, пусть напечатает, да здравствует;
  • прибавлением частицы давай(те) к инфинитиву или глаголу в форме 3 л. ед. и мн. ч. настоящего и будущего простого времени: давай работать, давайте дружить.

3. Сослагательное наклонение (конъюнктив).

     Термин «сослагательное наклонение» был представлен в учебнике Л.В. Щербы, С.Г. Бархударова и С.Е. Крючкова и в настоящее время используется почти во всех учебниках. Термин «условное наклонение» был употреблен в работах XIX – начала XX в., в том числе в работах Ф.И. Буслаева, А.Б. Шапиро и др.

     Сослагательное  наклонение служит для выражения  действия, которое говорящий считает  желательным или возможным при  определённых условиях.

     Образуется  форма сослагательного наклонения путем прибавления частицы бы к форме прошедшего времени глаголов: рассказал бы, отдохнул бы и под. Глаголы в сослагательном наклонении изменяются по родам и числам: улыбнулся бы, улыбнулась бы, улыбнулось бы, улыбнулись бы.

     Значение  глаголов сослагательного наклонения:

  • желательность: Я волком бы выгрыз бюрократизм! (Маяковский);
  • условность совершения возможного действия (обычно в придаточных условных частях сложного предложения): Я приехал бы к тебе, если бы не был занят.
 
 
 

     Употребление  форм сослагательного  наклонения в значении других.

     Некоторые формы сослагательного наклонения способны передавать просьбу и совет, что является значением повелительного наклонения, например: Рассказал бы ты о своей поездке!

     Употребление  форм повелительного наклонения в значении других. Повелительное наклонение может употребляться в значении сослагательного при выражении условия: Умей я писать картины, как много я мог бы рассказать!

     Употребление  глаголов изъявительного наклонения в значении других наклонений.

  • Глаголы 2-го л. будущего времени могут использоваться в значении повелительного: Зайди на рынок, купишь продуктов и доедешь до охотничьего домика. В этом случае адресант речи отдает распоряжение выполнить какое-л. действие.
  • В значении повелительного наклонения могут использоваться глаголы прошедшего времени: Поехали! Встали, поклонились, пошли!

     Очень редко глаголы в форме повелительного наклонения имеют значение прошедшего времени изъявительного наклонения, называя действие стремительное  и мгновенное: А лошадь в это время возьми и взбрыкни.

     Употребление  инфинитива в значении наклонений.

       Инфинитив может выступать в  роли сослагательного наклонения: Ехать бы нам (Чехов).

     Обозначая приказание, запрет, реже – просьбу, глаголы в инфинитиве используются вместо повелительного наклонения: Стоять! (вм.: Стойте!). Молчать! (вм.: Молчите!).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

1.)Русский язык: краткий теоретический курс Е. И. Литневская

2.)Русский язык: (грамматическое учение о слове). — М.: Высш. шк., 1972. Виноградов В.В.

3.)Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. — М.: Высш. шк., 1981.

4.)Современный русский язык. Учеб. / Под ред. Л.А. Новикова.

5.)“Русский глагол” Бондарко.2001г.

6.)Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1997.

Информация о работе Глаголы и его виды