Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:50, контрольная работа
Фразеологическая стилистика изучает употребление в речи сложных по составу языковых единиц, имеющих устойчивый характер (ломать голову, сгущать краски, кот наплакал, на вес золота, прожиточный минимум, шоковая терапия). При этом главное внимание уделяется стилистическим свойствам и выразительным возможностям фразеологизмов, а также их преобразованию в художественной и публицистической речи. Рассматриваются различные приемы фразеологического новаторства писателей. В центре внимания фразеологической стилистики предупреждение речевых ошибок при употреблении фразеологизмов. Фразеологизмы следует отличать от свободных словосочетаний.
1.Новые слова и фразеологизмы. Трудности их употребления 3 1.1.Фразеологизмы 3
1.2. Новые слова (неологизмы) 5
2. Монологическая и диалогическая речь 8
2.1. Монологическая речь 8
2.2. Диалогическая речь 9
3. Тест (ответы на вопросы) 11
Список литературы 12
2.
Монологическая и
диалогическая речь.
2.1.
Монологическая речь.
Монологическим высказыванием называется такой отрезок речи, который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами. Любое монологическое высказывание диалогично по своей природе, всегда кому-то адресовано, даже если этот адресат — сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношениях его виды весьма специфичны. Существует несколько параметров монологического высказывания, которые и отражают его сущность, и составляют главную трудность, требуют особых средств обучения.
1) Относительно непрерывный характер высказывания. Главный механизм здесь — это механизм сверхфразового упреждения. Вот почему MB не есть сумма ответов на ряд вопросов.
2) Последовательность, логичность. Здесь было бы целесообразно делать предварительно записи.
3) Относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность. [2, с. 311]
Устная монологическая речь — устное повествование или развернутое высказывание на заданную тему — отличается от устной диалогической речи целым рядом особенностей. Однако вместе с тем она сохраняет ряд признаков, которые присущи всем формам устной речи.
Обратимся к описанию устной монологической речи и ее грамматической структуры.
Известно, что в устной монологической речи, заключающей повествование о событии или рассуждение, с необходимостью должны присутствовать как мотив высказывания, так и общий замысел, создаваемый говорящим. Оба этих фактора должны обладать достаточной прочностью и оказывать детерминирующее влияние на протекание всего развернутого монологического высказывания, состоящего из нескольких смысловых групп (chunks), связанных между собой в целостную, «замкнутую» структуру. Программа высказывания должна тормозить все побочные ассоциации, которые могут привести к отвлечениям и удерживать говорящего от многократного повторения элементов высказывания. Подобные нарушения «замкнутой семантической системы» высказывания можно наблюдать как на ранних этапах развития речевого высказывания, так и в случаях его патологии, возникающих при мозговых поражениях.
О первых мы уже говорили выше, анализ вторых составит содержание одного из последних разделов этой книги.
Организация развернутого (монологического) высказывания зависит, однако, не только от стойкости его мотива и легкости превращения «первичной смысловой записи» в «поверхностные» синтаксические структуры.
Монологическая устная речь зависит и от того, какие задачи ставит перед собой говорящий и в какой вид конкретной деятельности включена эта развернутая устная речь.
Если рассказ идет об увиденном или пережитом и этот рассказ адресован собеседнику, который достаточно хорошо знает общую ситуацию и разделяет мотивы говорящего, устная монологическая речь может протекать с определенной мерой грамматической неполноты. Однако если монологическая речь содержит последовательное изложение соответствующего материала (это имеет место в случаях лекций или докладов), семантическое строение монологической речи должно быть существенно иным.
2.2.
Диалогическая речь.
ДР
представляет собой сложную речевую
деятельность, в которой речь одного
из участников зависит от речевого поведения
другого.
При обучении ДР нужно развить следующие
умения: [4, с. 322]
Трудности выполнения упражнений в диалогической речи:
Диалог разный по степени развернутости. Это может быть: дискуссия, свободная беседа или полилог. Диалогическая речь зависит от всех речевых партнеров, поэтому ее сложнее спланировать. В диалоге все партнеры должны быть инициативны. Диалогическая речь дополняется экстралингвистическими факторами. Речь спонтанна, ситуативна и эмоционально окрашена.
Характеристики диалога: [4, с. 323]
1) Реактивность. Именно с этой чертой диалогической речи связаны объективные трудности овладения данной формой общения на иностранном языке для учащихся. В основе этих трудностей лежат следующие причины:
-Реакция партнёра может быть совершенно непредсказуема.
-У учащихся нет необходимых навыков социального общения не только на иностранном, но и на родном языке.
-В диалоге мы всегда зависим от партнёра. Помимо умения говорить, диалог предполагает умение аудировать.
2) Ситуативность. Речь не бывает вне ситуации. В диалоге, именно ситуация определяет мотив говорения, который является источником порождения речи. Успешность диалогического общения зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения.
Теория диалога оказывается
3.
Тест (ответы на вопросы).
1 (2,4) 16 (1,5)
2 (1,3)
3 (1)
4 (1,3,5) 19 (2,3)
5
(1,3,4)
6
(1,2,4)
8 (2,3,5)
9 (4,5)
13 (2,3,4,5) 28 (1,5)
14 (3,4) 29 (1,2)
15 (1,3) 30 (2,4)
Список
литературы
2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.,2004
3.
Горшков А.И. Русская
4.
Максимов А. Как разговорить
собеседника, или ремесло
Информация о работе Фразеологизмы и новые слова. Трудности их употребления