Значение принятия христианства на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:42, доклад

Описание работы

Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя русским православным.

Работа содержит 1 файл

ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ.docx

— 18.98 Кб (Скачать)

ЗНАЧЕНИЕ  ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

 

 

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.

Крещение  помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в  единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя русским православным.

Христианская  церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие  со стороны низов общества, так  и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т.к. “несть власти не от Бога”, воспитывала терпимость к ближнему.

Да  и в целом, христианство, резко  противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека.

Принятие  христианства повлекло за собой и  качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно  церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с  достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение  иконописи, фресковой живописи. В  монастырях велось летописание. Крупные  церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.

Православная  церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское  общество. Смягчая нравы, церковь  упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно  выступала она и против рабства.

Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского  европейского мира.

В то же время своеобразие русского православия определило и значительные отличия русской цивилизации  от европейской. Основу христианского учения представляет идея индивидуального “спасения”, достигаемого путем нравственного самосовершенствования и духовного очищения. Приближение к Богу достигается через подавление в себе всего плотского и материального, дьявольского. На Руси же в условиях сохранения общины и коллективистских принципов, идея личности не получила должного развития, христианство воспринималось как учение, указывающее путь спасения для всего народа, или, как будут говорить славянофилы в Х1Х в., - соборной личности. В итоге, западноевропейское “прочтение” христианства, исходящее из того, что спасение человека зависит от его собственной воли, открывало больше возможности для самостоятельности, а следовательно и внутренней свободы человека, что создавало духовные предпосылки для становленияличности и достижения ею внешней свободы. В результате этой активности личности и происходило более динамичное развитие европейских стран. Православие, воспринимая общество как единое целое, которому каждый человек обязан служить, побуждало личность жертвовать своими интересами во имя общего. Более требовательно оно относилось и к человеку, ориентируя его не на внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства Это приводило к аскетизму, стремлению не приспособить мир согласно своим потребностям, а качественно преобразовать его, добившись коллективного спасения. Однако трудность достижения как духовного совершенства, так и особенно одухотворения мира, его спасения, очень часто приводила к разочарованию и, в итоге, - к отпадению человека от бога. В русской истории эти периоды были отмечены народными бунтами, преступлениями и другими социальными бедствиями. Переходы же от одной крайности к другой, т.е. от стремления к идеалу, а затем - к резкому отказу от него, определяли циклический, инверсионный характер русской истории.

Еще одно отличие православного и  католического мира заключалось  в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала  с королевской властью, вступая  с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского, договорного в своей основе, общества. Православная же церковь исторически  занимала подчиненное положение  и не только не ограничивала, но скорее укрепляла светскую власть, доказывая  ее божественное происхождение. В итоге  это открывало дорогу деспотии.

В дальнейшем под влиянием целого комплекса  геополитических, природных, этнических, социально-экономических и исторических факторов различия между западной и  русской цивилизациями будут  нарастать. Отчуждение особенно усилится в годы вхождения Руси в состав азиатского государства- Золотая Орда. Таким образом, с самого начала русской цивилизации характерной ее чертой станет раскол, т. е. сочетание в себе черт западной и восточной цивилизаций, с одновременным стремлением преодолеть этот раскол, обрести определенную цельность. Противоречивое единство различных цивилизационных векторов будет влиять на весь ход русской истории, обуславливая ее цикличный, инверсионный характер.

 

 

 

 

 

 

 

Значение  принятия христианства на Руси

В период рабовладения, когда христианство только возникло, оно стало отдушиной  для угнетенных народов. Постепенно эта религия превращалась в мощное орудие для власти. Христианство принимали  не только угнетенные, но и совершенно сознательно и богатое население исповедующих эту веру стран. Восточные славяне жили в совершенно иных условиях. Элемент искупления остался им чужд. Уже позднее произошло постепенное слияние « днепровской религии с византийским христианством». Это случилось тогда, когда церковь взамен языческим культурам выдвинула своих и взяла часть языческих обрядов в христианство, наделила ангелов «специальными функциями», а болезни и несчастья она приписала действию бесов, для борьбы с которыми были составлены особые церковные заклинания. «Наконец, византийские погребальные обряды с учением о бессмертии души и воскресении легко соединились с первобытным культом мертвых».

Растопился  лед отчуждения с христианскими  западными державами. Принятие христианства имело статус Руси в системе международных  отношений, сделав ее цивилизованным субъектом, придерживающимся общепризнанных норм и правил поведения. Иностранные  купцы и дипломаты перестали  бояться пересекать русскую границу.

 

 

В самой Киевской Руси принятие христианства привело к смягчению нравов: на грабеж и убийство стали смотреть как на величайшие грехи, в то время, как в языческие времена они считались признаками доблести. Вспомним: Владимир, прежде чем сесть на киевский постол, убил двух своих братьев. Его никто не осудил, более того- его поступки считались правильными. Но уже после смерти Владимира убийство Святополком Окаянным детей Анны Бориса и Глеба сделали первого презренным князем, а его убитых братьев – святыми. (Борис и Глеб – первые русские святые)

Христианская  мораль ограничивала алчность богатых, заставляла их видеть в простолюдинах  и даже в рабах людей. Бедные получили духовное утешение: ведь это они, а  не знать, были любимцами Бога, их полный лишний путь прямо в рай. Одновременно христианство освящало и власть монарха: «Всякая душа да будет покорна  высшим властям, ибо нет власти не от Бога».

Кроме храма св. Ильи, где еще дружинники- христиане князя Игоря клялись  соблюдать мир с Византией, начали строиться и другие церкви, возникла древнерусская архитектура. Создание фресок, мозаик, икон, драгоценной древнерусской  утвари ускорило составление древнерусской  живописи и прикладного искусства.

Принятие  христианства означало изменение всего  строя жизни: не только общественного, но и семейного. Например, язычество  не возбраняло многоженство. Мы это  помним по личным сведениям о самом  Владимире. Нравы были жестокими. По смерти хозяина убивали жен и  наложниц, чтобы они сопровождали его в загробной жизни. Конечно, рядовой труженик не мог содержать  такое число жен, как великий  князь, но нравы в отношениях мужчин и женщин были одинаковы в любом  социальном слое. Христианство же рассматривает  семью как священный религиозный  союз мужчины и женщины, которые  связаны взаимными обязательствами  на всю жизнь. Многоженство категорически  исключалось. Дети признавались законными  только в том случае, если они  рождены в браке, освященном церковью. Об убийстве жены после смерти мужа и речи быть не могло. Это – целая  революция в личностных отношениях.

В целом, принятие христианства имело  огромное значение, так как Киевская Русь вошла в сферу христианской культуры, стала развивать свою. Это проявилось в строительстве  церквей и обретении письменности, изобретенной братьями Кириллом и Мефодием. Важную роль сыграло присутствие образованных болгар, бежавших в Киев после завоевания их страны Византией. Введя в практику кириллицу, они передали и свои знания. Старославянский язык стал языком культа и религиозной литературы. На основе синтеза этого языка и восточнославянской языковой среды сформировался древнерусский литературный язык, на котором были написаны «Русская Правда», летописи, «Слово о полку Игореве» и т.д. Русь не стала пассивным приложения византийской культуры, она и сама оказывала сильное влияние, трансформируя византийское наследие в духе местных традиций.

Центрами  культуры стали монастыри. Там монахи – ученые стали вести летописи, переписывать и переводить книги, создавать  оригинальные литературные сочинения. Среди монахов были врачи и  учителя. При монастырях стали открывать  школы.

Огромное  значение оказывало православие  на формирование менталитета древнерусского общества. В отличие от католичества, оно в большей мере было художественно- культурной, этической системой ценностей, чем политической. Православную церковь  характеризовала свобода внутренней жизни и устраненность от светской власти. Православное мировоззрение – понимание смысла жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве, коллективном движении к лучшему будущему, социальной справедливости. Неудивительно поэтому, что для русского человека духовность всегда значит больше, чем рационализм и политизированность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принятие  христианства на Руси:

 

 

 

988г.  – князь велел киевлянам собраться  у Днепра и затем всем войти  в реку, на берегу стояли священники  и совершали святое таинство  крещения.

 

991г.  – язычники подняли мятеж в  Новгороде и были усмирены  силой оружия, после чего, как  и киевлян, собрали на берегу  реки и окрестили.

 

 

 

Началось  строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.

 

 

 

Значение  принятие на Руси христианства:

Стремление  укрепить международный авторитет  Киевской Руси.

Изменился быт людей. Церковь запретила  жертвоприношения, многоженство, кровную  вражду и иные языческие традиции.

 

Освоение  Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности,

 

Изменилось  международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий  ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной  укрепить княжескую власть. (пример Византия).

Удержать  все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Значение принятия христианства на Руси