Загадки митраизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:32, реферат

Описание работы

В сотнях подземных храмов, разбросанных по всей территории бывшей Римской империи, от Англии до Сирии, археологи обнаруживают рисованное или выгравированное изображение юноши, убивающего быка. Этот главный символ тайного культа, известного как митраизм, представляет собой одну из величайших и пока неразрешенных загадок в археологии нынешнего столетия.

Работа содержит 1 файл

доклад религие.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Другие  митраистические изображения свидетельствуют  о том, что действительно Митрасу  приписывались такие космические  способности. Существуют изображения  Митраса-юноши, который в одной руке держит космическую сферу, а другой вращает зодиак. На нескольких тауроктониях звездное небо изображено под мантией Митраса.

Статусом  бога Митраса как силы, вызвавшей  смешение точек равноденствия, можно  объяснить и тайную природу митраистических мистерий. Поборники этой религии, должно быть, верили, что они обладают великой тайной, которую им самим и избранным посвященным лучше держать при себе. Для посвященных знание сложной астрономической структуры, лежащей в основе митраизма, требовало более длительного приобщения к религии. Только приобретя необходимые знания, можно было оценить нового бога. 

ЕСЛИ  ВСЕ фигуры на тауроктонии представляют созвездия, то какое созвездие представляет Митрас? На тауроктонии Митрас расположен поверх быка и всегда изображается как юноша с клинком в головном уборе конической формы, известном как фригийский колпак. Над Тельцом находится созвездие Персея (героя греческой мифологии), также обычно изображаемого как юноша с клинком во фригийском колпаке. Персею поклонялись как богу в Киликии – именно в том районе, где, по мнению Плутарха, зародился митраизм. 

Тарсус, столица Киликии, был местом нахождения одной из самых важных интеллектуальных общий в Средиземноморье. В этой общине доминировали стоики, известные не только своим фатализмом (который привел их к твердой вере в астрологию), но и своей традицией персонифицировать силы природы в виде богов и героев. Наиболее вероятно, что митраизм развился из представлений мыслителей Тарсуса о силе, вызвавшей только что открытое явление смещения точек равноденствия; они "наделили" этой силой местного киликийского бога Персея. Одно из созвездий уже носило имя Персея, и его положение на небе вполне отвечало этим представлениям. 

Однако  если Митрас был в определенном смысле Персеем, то как к нему перешло имя Митры? Во-первых, вполне естественно для тайной религии скрывать имя своего божества. Во-вторых, в античности Персей считался основателем Персии (Ирана) и таким образом мог быть легко связан мифологически с иранским богом света и истины – Митрой. В-третьих, примерно в то время, когда зародился митраизм, большая часть Малой Азии находилась под господством царя Митридата Понтийского, который основал сильный союз с киликийскими пиратами. Митридат принадлежал династии, названной по имени Митры. Кроме того, он и его потомки верили, что они происходят от Персея. Вероятно, в кругах царя Митридата (который считал себя интеллектуалом и проявлял особый интерес к греческой религии) образовалась связь между Персеем и Митрой, которая и привела к принятию имени Митрас (греческая форма имени Митра). 

В НАСТОЯЩЕЕ  время христианство является одной  из мировых религий, митраизм же (вместе с большим числом других культов) не сохранился. Почему? 

Одно  из самых главных различий этих религий состоит в том, что христианство старалось обратить в свою веру как можно больше людей. Например, в последних строках евангелия от Матфея есть такие слова: "Итак идите, научите все народы…". Митраизм, наоборот, был тайным культом, и тайны этого культа теряли свою силу с увеличением числа посвященных. 

Кроме того, митраизм исповедовали в основном солдаты, служащие и купцы, т.е. люди, которые были тесно связаны с  социальным порядком империи, и иерархическая  структура Митры (в отличие от раннего христианства с его апокалиптическим учением о втором пришествии мессии и неприятием всего мирского) вполне отвечала этому порядку. Первые христиане, чей социальный статус обычно был весьма неопределенным, обладали "революционным порывом", совершенно несвойственным митраизму. 

Христиане стремились просветить мир, тогда как  приверженцы митраизма искали индивидуального  просвещения и совершенствования  в пределах существующей культуры. Поэтому они без сомнения принимали  условия, которые ограничивали число  посвященных в культ, таких как недопущение женщин в культ, строительство небольших подземных храмов и установление сложной последовательности обрядов посвящения. Вопрос заключался не столько в том, почему митраизм не стал таким же распространенным, как христианство, а в том, как христианство достигло такого успеха, к которому оно стремилось: к концу 4 в. в Средиземноморье оно почти полностью вытеснило соперничавшие с ним религии. 

Истинные  причины успеха христианства и поныне являются предметом оживленных дискуссий  среди ученых. Однако все они согласны с тем, что наиболее важную роль сыграл фактор исключительности. Быть христианином означало отказаться от всех других вероисповеданий. Другие религии того времени не требовали такого единомыслия: посвященные могли почитать и культ Митры, и культ Изиды, участвовать в жертвоприношениях Юпитеру и в то же время почитать дух умершего императора. В период, когда многие люди утрачивали свою традиционную веру, вселявшую в них чувство собственной значимости, христианство, с его чрезвычайной исключительностью, выглядело весьма привлекательным: оно давало возможность людям сделать решающий выбор; те, кто становился христианином, обретали веру, что их жизнь действительно имеет цель и смысл. В эпоху смятения это имело особое значение. 

Следует отметить, что христианство отвечало также некоторым астрально-религиозным концепциям; лежавшим в основе митраизма и других культов. Иисуса Христа представляли часто как имеющего власть над миром звезд. Например, в первой главе евангелия от Марка (самом раннем из христианских евангелий), где описывается крещение Христа от Иоанна, читаем "…увидел Иоанн разверзающиеся небеса…" Таким образом, автор, видимо, хотел передать идею, что жизнь Иисуса представляла нарушение космического порядка (проявление силы, большей, чем сила небесная). 

В том  же евангелии от Марка (гл. 13) Христос  говорит следующее: "Но в те дни… звезды спадут с неба… Небо и  Земля прейдут, но слова мои не прейдут". А вот что говорит  св. апостол Павел в своем Послании к Галатам: "Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественными началами мира; но когда пришла полнота времени. Бог послал Сына Своего… чтобы искупить подзаконных…" (гл. 4, ст. 4-5). Как Митрас, сдвинув небесную сферу, нарушил порядок Вселенной, так и приход Христа, как виделось верующим в него людям, нарушил целостность космоса. 

Не только раннее христианство и митраизм, но и многие другие религиозные и  философские течения того времени  выражали общее стремление найти  силу, которая могла бы нарушить границы космоса и открыть  доступ в царство, находящееся за пределами обычного опыта. Такое стремление усиливалось потрясениями того времени: по мере подрыва местных оснований культуры происходило расширение индивидуальных горизонтов. В то же время ученая мысль поднялась до грандиозного видения небесных сфер. Между нынешним миром с его развивающейся общемировой культурой и наукой, которая за одно поколение раскрыла многие тайны самых далеких галактик, и между тем античным миром Средиземноморья можно провести разительные параллели. 
 
 
 
 

Информация о работе Загадки митраизма