Язычество и неоязычество Евразии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Язычество и неоязычество, являясь полисемантическими терминами, заключают в себе глубокое культурно-символическое содержание. Дохристианское язычество, в отличие от космополитического христианства основывается на «голосе крови», представляя собой совокупностью этнических религий определённых народов. Языческие боги подчинены своим функциям и неотделимы от мира и человека, личность которого сливалась с обожествленной природой и родом, отсюда - присущий язычеству циклизм и вера в устойчивость мироздания. Христианство, напротив, дает установку на апокалиптичность, телеологичность, трансцендентализм Бога и рассматривает человека как «венец творения», стоящий над «бездуховными тварями».

Содержание

Введение
1.Язычество древних славян
1.1периодизация славянского язычества
1.2 Языческая мифология славян
2. Неоязычество
2.1 Неоязычество в культуре : история и современность
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 64.46 Кб (Скачать)

   Забегая вперед, можно  сказать, что единственным слабым  звеном в периодизации язычества  в «Слове об идолах» можно  счесть отсутствие самостоятельной  матриархальной стадии земледельческого  монотеизма, отраженной в культах  Кибелы или Реи (если древние  богини не скрывались под именем  рожаниц) [40]. Во всем остальном  периодизация вполне соответствует  научным представлениям об этапах  развития религии.

   Чем больше достоинств  находим мы в «Слове об идолах»,  тем важнее для нас определить  время написания трактата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Языческая мифология славян

 

Слово «мифология» если буквально  перевести с греческого , означает «изложение преданий». И действительно , многие считают , что мифы-это древние  сказки, занимательные истории  о  богах и героях , созданные в  античную эпоху. При таком понимании  мифология предстает  как совокупность древних сказочных повествований, не имеющих никакого отношения к  действительности. Однако , с точки  зрения ученых , мифология-прежде всего  выражение особой формы общественного  сознания , способ осмысления окружающего мира, присущий людям на ранних стадиях развития. Древний человек не выделял себя из окружающего мира, он был неразрывно связан и с тем коллективом , в котором жил, и с окружающей природой. Такое единство человека с природой , с одной стороны , и слитость логического мышления  эмоциональной сферой, с другой, проводили к пониманию мира как живого. Весь космос для древнего человека был таким же живым , как и он сам , и каждый элемент космоса представлялся живым: и небесное светило, и камень , и река, и дерево. Основной закон существования  древнего человека  гласил  : « Мир так относится к тебе, как ты относишься к каждой вещи этого мира».

     Исходя из  того, что мифологическое сознание  являлось определенным  этапом  в развитии человеческого знания , можно утверждать , что каждый  народ имеет свою мифологию.  Конечно , не у всякого народа  были такие обширные и развитые   мифологические системы , как  у древних греков ,но все же  свои мифы, особым образом   объяснявшие  сущее, хотя и  отрывочные, не сведенные в единую  систему , существовали  у всех  народов, в том числе и у  славян

       На наличие  у славян собственной мифологии   указывает и тот  факт, что  в славянском лексиконе  имелось  слово, равное по значению греческому  «мифу»,-к о щ ю н а. У  древних славян  также были  люди, в функции которых входили   сохранение  и передача «кощного»  (т.е  священного, мифологического)  знания –кощунники и баяны.

     Пришедшие  на  смену  родо-племенным и  национальном  религиям мировые  религии стремились  вытеснить  народные религиозно-мифологические  представления. Примером может  служить многовековая борьба христианства с язычеством на Руси. Само слово «язычник» указывает именно на национальный характер верований человека. Негативный смысл оно пробрело после утверждения христианства ,как, впрочем, и все понятия , связанные с язычеством. В силу этого языческая мифология частично  утрачивается , частично ассимилируется мировой религией, частично сосуществует с ней , образуя уровень суеверий. Чем позже на пути своего развития народ принимал какую-либо  мировую религию , тем больше эта религия ассимилировала  элементов национальной  культуры, в том числе и мифологии. Значительнее всего сохранению мифов способствовала письменность. Именно поэтому мы больше  знаем о греческой или египетской мифологии, чем о балтийской  или славянской

     Собственно  славянские мифологические тексты  не сохранились, во-первых , из-за бесписьменности славян в языческую эпоху , а во –вторых, из-за решительной борьбы христианской  церкви  против  славянского язычества. Реконструкция славянской мифологии ведется на основе вторичных письменных данных, фольклорных и вещественных  источников.

    Не зная славянской  мифологии, трудно разобраться  в культурных явлениях  славян  средневековья. Следует согласиться  с Б.А.Рыбаковым: «Без анализа   язычества мы не сможем понять  идеологии славянских средневековых  государств , и в  частности  Киевской Руси. Культуру  простого  народа на протяжении  всех столетий феодализма  мы можем понять только в свете анализа всего языческого комплекса. Народные сказки, хороводы и песни, былини и думы, красочные  и глубокие по смыслу свадебные обряды ,народные вышивки, художественная резьба по дереву-все эо может быть осмыслено только с учетом древнего  языческого миропонимания»

Языческие праздники 

Мы уже отмечали, что  мифологические представления имеют  тесную связь с обрядами, воспроизводятся  и передаются в ритуальных действиях .Большая часть материалов по славянской мифологии дошла до нас именно в контексте ритуальной культуры , элементы которой описывались средневековыми авторами , а также фиксировались  в форме пережитков язычества  в народных обычаях и праздничных  обрядах этнографами 19 в начала 20 века.

    Народная праздничная  обрядность сохранила многие  элементы язычества , несмотря  на гонения со стороны церкви . Народный календарь очень чутко  отражал жизнь природы 

     Весной отмечались-комоедицы-праздник пробуждения медведя , знаменовавший пробуждение природы . всю весну люди пели песни в честь Лады,Лели,Ярилы. Во второй половине марта , в период прилета аистов ,птиц приносящих , по поверьям славян, счастье и достаток .

      В начале  лета совершались обряды проводов  весны. 4 июня отмечался Ярилин  день-праздник божества вегетативной  силы. Он в древности сопровождался  языческими мистериями и оргиями,  подобно празднику Диониса в  Древней Греции. В середине июня , примерно с 19 по 24, праздновалось  русальная неделя –пик славянской  языческой обрядности .Исследователи   восточнославянского язычества  говорят о двух периодах  русалий  :летнем и зимнем .Основанием для  такого мнения могут служить  материалы Стоглава , церковного  собора 16 века.”Русальи о Иванове  дни и в навечерии Рождества  Христова и в навечерии Богоявления  Господня. Сходятся народи-мужи и  жены и девицы на нощное  плещевание  и бесчинный говор,  на бесовские песни и плясания  и на богомерзские дела. И бывает  отроком осквернения и девкам  разтление…”

     20 июля в  языческой Руси отмечался праздник  Перуна , замещенный с принятием  христианства днем Ильи-пророка.  В этот день грозному Перуну  приносили обильные жертвы А  в следующем месяце ,августе, отмечались  праздники начала и окончания жатвы: зажинки и дожинки , включавшие в себя многие ритуалы аграрной магии благодарения божеств урожая :Макоши ,Велеса и др.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Неоязычество

2.1 Неоязычество  в культуре: история и современность

     Религиовед Алексей Гайдуков определяет неоязычество как «совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, которые в своей деятельности обращаются к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимаются их возрождением и реконструкцией»

     Религиовед Александр Гурко определяет неоязычество как «новые религии, сконструированные на основе политеистических верований в целях поиска новой этнической идентичности и/или для разработки новой идеологической системы»

       Понятие "неоязычество" вошло в научный обиход и стало разрабатываться в отечественных исследованиях, как мы отмечали выше, только со второй половины XX века (А. Гайдуков, В.Н. Шнирельман, А. Кураев, И. Кузьменко, М. Назаров и др.). Существенное значения для исследования причин возникновения неоязычества имеют работы В.А. Шнирельмана, С.М. Червонной, А. Гайдукова, М. Эпштейна, Е.Г. Балагушкина, С. Филатов, Д.И. Дубровского, Т.А. Кузьминой, А. Кураева И. Кузьменко, А. Суворова, М. Назарова и др. Среди зарубежных авторов, занимающихся этой проблемой, следует выделить работы Р. Тарнаса, Э.И. Монена, П. Слотердайка, Ж. Бержье и Л.Повелья и др. В работах указанных выше авторов рассматриваются философско-религиозные и социально-культурные причины возникновения феномена неоязычества, его оформление в организации, движения и общины.

      Серебряный век, являясь первой "неоязыческой волной" в русской культуре, нашел отражение в образе жизни и творчестве Д. С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философова, В.В. Розанова, А.А Бенуа и др. Для исследования сущности Серебряного века в неоязыческом контексте в диссертационном исследовании были использованы работы Н.О. Лосского, П.П. Гайденко, Эдит Юпос, М. Эпштейна, С. Половинкина, В. Аверьянова, А.В. Арапова, О.У. Иванова, А.Я. Кожурина и др.

     Основные идеи теософии Е. Блаватской, А. Безант, Е.П. Рерих, Н.К. Рерих позволили в нашем исследовании установить неоязыческие мотивы в теософской доктрине. Для выявления неоязыческого аспекта теософской доктрины использовались работы С.Н. Булгакова, А.Ф. Лосева, О. Мандельштама, Н.А. Бердяева, Иг. Брянчанинова, А. Кураева, У. Лоуренца, Ж. Бержье и Л. Повель, П. Слотердайка, К.С. Льюиса, Л.А. Мирской, В.К. Шохина и др.

     Элементы неоязычества отразились в символике советской культуры. Эта тема отражена в работах С.Г. Кара-Мурза, Ю. Бялого, А.С. Панарина, О. Николаевой, Г. Шнейдера, Г.М. Торунова, М. Чегодаевой, М. Эппггейна, А. Бартова, Н.Б. Маньковской, М. Веллера, В. Валькова и др.

     Анализ произведений современных художников, занятых реконструкцией и конструированием "новоязыческих" ритуалов, мистерий, обрядов, проводился такими исследователями, как А. Генис, П. Слотердайк, В. Курицин, Г.Л. Тульчинский, М.С. Уваров, В. Турчин, Н. Абалакова и др.

      Несмотря на обилие работ по язычеству и неоязычеству, на сегодняшний день отсутствуют специальные монографии и диссертации, посвященные анализу неоязыческого феномена в современной культуре. Термин "неоязычество" используется культурологами, философами, социологами, этнологами без его концептуального определения, что препятствует целостному и адекватному осмыслению данного феномена. Кроме того, термины "язычество" и "неоязычество" употребляются в историческом, религиозно-философском и богословском аспектах, но в культурологическом анализе они не определены с достаточной полнотой, что является дополнительным аргументом в пользу актуализации нашего исследования.

     Со второй половины XIX века нарастают, а в XX веке приобретают совершенно новое измерение для культуры Запада разительные контрасты и тяжелейшие потрясения: борьба идеологий, кризисные явления в западных демократиях, появление фашизма, утрата доверия к традиционным ценностям, поиск новых путей духовного самосовершенствования человека перед угрозой тотального наступления техники. Неудовлетворенность культурой в ее прежних формах все чаще приводит к возрождению, казалось бы, отживших, забытых религиозно-мировоззренческих взглядов и появлению новых.

     Глубокие изменения в христианской религиозности людей XIX века в присущей ему афористичной манере выразил Ф. Ницше словами «Бог мертв», которые оказались пророческими. Изменения в духовной ситуации привели к восстановлению в своих правах, неомифологии. Неразрушимость мифа, невозможность его разоблачения логическими доводами и его значение впервые осознал Ж. Сорель в начале XX века. Уникальность сегодняшней ситуации состоит в том, что уже не только мировые религии, как в прежней политической истории Европы, но и неоязыческие воззрения становятся основой коллективной идентификации. Это явление не осталось без внимания политических технологов, возможности которых с развитием средств массовой информации существенно возросли. Религиозный фактор, являющийся сильнейшим стимулом и средством объединения и управления людьми, используется различными политическими идеологиями и режимами.

 

Европейская цивилизация  столкнулась со сложнейшими проблемами, от решения которых будет зависеть ее дальнейшая судьба. Развитие науки  обернулось вызовом многим традиционным ценностям. Манипуляция сознанием, виртуальная реальность компьютерных миров, споры о клонировании человека, проблема эвтаназии и т. п. поставили  под сомнение многие устоявшиеся  представления. Прогресс в области  медицины, призванный обеспечить комфорт здоровью, расшатал биологические основы человечества (возможность изменения пола, пластическая хирургия). Этнические проблемы все чаще вызывают интерес к идеологиям и теориям, объясняющим причины и сущность различий между людьми. Причем, теории расовой наследственности снова берут реванш над теориями воспитания и перевоспитания.1

 

В начале третьего тысячелетия  на качественно ином уровне «ожили»  расовые теории. Проблемы, обозначенные расовыми теоретиками XIX и XX вв., стали  рассматриваться в свете новейших научных достижений. Очаги межнациональной  напряженности на территории бывшего  СССР, геноцид русских в бывших союзных республиках, неконтролируемый «наплыв» граждан других государств, угроза исламского фундаментализма, терроризма, появление неонацизма актуализировали  расовые теории и в современной  России. Актуальность выбранной темы связана с необходимостью изучения причин возникновения, сущности и перспектив имеющих неоязыческую сущность расовых  теорий.

 

 

Заключение

 

Язычество и неоязычество являются полисемантическими терминами. Несмотря на это, они заключают в  себе глубокое культурно-символическое  содержание. Европейская культура сохранила  элементы дохристианского, языческого мировоззрения, что видно из существования  неоязыческих теорий.

     Расовые теории являются одним из специфических проявлений неоязычества. В них нет ярко выраженных языческих культов, пантеонов богов и ритуалов, но присутствуют идеи, свойственные языческому мировоззрению. Расовые теории, выступающие против христианства, восстанавливают языческое мировоззрение в рамках светской идеологии.

     Расовые теории прошли в своем развитии ряд этапов и направлений: историко-культурное, естественнонаучное, расово-психологическое. Современный интерес к расовым теориям во многом вызван этническими противоречиями, происходящими на фоне кризиса прежних христианских ценностей. Этнические проблемы все чаще вызывают интерес к идеологиям и теориям, объясняющим причины и сущность различий между людьми. Причем, теории расовой наследственности снова берут реванш над теориями воспитания и перевоспитания.453

      В работах расовых теоретиков объясняются многие проблемы современного европейского общества. Расовые теории, претендующие на осмысление и разрешение проблем европейских народов, оказали влияние на развитие культуры европейской цивилизации в XX веке. Расовый подход к объяснению различий между людьми был и остается популярным во многих странах мира.

Информация о работе Язычество и неоязычество Евразии