Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 23:08, реферат
Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.
Введение
1. Ранний этап развития русской культуры. Языческая культура древних славян
2. Основные особенности русской средневековой культуры
3. Истоки русской культуры. Значение принятия Христианства из Византии
4. Особенности духовной культуры средневековой Руси
Заключение
Список использованной литературы
Вершиной южнорусского зодчества XI в. стал собор Святой Софии в Киеве. Он был призван возродить на киевской земле традиции главной святыни православного мира - Софии Константинопольской. Как и Софийский собор в Константинополе символизировал победу христианства и могущество византийских императоров, так и София Киевская утверждала торжество православия в Древней Руси и силу великокняжеской власти. Но художественное воплощение этой концепции было иным. Созданная греческими и русскими мастерами, София Киевская, представляющая собой огромный пятинефный храм с просторными хорами, охватывающими и боковые нефы, не имеет прямых аналогий среди памятников церковного зодчества Византии. При сохранении византийской основы крестово-купольного храма Софийский собор в Киеве знаменовал постепенный отход древнерусского зодчества от византийских образцов.
Ступенчатая композиция наружного объема, обилие куполов, массивные опорные столпы, делающие более тесным внутреннее пространство, придавали главному храму Киевской Руси особое своеобразие. София Киевская сочетала в себе монументальную мощь и праздничную торжественность с красочной нарядностью, гармонировавшей с мягкой южнорусской природой.
Зодчество Новгорода отходит от византийских образцов еще дальше, что особенно заметно при сравнении архитектуры храмов святой Софии. София Новгородская (1045-1050) близка по концепции и архитектурному плану к Софии Киевской, но ей присущи совершенно новые художественные решения, не известные южнорусскому и византийскому зодчеству.
Византийские традиции достаточно прочно сохранялись в древнерусской архитектуре в XI - первой половине XII вв. Но со второй половины XII в. наметилось явное ослабление византийского влияния, в древнерусском зодчестве появились храмы башенной формы, не свойственные византийской архитектуре. Древнерусское зодчество не знало в своем развитии таких резких скачков, как переход от романского стиля к готике или от готики к Ренессансу в Западной Европе. Процесс складывания национальных черт в древнерусском зодчестве был более медленным и плавным и окончательное свое завершение обрел позже, в архитектуре Московской Руси.
Исследования Б.А. Рыбакова показали, что зодчий Древней Руси обладали высокими математическими и техническими познаниями. Каждая постройка была воплощением строгой математической системы и сложных инженерных расчетов.
В древней русской живописи византийское влияние было более длительным и устойчивым. Византия не только ознакомила русских художников с техникой мозаики, фрески, темперной живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась православной церковью. Артели художников, в которые входили русские и греческие мастера, работали, обычно следуя византийским образцам, так называемым подлинникам.
На Руси в XI-XII вв. существовали две традиции в украшении храмов росписями. Одна, более строгая и торжественная, восходит к монументальной живописи Византии. Другая, более свободная и декоративная, сложилась уже на русской почве. Классическим памятником, воплотившим первую традицию, была София Киевская, где полностью выдержан византийский иконографический канон.
Мозаики и фрески этого храма создавались длительное время (1037-1067) совместно греческими и русскими мастерами. Декоративное убранство этого огромного храма поражает разнообразием и монументальностью. К сожалению, сведений о системе просвещения на Руси у нас слишком мало, чтобы составить по этому вопросу целостное суждение. Для окормления новообращенных христиан не хватало священнослужителей, прибывших из Византии, Болгарии, поэтому нужно было умножить число своих, русских священников, а для этого потребовалось распространение книжного учения. И княжеский двор нуждался в грамотных людях для ведения государственных дел; потребность в них ощущалась также в торговле и даже в быту. Однако известно, что Владимир Святославич вскоре после крещения организовал в Киеве школу для юношей. При князе Ярославе в Новгороде было сделано то же, что при Владимире - в Киеве: князь велел забрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам.
Литература Киевской Руси поражает богатством как переводных, так и оригинальных произведений. Особое значение имела византийская литература, еще сохранявшая, пусть видоизмененными, античные традиции. Древняя Русь получила в свое распоряжение переводы многих библейских книг, составлявших основу мудрости в Средние века, сочинения православных отцов церкви - Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина. У них русские книжники почерпнули основы античной философии в соединении с библейскими представлениями. Вопросы о двух началах в человеке - духовном и телесном, о причинности в мире и в жизни человека - решались исходя из провиденциальности библейской концепции: на первое место ставилась воля Бога, но признавались и необходимость, судьба, счастье, случайность.
Оригинальная русская литература и культура в целом уже к началу XII в. сделала большие успехи. Прежде всего обратим внимание на летописи, это совершенно оригинальное явление древнерусской культуры, на их особый, неповторимый вклад в мировую культуру. Структура летописей определялась изложением событий по годам - "летам". В них даны развернутые повествования о событиях и людях, оценки их действий, весьма далекие от наивных представлений о беспристрастности летописцев. Летописи наполнены текстами документов, некрологами исторических деятелей, их завещаниями детям; в них живы отголоски устного народного творчества, народные сказания и предания.
Это своды, вобравшие в себя произведения не только других жанров, но и других, более ранних летописей. Летописи - не только памятники культуры и хранители исторической памяти, но и активная сила общественной и государственной жизни средневековой Руси.
В начале летописного дела на Руси, по-видимому, стоит так называемый Древнейший летописный свод конца X или самого начала XI в. В 1113 г. летописец Нестор создает "Повесть временных лет". Наряду с общерусским летописанием в XI в. появляется локальное. Особенно ярки Новгородские летописи, составителей которых интересовали прежде всего местные события: борьба с внешними врагами, стихийные бедствия, неурожаи, городские пожары, строительство храмов. Интересы летописцев владимиро-суздальской земли были шире, чем новгородских, но и здесь мы найдем яркие жизненные зарисовки. Литература Древней Руси не ограничивалась только церковными сюжетами.
Вершиной древнерусской литературы стала эпическая поэма "Слово о полку Игореве". Неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. не был исключительным по своему историческому значению.
Но гениальный автор "Слова" смог увидеть в этом событии и в его последствиях то, что волновало русское общество: необходимость борьбы с половцами общими, а не разрозненными усилиями. Автор "Слова", писавший спустя семь десятилетий после Нестора, также обладал широким политическим и географическим кругозором, глубоким знанием исторического прошлого Руси.
Могущество и единство Руси в прошлом он противопоставлял времени княжеских усобиц, обескровливающих страну.
4. Особенности духовной культуры средневековой Руси
Для русской культуры, как и для европейской культуры в Целом, христианство стало одним из главных ориентиров. Оно обеспечивало преемственность русской истории, духовной жизни Русского общества.
Древнерусское искусство развивалось в общем русле средневековой культуры.
Однако оно не было ни ответвлением византийского, ни аналогом западноевропейского, у него был свой путь, свои особенности. Древнерусское искусство можно назвать искусством эпически-былинного склада.
Искусство Древней Руси, как и современное ему искусство Западной и Восточной Европы, оставалось преимущественно церковным, культовым, преломляло впечатления жизни через призму христианских воззрений и соблюдало установленную иконографию. Оно также было делом рук ремесленников, делом коллективным, артельным, его художественные принципы, еще не зная большого расхождения между профессиональным и народным, складывались как приемы искусного, "хитрого" ремесла, поэтому оно естественно входило в окружение и быт человека. Оно питало особую любовь к "узорочью", но при этом в полной мере обладало "реальным чувством величия", свойственным органическим культурам Средневековья.
Искусство Древней Руси многим было обязано Византии, но ее церемониалы, пышность, официозность, утонченный спиритуализм не нашли на Руси почвы.
Византийские художественные традиции быстро трансформировались в духе большей демократичности, простоты, даже простонародности.
В русском средневековом искусстве нет ни острого драматизма, характерного для готики, ни ее разнообразия композиций, мотивов, предметов изображения.
Русское искусство более устойчиво в своей иконографии - как всякий эпос, оно дорожило целостностью старинного предания и бережно его охраняло.
Светлые начала, заложенные еще в эпоху Киевской Руси, оказались стойкими, прошли через века, выдержали тяжелые испытания в период зависимости Русского государства от Золотой Орды.
Если в готике образы святых и мучеников воплощают страдания и смуты настоящего, то в русском искусстве лейтмотивом является величавая народная легенда, полная затаенных воспоминаний о славном прошлом, стойких надежд на победу добра, стремления к благообразию жизни.
От византийско-русского искусства Киевской Руси пошло уже собственно русское искусство отдельных княжеств - земель Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской, Новгородской и др. В XII - начале XIII вв. русское искусство было самостоятельным и зрелым. Нашествие татаро-монголов и почти 200 лет длившегося иноземного ига затормозили его развитие почти повсюду, кроме Новгорода и Пскова, которые не были данниками Золотой Орды и успешно отразили агрессию ливонских рыцарей. Но даже в этих северо-западных русских землях на десятилетия замерло каменное строительство.
В XII столетии художественное первенство принадлежало Владимиро-Суздальскому княжеству - сопернику и преемнику Киева, претендующему на роль общерусского центра. Его процветание при Андрее Боголюбском (ок.1111-1174) и Всеволоде Большое Гнездо (1154-,1212) длилось недолго, но вызвало к жизни прекрасную архитектуру, настолько своеобразную, особенно по своему декору, что исследователи "сбились с ног, разыскивая его прообразы и прототипы - ив Византии, и в романском искусстве, и на Востоке. Некоторые черты общности есть - со всеми, но суть в том, что оно совершенно самобытно и неповторимо".
Расцвет русской иконописи приходится на XV век и связан прежде всего с именем Андрея Рублева. В целом XV столетие можно считать "золотым" веком древнерусского искусства, а произведения московской школы - его классикой.
Возглавив собирание русских земель, борьбу с Золотой Ордой, Москва также аккумулировала и культурные традиции.
Христианство пришло в Россию не только как религия, но в как мировоззрение, охватывая различные стороны жизни. С точки зрения развития русской философской мысли, важно отметить, что философские интересы укладывались в рамки религиозного мировоззрения Особенностью русской духовной жизни является то, что процесс секуляризации - "обмирщения" философской мысли, отделения ее oi религиозного сознания происходил в недрах церковного сознания и вне его, но не в противопоставлении себя ему, как в Западной Европе.
Для русского восприятия христианства существенно трезвое чувство "нераздельности", но и неслиянности мира Божьего и человеческого. Образ света ~ излюбленный в русском религиозном сознании. Поэтому праздник Пасхи, как праздник торжества света пар тьмой, - один из любимых и главных праздников на Руси (для католиков таким является Рождество Христово).
Русское религиозное сознание также отличает первостепенная значимость морального и социального начал. Обличение житейской неправды - главное содержание церковной литературы XII-XIV вв., не оно соединено с верой в преображение жизни силой Божией.
Огромный интерес представляют возникшие в конце XV в церковно-богословские разногласия между сторонниками последователя Сергия Радонежского заволжского старца Нилг Сорского - нестяжателями и приверженцами Иосифа Волоцкого - иосияфлянами. Как будто бы спор велся о церковных имуществах: Иосиф Волоцкий горячо защищал церковные имущества во имя социальных задач церкви и это было связано с принципиальным сближением церковного и государственного бытия (что наметилось уже в XV в).
Нестяжатели задачу церкви в отношении к государству мыслили как молитвенную заботу. Позже эти направления оказались основой двух типов религиозно-философской мысли.
Одна из главных характеристик культурно-исторического процесса в XVII в. - начало разрушения традиционного средневекового мировоззрения, начало секуляризации культуры, освобождение ее из-под духовного диктата церкви.
Эти тенденции особенно сильно проявились в литературе, в живописи, а также в произведениях исторической и общественно-политической мысли. С ростом международных политических и экономических связей России расширялись ее культурные контакты с Западной Европой. С западноевропейской культурой русские люди знакомились, побывав за границей. К тому же усилился приток иностранцев в Россию: это были купцы, военные специалисты, поступившие на русскую службу. Слободы торговых и служилых иностранцев существовали в Москве (более 1000 человек в середине XVIII в), Вологде, Нижнем Новгороде, Архангельске, Астрахани, Холмогорах, Туле. Проникновение западных веяний особенно усилилось во время царствования Алексея Михайловича (1629-1676), после воссоединения Украины и России в 1654 г.
Ученые украинские монахи вошли в ближайшее окружение царя, оттеснив ревнителей старины, среди которых был и такой яркий человек, как глава старообрядчества протопоп Аввакум (1620 (или 1621) - 1682).
Сущность раскола русской православной церкви неверно сводить к разногласиям по поводу церковных обрядов и исправления церковных книг, - это лишь внешние символы. Старообрядчество по своим устремлениям было историософично. Исследователь истории русской православной церкви А.В.