Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:54, реферат
Цель работы :
подробно рассмотреть процесс возникновения и формирования Ислама, описать общую характеристику мусульманского права и оценить роль личности Мухаммеда в истории Ислама.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОСЛАННИК АЛЛАХА 4
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА 7
ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 14
-обязательные,
- рекомендуемые,
-дозволенные,
- предосительные, но не влекущие за собой применения наказания;
-запрещенные и подлежащие наказанию.
Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.
Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.) . Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представлении о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпение, ведь Аллах с терпеливыми" (8.48) . Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас"
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права.
Как конфессиональное право шариат отличался от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм.
Коран
Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 г. г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.
Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе
пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление
окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г. г.) . Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник" .
Коран состоит из 14 глав (сур) , расчлененных на 6219 стихов стихов (аята) . Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье) остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.
Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того. какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.
Чтобы не быть голословным, привязываясь к тексту Корана, хочу продемонстрировать, как, откуда и почему появилось грозное понятие "священная война".
Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через добровольную преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его мечом. Когда еще до хиджры Мухаммад взял с ансаров "клятву мужей", т.е. обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже, очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается с большей настойчивостью.
"Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайте первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете их;
изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут вас. Если нападут на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных. Если покинут заблуждение свое - Господь снисходителен и милостив. Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном месте, - и в священном месте воздайте им тем же" (Сура 11,186-190) .
Сунна
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание") , состоящая из многочисленных
рассказов
(хадисов) о суждениях и поступках
самого Мухаммада. В хадисах также
можно встретить различные
Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широком
смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое
поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и
следование
ей - один из главных критериев авторитетных
предводителей верующих.
Иджма
Третье место в иерархии источников мусульманского
права занимала иджма, которая рассматривалась
как "общее согласие мусульманской
общины". Наряду с Кораном и Сунной она
относилась к группе авторитетных источников
шариата. Практически иджма складывалась
из совпадающих мнений по религиозным
и правовым вопросам, которые были высказаны
сподвижниками Мухаммада или впоследствии
наиболее влиятельными мусульманскими
теологами-правоведами (имамами, муфтиями,
муджатахидами) . Иджма развивалась как
в виде интерпретаций текста Корана или
Сунны, так и путем формирования новых
норм, которые уже не связывались с Мухаммадом.
Они предусматривали самостоятельные
правила поведения и становились обязательными
в силу единодушной поддержки муфтиев
и муджатахидов. Такой способ развития
норм мусульманского права получил название
"иджтихад". Правомерность иджмы
как одного из основных источников шариата
выводилась из указания Мухаммада: "Если
вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".Болшая
роль иджмы в развитии шариата состояла
в том, что она позволяла правящей религиозной
верхушке Арабского
халифата создавать новые правовые нормы,
приспособленные к меняющимся условиям
феодального общества, учитывающие специфику
завоеванных стран. К иджме в качестве
источника права, дополняющего шариат,
примыкала и фетва - решения и мнения отдельных
муфтиев по правовым вопросам.
Кияс
Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс- решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не
предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.
Но в
руках мусульманских судей кияс
часто становился и оружием откровенного
произвола. Наиболее широко данный метод
был обоснован Абу Ханифа и его последователями
- ханифатами.В качестве дополнительного
источника права шариат допускал и местные
обычаи, не вошедшие непосредственно в
само мусульманское право в период его
становления, но не противоречившие прямо
его принципам и нормам. При этом признавались
правовые обычаи, сложившиеся в самом
арабском обществе (урф) , а также у многочисленных
народов, покоренных в результате арабских
завоеваний или же подвергшихся в более
позднее время влиянию мусульманского
права (араты) , в частности у народов, населяющих
нашу страну.
Фирманы,
кануны
И наконец, производным от шариата источником
мусульманского права были указы и распоряжения
халифов-фирманы. В последующем в других
мусульманских государствах с развитием
законодательной деятельности в качестве
источника права стали рассматриваться
и играть все возрастающую роль законы-
кануны. Фирманы и кануны тоже не должны
были противоречить принципам шариата
и дополняли его прежде всего нормами,
регламентирующими деятельность государственной
власти с населением. На этом вынужден
остановиться.
Итак, подводя итоги проделанной работы, хочу обобщить: подробно рассмотрен процесс возникновения и формирования ислама, уделено большое внимание отцу "религии покорных" пророку Мухаммаду, представлена общая характеристика шариата и рассмотрены основные его источники. В любом случае представляю то, что получилось.
И в конце опять вернусь к тому, с чего начинала работу- К пророку Мухаммаду. В предании о его ночной поездке в Иерусалим рассказывается между прочим, как в "доме поклонения" пророку после молитвы были предложены три чаши: одна с медом, другая с вином и третья с молоком, - и он выбрал из них последнюю.
Между языческой чувственностью (мед) и христианской духовностью (вино) ислам в самом деле есть здоровье и трезвое молоко: своими
общедоступными догматами и удобоисполнимыми заповедями он питает народы, призванные к историческому действию, но еще не постигшие высших идеалов человечества.
1. Религии мира. Энциклопедия. т. 6. Москва "Аванта +". 1996г.
2. Будда. Конфуций.
Магомед. Франциск Ассизский.
Савонарола. Библиографическая библиотека
3. История государства
и права зарубежных стран.
4. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Г. Ф. Ким. Москва. Наука. 1985.
5. Юридическая энциклопедия под ред. М. Ю. Тихомирова. М. 1997г.
Информация о работе Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники