Возникновение христианства

Автор: i***********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 21:46, реферат

Описание работы

Христианство возникло в греко-римском средиземноморском мире, когда он переживал эпоху религиозных брожений. Существовало множество культов, включая культ богов Рима и культы богов тех городов и стран, которые вошли в состав Римской империи. Особенно важное значение придавалось культу императора. Широкое распространение имели мистериальные культы, посвященные тем или иным греческим божествам. Все они были связаны с поклонением некоему богу, который был умерщвлен своими врагами, а затем восстал из мертвых. Обряды эти сохранялись в тайне от посторонних, посвященные же верили, что, совершая эти обряды, они соучаствуют в смерти бога и через его воскресение обретают бессмертие. Другая религиозная традиция, герметизм, обещала своим приверженцам освобождение от оков плоти и бессмертие.
Христианство отвергало почитание языческих богов и императора. Оно имело определенные черты сходства с мистериальными культами, но существенно отличалось от них — в частности, тем, что в нем почитался не мифический персонаж, а реальная историческая личность, чья жизнь и учение стали предметом почитания и веры. Христианское вероучение существенно отличалось и от того, что предлагали мистериальные культы. Христианство отчасти заимствовало свою терминологию из греческой философии, — прежде всего стоической, платонической и неоплатонической — однако его смысловое ядро — вера в то, что во Христе вечный Бог стал человеком, претерпел смерть на кресте, а затем воскрес из мертвых, — не имело ничего общего с любой из существовавших в то время философских систем.

Работа содержит 1 файл

Возникновение Христианства1.doc

— 46.50 Кб (Скачать)
 
 
 

Реферат по дисциплине «Религиеведение»

на  тему «Возникновение Христианства» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

Возникновение Христианства 
 

     Христианство возникло в греко-римском  средиземноморском мире, когда он  переживал эпоху религиозных  брожений. Существовало множество культов, включая культ богов Рима и культы богов тех городов и стран, которые вошли в состав Римской империи. Особенно важное значение придавалось культу императора. Широкое распространение имели мистериальные культы, посвященные тем или иным греческим божествам. Все они были связаны с поклонением некоему богу, который был умерщвлен своими врагами, а затем восстал из мертвых. Обряды эти сохранялись в тайне от посторонних, посвященные же верили, что, совершая эти обряды, они соучаствуют в смерти бога и через его воскресение обретают бессмертие. Другая религиозная традиция, герметизм, обещала своим приверженцам освобождение от оков плоти и бессмертие.

     Христианство отвергало почитание  языческих богов и императора. Оно имело определенные черты  сходства с мистериальными культами, но существенно отличалось от них — в частности, тем, что в нем почитался не мифический персонаж, а реальная историческая личность, чья жизнь и учение стали предметом почитания и веры. Христианское вероучение существенно отличалось и от того, что предлагали мистериальные культы. Христианство отчасти заимствовало свою терминологию из греческой философии, — прежде всего стоической, платонической и неоплатонической — однако его смысловое ядро — вера в то, что во Христе вечный Бог стал человеком, претерпел смерть на кресте, а затем воскрес из мертвых, — не имело ничего общего с любой из существовавших в то время философских систем.

     Христианство существенно отличалось  от других религий и от официальных  культов, поэтому его последователи столкнулись с постоянными гонениями со стороны основной массы населения и властей, поставивших христианство вне закона. Однако число христиан множилось, и императоры принимали решительные меры для того, чтобы заставить их отказаться от своей веры. На протяжении 3 в. два императора — Деций и его преемник Валериан — сделали все, чтобы навсегда покончить с христианством. В начале 4 века Диоклетиан возбудил самое широкое и самое жестокое из всех гонений на христиан.

     Однако за пять веков, последовавших  за распятием Иисуса Христа, подавляющее большинство населения Римской империи, включая императоров, становится христианским. В 312 году нашей эры император Константин Великий принял эту веру, его примеру последовали трое его сыновей, которые также стали императорами. Попытка племянника Константина, императора Юлиана (прозванного «Отступником»), возродить язычество (в 361-363 г.г.) провалилась. К концу 5 века христианство стало государственной религией Армении, христианские общины появились в Персидской империи, в Индии и у германских народов на северных рубежах Римской империи.

     В первом поколении христиан  было несколько выдающихся миссионеров,  самыми замечательными из которых  можно считать апостолов Павла  и Петра. Они и их менее  прославленные современники проповедовали христианство преимущественно среди грекоязычного населения империи. Из крупных городов вера распространялась в малые города, а оттуда — в сельскую местность.

     Среди причин, побудивших большинство  населения Римской империи принять  христианство, можно назвать следующие:

1) постепенное  разложение и упадок греко-римской  культуры;

2) принятие  христианской веры Константином  и его преемниками;

3) тот  факт, что в христианстве люди  всех классов и национальностей  принимались в единое, общее братство и что эта религия могла быть адаптирована к местным народным обычаям;

4) бескомпромиссная  приверженность церкви своим  убеждениям и высокие моральные  качества ее членов;

5) героизм  христианских мучеников.

     Христиане верили, что составляют единую вселенскую церковь. Она была организована по принципу «диоцезов» (термин, обозначавший территориальную единицу в составе империи), или «епархий» во главе с епископом. Особым почетом пользовались епископы Иерусалима, Александрии, Антиохии, Карфагена, Константинополя и Рима. Епископу Римскому как главе церкви имперской столицы отдавалось первенство перед другими епископами. Кроме того, согласно традиции, первым епископом Рима был апостол Петр, которого сам Христос поставил главой церкви. 

     По мере роста церковь вынуждена была заботиться о чистоте веры, воспринятой от апостолов. Христианству угрожала опасность утратить эту чистоту в ходе адаптации к тем или иным местным условиям. В 1 в. существовала опасность поглощения христианства иудаизмом. В предотвращении такого исхода главную роль сыграл Павел. Во 2 веке возникла серьезная опасность со стороны гностицизма. Под гностицизмом понимают целый ряд различающихся между собой религиозных и философских течений, распространившихся в Средиземноморье. Одной из главных особенностей гностицизма было резкое противопоставление духа как благого начала и материи, которая провозглашалась принципом зла. Одной из форм существования этой злой материи гностики считали человеческое тело. Они учили, что спасение состоит в освобождении от плоти и в погружении в область чистого духа. Некоторые гностики пытались найти в своих системах место и для Христа, однако при этом они отводили ему второстепенное место и отказывались признавать его историчность.

     Близким гностицизму было учение маркионитов, также игравшее видную роль в духовной жизни 2 века. Основным центром движения был Рим. Маркион, основатель движения, учил, что материальный мир, включая тела людей и животных, со всем присущим ему злом был сотворен неким злым богом. Этого бога Маркион отождествлял с Богом Ветхого Завета и еврейского народа. Маркион был убежден в существовании еще одного Бога, Бога Любви, которого люди не знали до тех пор, пока он не открыл себя во Христе. Подлинная «благая весть», согласно Маркиону, состояла в том, что Христос избавил людей от власти злого бога и указал им спасительный путь в царствие Бога Любви. Он считал Павла единственным из апостолов, правильно понявшим Христа и его благую весть. Маркион требовал от своих последователей строго воздерживаться от половых сношений, т. к. как именно это позволяет плоти, с ее пороками и недугами, продлевать свое существование. Секта Маркиона просуществовала, по крайней мере, до 5 века.

     Чтобы противостоять этим и другим сходным течениям, христианская церковь выработала три принципа, позволявшие обеспечить сохранение веры в ее изначальной чистоте. Во-первых, это была доктрина апостольского преемства, согласно которой апостолы усвоили Евангелие непосредственно от Христа, а затем, перед смертью, передали его — вместе со своим вероучительным авторитетом — епископам, избранным христианами местной церкви, а эти епископы, в свою очередь, передавали его своим преемникам. В связи с этим церковь должна была определить, какие именно линии епископства восходят непосредственно к святым апостолам. В частности, епископы Римские считались прямыми преемниками апостола Петра.

    Во-вторых, следовало четко определить круг писаний, в которых содержалось подлинное учение апостолов. Еще до конца 4 в. был выработан канон из 27 книг, составляющих Новый Завет. Основным критерием для включения той или иной книги в канон было авторство апостола либо лица, непосредственно связанного с одним из апостолов.

     В-третьих, вставала задача дать краткую и четкую формулу, которая выражала бы сущность христианской веры, в результате чего возникли символы веры, из которых наиболее распространенным был т.н. Апостольский символ веры. Название этого символа указывало не на то, что он был сформулирован самими апостолами, а на то, что в нем было кратко выражено основное содержание апостольского учения. За исключением двух или трех стихов, включенных в него позднее, этот символ существовал уже во второй половине 2 века. Концепция апостольского преемства епископов, новозаветный канон и Апостольский символ веры до сих пор остаются фундаментом, определяющим жизнь большинства христианских церквей.

     Мы живем в огромном прекрасном  мире. Мир — это Божия забота  об устройстве всего созданного, действие премудрой и всеблагой воли Божией. Сотворение мира имеет смысл, так как Бог разумен и мудр. Человек тоже наделен разумом, но возможность понять, для чего Господь задумал то или другое, для нас остается тайной, открывающейся нам отчасти, так как человеческие чувства и разум ограничены. Они развиваются по мере духовного роста человека.

     Бог дал нам эту землю со  всеми богатствами. Он поставил  человека хозяином над всеми  растениями и животными,  дал нам часть Своей власти. То, что происходит в душе человека, является источником, питающим мир. За то, что человек несет в мир — любовь или ненависть, — он должен нести ответственность, и при этом помнить, что все мы люди, животные, растения — связаны друг с другом и не можем жить друг без друга, не можем жить и без всего мироздания. Таким единым Бог создал наш мир. Бог сотворил мир так, что ничто в нем не мешает друг другу. Нам надо только хранить и умножать эту сотворенную Богом красоту мира и благодарить Бога за жизнь.

     В христианской вере Бог наделил нас разумом, бессмертной душой. Он дал каждому человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становится всё лучше, добрее и наследовать Царствие Божие. Но, поставленный над всем живым миром, человек не всегда совершает добрые дела: зло, зависть, жестокость приводят к войнам, гибели людей. Мир стал ареной борьбы между добром и злом. Всегда ли таким был мир Божий? Нет. Мир был сотворен Богом как Царство Божественной Любви, Свободы и Красоты, и сам человек был создан по образу и подобию Божьему.

Информация о работе Возникновение христианства