Возникновение буддизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:27, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основные положения философии буддизма, в частности четыре благородные истины и основные философские идеи. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть литературу по данной теме.
Разобрать четыре благородных истины буддизма.
Рассмотреть основные идеи философии буддизма и его философские школы.

Содержание

Введение 3
1.Возникновение буддизма 4
2.Учение Будды – четыре благородных истины. 5
2.1. Первая благородная истина — о наличии страданий 5
2.2. Вторая благородная истина — о причине страданий. Цепь из двенадцати звеньев. 5
2.3.Третья благородная истина— о прекращении страданий 6
2.4. Четвертая благородная истина — о пути к освобождению 8
3. Философский смысл этического учения Будды 10
3.1. Теория зависимого происхождения (обусловленного существования) вещей 10
3.2. Теория кармы 10
3.3. Учение о всеобщем изменении и непостоянстве 11
3.4. Теория несуществования души 11
4. Основные школы буддийской философии 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Философия буддизма.docx

— 36.22 Кб (Скачать)

Правильное направление  мысли. Необходимость постоянной бдительности — таково дальнейшее развитие того правила, согласно которому ищущий должен постоянно помнить о том, что  уже изучено. Он постоянно должен рассматривать тело — как тело, ощущение — как ощущение, ум —  как ум, душевное состояние —  как душевное состояние.

Правильное сосредоточение. Ищущий сосредоточивает свой чистый и успокоенный ум на осмыслении и  исследовании истин. На этой первой ступени  глубокого созерцания он наслаждается радостью чистого мышления и покоем отрешенности от земного.

Когда достигается такое  сосредоточение; то вера в четырехстороннюю истину рассеивает все сомнения, и  необходимость в рассуждениях и  исследованиях отпадает. Так возникает  вторая стадия сосредоточения, которая  представляет собой радость, покой  и внутреннее спокойствие, порожденные  усиленным невозмутимым размышлением. Это — стадия сознания, радости  и покоя. На следующей ступени  делается попытка перейти к состоянию  безразличия, то есть способности отрешиться даже от радости сосредоточения. Так возникает третья, более высокая ступень сосредоточения, когда ищущий испытывает совершенную невозмутимость и освобождается от ощущения телесности. Наконец, ищущий пытается избавиться даже от этого сознания освобождения и невозмутимости и от всех чувств радости и воодушевления, которые он ранее испытывал. Тем самым он поднимается на четвертую ступень сосредоточения— в состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения. Таким образом, он достигает желанной цели — прекращения всякого страдания. На этой ступени ищущий достигает архатства, или нирваны. Так наступают совершенная мудрость и совершенная праведность.

3. Философский смысл этического учения Будды

3.1. Теория зависимого происхождения (обусловленного существования) вещей

Существует спонтанный и  всеобщий закон причинности, который  обусловливает все явления духовного  и материального мира. Этот закон (дхарма или дхамма) действует стихийно, без помощи сознательного руководителя.

Согласно этому закону, возникновение одного частного явления (причина) сопровождается другим частным  явлением (следствие). «Имеется причина  — возникает и следствие». Существование  всего обусловлено, то есть имеет  свою причину. Ничто не происходит случайно, без причины. Эта теория носит  название теории зависимого происхождения.

3.2. Теория кармы

Вера в учение о карме, как это можно увидеть, является только одним из аспектов теории зависимого происхождения вещей. Это учение, как и теория кармы, рассматривает  данное бытие индивида как следствие  его прошлого, а его будущее  явится следствием его нынешнего  существования. Это было достаточно хорошо растолковано в связи с  объяснением происхождения страданий  в свете теории зависимого происхождения. Под законом кармы Будда понимает особое проявление более общего закона причинности.

3.3. Учение о всеобщем изменении и непостоянстве

Из доктрины зависимости  происхождения всего сущего вытекает также теория преходящей природы  вещей. Все вещи, неустанно учил Будда, подвержены изменению и разложению. Так как все сущее порождается  определенными условиями, оно ликвидируется  с исчезновением этих условий. Все, что имеет начало, имеет и конец.

О том, что все живое  и мир вещей преходящи, говорили многие поэты и философы. Будда  же логически обобщил эти взгляды  в доктрине непостоянства. Его последователи  развили ее дальше — в теорию моментальности, согласно которой все существующее не только обусловлено и поэтому непостоянно, но к тому же вещи неодинаковы даже в течение короткого периода времени, существуют как таковые в продолжение только одного неделимого момента времени.

3.4. Теория несуществования души

Закон изменяемости универсален: ни человек, ни какое-либо другое существо — одушевленное или неодушевленное — не исключаются, из сферы его  действия. В том числе и душа.

В соответствии со своей  теорией обусловленного существования  и всеобщей изменяемости Будда отрицает существование вечной и неизменяемой души. Отрицая целостность идентичной субстанции в человеке, Будда не отрицает целостности потока последовательных состояний, из которых образуется его жизнь. Жизнь — это непрерывный ряд состояний; каждое из них зависит от предшествующих условий и, в свою очередь, порождает следующее состояние. Целостность эволюции жизни основана, таким образом, на причинной связи, охватывающей все стадии ее развития. Таким образом, концепция души заменяется здесь концепцией непрерывного потока сознания. Поскольку данное состояние сознания получает в наследство свои характерные черты от предыдущего состояния, прошлое существует в настоящем. Память, таким образом, можно объяснить без допущения наличия души. Эта теория несуществования души играет весьма важную роль в понимании учения Будды.

4. Основные школы буддийской философии

Различные стороны философии  Будды создали предпосылки возникновения  различных направлений среди  его последователей. Нежелание Будды рассматривать метафизические вопросы, касающихся вещей, которые находятся вне пределов нашего опыта, и его молчание по этому поводу стали по-разному истолковываться его последователями. Одни истолковали его нежелание вдаваться в философские споры как проявление крайнего эмпиризма, который открыто признает неспособность ума решать неэмпирические вопросы. Такое объяснение взглядов Будды на метафизику дает повод считать его теорию скептицизмом. Другие, главным образом махаянисты, истолковывали эти взгляды Будды только как признание невозможности описания явлений опыта и реальности. Подтверждением этого последнего истолкования служит ряд фактов из жизни Будды и его учение. Обычные эмпирики полагают, что единственным источником нашего познания является чувственный опыт. Внечувственного опыта они не признают. Будда, однако, учил о возможности таких переживаний и такого сознания, которые не порождаются деятельностью чувств и достигаются только в состоянии нирваны. То огромное, высшее значение, которое Будда придавал внечувственному сознанию, подтверждает предположения его последователей о том, что он рассматривал внеэмпирическое знание как высшую реальность.

Таким образом, буддизм, который  первоначально был религиозно-этическим  движением, породил около 30 философских  школ, не считая второстепенных. Часть этих школ, забыв предостережения своего основателя, погрузилась в глубокие воды метафизики. Из этого большого количества школ буддийской философии мы отметим четыре наиболее известные: 1) нигилистов, 2) субъективных идеалистов, 3) критических реалистов, или представителей теории образа, и 4) непосредственных реалистов. Первые две школы принадлежат к махаяне, последние две - к хинаяне. Следует, однако, отметить, что в состав махаяны и хинаяны входит еще множество других школ.

Разногласия в четырех  упомянутых школах буддийской философии  сосредоточены вокруг двух главных  вопросов: 1) метафизического — о  реальности внешнего мира и 2) теоретико-познавательного  — о познаваемости реальности. На метафизический вопрос: «Существует  ли вообще какая-либо реальность —  духовная или недуховная?» — дается три различных ответа:

а) мадхьямики отрицают существование какой-либо реальности, духовной или недуховной; по их мнению, все представляет собой пустоту (шунья); поэтому их обыкновенно называют нигилистами;

б) йогачары утверждают, что  существует только духовное; материальный же мир, то есть недуховное, не существует — он «пуст».

в) третья группа буддийских философов утверждает, что и духовное и недуховное реально существуют. Эти философы могут быть поэтому  названы реалистами.

Но когда ставится теоретико-познавательный вопрос: как постигается существование  внешней реальности, то третья группа мыслителей, признающих внешнюю реальность, дает на него два различных ответа. Те, кто именуется саутрантиками, утверждают, что внешние объекты  не воспринимаются, а познаются посредством  умозаключения. Другие, известные под  названием вайбхашиков, считают, что  внешний мир воспринимается непосредственно.

 

Заключение

Мы рассмотрели основные идеи философии буддизма. Мы исследовали возникновение буддизма, его четыре благородные истины, основные философские идеи и философские школы. И в результате пришли к выводу, что Буддизм оказал огромное влияние не только на культуру Востока, но и на культуру вообще.

Большое число людей принимает  буддизм как основное вероисповедание, и тенденции роста данной религии  по народонаселению имеют прогрессирующий характер. Более того буддизм можно назвать не только межгосударственной религией, но и межнациональной, то есть она предполагает не только объединение народа в одном государстве, но и объединение нации, что очень актуально на современном этапе. Буддизм живая и жизнеспособная религия.

Философия Будды чрезвычайно  интересна. Учение Будды, как учение истины, покрывало все бывшие до него великие учения, и потому, подчеркивая  их истинность, оно изгоняло отрицание. Изгоняя отрицание, учение никого не порабощало. Осознание великого принципа общины открывало все пути. Оно  привнесло в духовные искания  акцент на самостоятельную волю, опору  на себя, а не на жрецов, не на обряды. Опора на самого себя в обращенности внутрь, опора на внутреннюю этику  является основой спасения в этом учении.

 

Список  литературы

 

  1. С. Радхакришнан. “Индийская философия” т. I, М.: Изд. Мир, 1993г. -565с.
  2. C. Чаттерджии, Д. Датта. “Введение в индийскую философию”, М.: Изд. Учебная литература, 2000г. -133с.
  3. С. Радхахришнан. “Индийская философия”, т. I, М.: Изд. Учебная литература, 1999г. -565с.

 


Информация о работе Возникновение буддизма