Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:54, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие темы «восточные и западные религии: сходства и различия» и ее изучение, исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- Рассказать о особенностях религиозного мышления востока и запада;
- Исследовать различия между восточной и западной религией;
- Исследовать сходства между восточной и западной религией;
- Рассмотреть сравнение иудаизма, христианства и ислама.
Введение 3
1. Особенности религиозного мышления Востока и Запада 5
2. Различия между восточной и западной религией 9
3. Сходства между восточной и западной религией 13
4. Сравнение иудаизма, христианства и ислама 15
Заключение 17
Список используемой литературы 19
Восточные и Западные религии: сходства и различия
Содержание
Введение
Слово "религия" встречается очень часто в обыденной речи, в научных текстах, в публицистике, художественной литературе. Это - совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога. Человеческая мысль с давних пор стремится понять феномен религии, его природу, значение, и сущность.
Актуальность. В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям. Сегодня важно признать, что религия в истории народов мира занимает важное место и это не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов. С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носила религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: иконопись, архитектура, скульптура, живопись и т.д.
В данной работе идет сравнение восточной и западной религии по многим пунктам веры. К восточным религиям мы относим индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм. К западным - иудаизм, зороастризм, христианство и ислам. С первого же взгляда можно заметить, что самое главное различие между восточными и западными религиями - в том, что восточные монистичны и интроспективны, а западные дуалистичны и экстравертивны. Восточный ум имеет тенденцию видеть Бога повсюду и во всем, а следовательно, рассматривать все вещи как священные. Для западного же ума это ересь - верить, что Бог пронизывает все вещи. Такой ум делает твердое различие между сакральным и профаническим. Восточное мировоззрение основывается на понятиях кармы, реинкарнации и освобождения, западное же постулирует единственную жизнь души, за которой следует награда или наказание.
Целью данной работы является раскрытие темы «восточные и западные религии: сходства и различия» и ее изучение, исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
-
Рассказать о особенностях
- Исследовать различия между восточной и западной религией;
- Исследовать сходства между восточной и западной религией;
- Рассмотреть сравнение иудаизма, христианства и ислама.
Степень изученности. Особый клад в исследование темы вложили такие ученые и историки как: Антонов Ж., Григоренко А. Ю., Марджори и Чарльз Квеннелл, Павловский В. П. и Чубарьян А.
Структура данной работы состоит из: введения, 4 глав, заключения и списка литературы.
Английский поэт Киплинг начал свою поэму словами: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, пока не предстанет небо с землей на Страшный Господень Суд». Здесь под Востоком и Западом мы должны подразумевать не части света, которые разделены географически Уральским и Кавказским хребтами. Скорее, под Востоком нужно понимать тот обширный регион, который занимала некогда восточная часть Римской империи, а затем – Византия и страны Ближнего Востока (сюда же можно включить и Египет и Эфиопию), а под Западом – державы западноевропейские и вообще все государства западноевропейской культуры1.
Святые Отцы образно говорили: «Свет воссиял с Востока»; Восток символически означал Рай, Эдем, страну вечного Божественного Света.
Запад молод в культурно-историческом отношении, Запад юн. Восток стар. Запад деятелен. Восток созерцателен. Запад – весь в эмоциях, весь в движении, весь в динамике. Восток же углублен в себя, он как бы не отрывает взгляда от сокровищ, которыми обладает. Запад – в порыве, в поиске, в дерзновении. Восток же хранит. Запад мечтает и грезит. Восток ищет везде вечные идеи под покровом видимого. Запад одевает своих святых в белоснежные одеяния, увенчивает их головы венками из роз, а Восток видит святость одинаково и под рубищем, и под золотом, не делает атрибутом святых ни лохмотья нищего, ни власяницу монаха, ни пурпур царей, он как бы проходит мимо внешнего.
Запад посылает полки крестоносцев для освобождения Гроба Господня. Восток посылает монахов в пустыни Египта и обители Афона. Запад обнажает меч против врагов веры. Восток дает духовных воинов для невидимой борьбы с демонами. Запад, чтобы подавить зло, создает такие институты, как инквизиция, а Восток – великие философские системы.
Вершина западного богословия – это блаженный Августин, блестящий поэт и мыслитель; но он насквозь психологичен. Восточные богословы: святители Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский – мистичны. Августин, его школа гениально показали человека в его падениях и муках искания, а восточные богословы показали человека в его преображении. Запад устами своих святых воспел величественный гимн Богу; Восток в таинственном безмолвии созерцал Бога. Запад тянулся к лазурным небесам, а Восток искал встречи с Богом в глубинах сердца.
Западные подвижники старались внешне подражать Христу; восточные считали, что есть только один путь подражания Христу – через стяжание благодати Святаго Духа: человек, стяжавший Духа Святаго, только по благодати, невидимо, уподобляется Христу. Западные подвижники с песнями на устах шли на Голгофу; восточные – самую жизнь свою делали невидимой для мира голгофой.
Некоторые из западных подвижников представляли себе образ Христа визуально так ярко, что отождествляли себя с Ним; на руках и ступнях ног у них появлялись раны, из которых сочилась кровь. Стигмация почиталась у католиков признаком святости. А святые подвижники Востока старались узреть только одно – море своих грехов, считая страшной гордыней сравнивать себя со Христом2.
Запад походил на юного воина, обнажившего свой меч, Восток – на старца, убеленного сединами мудрости. Запад хотел Царство Небесное низвести на землю, построить рай на земле, земными же средствами. Восток всегда платил дань – кесарево кесарю – и готовил путь в Царство Небесное в сердце человека, переход в Царство не земное, а вечное.
Для Запада ареной борьбы со злом была земля, эта временная – со всеми ее событиями и перипетиями – жизнь, а для Востока – человеческое сердце, которое он видел более глубоким, чем весь видимый мир.
Запад деятелен, но вся его деятельность обращена вовне. Восток обратил динамику духа внутрь себя. Западная цивилизация – это как бы широкая волна света, но света рассеянного, света, преломленного через земные призмы различных цветов. А Восток – концентрация света в одной точке, и потому этот свет имеет особую силу превращаться в пламень. Запад любил землю, и на небе он видел земное. Восток любил небо и в земном усматривал символы небесного; во временном искал образы вечности.
Уже третий епископ Рима – святой Климент, преемник святого апостола Петра, сравнивал Церковь с армией и призывал христиан к строгой дисциплине, чтобы эта армия была победоносной. А на Востоке Отцы говорили: «Победи самого себя – вот высшая из побед». Аскетическое учение восточных Отцов и есть стратегия этой духовной борьбы – борьбы с демонами, с собственными страстями. Для победы армии необходима централизация управления, необходима крепкая власть и безусловное подчинение, поэтому Запад создал церковную структуру, подобную монархии. Для борьбы с исконным врагом рода человеческого Восток искал другую силу – это сила смирения, в котором проявляется истинная мощь духа.
Запад ориентирован на внешнее могущество: за счет внешних средств он создавал различные организации, оказывал влияние на культуру, везде искал союзников – в мире искусства, в литературе, в политике, в социологии. А Восток говорил: «Истинное добро можно творить только в благодати Божией» и потому всегда отвергал сомнительных союзников; внешне казался беднее, беспомощнее, слабее Запада, однако не искал ни силы, ни могущества мира, а искал Христа, Который победил этот мир.
Аскетизм Запада наполняет души подвижников восторгом и восхищением, аскетизм Востока – покаянием. Запад в красоте мира желает созерцать красоту Бога. Для Востока Бог прежде всего Неизречен, Непознаваем и Неизглаголан. Бог для Востока не подобен никому и ничему из Своего творения, Он – вечная тайна. Западный подвижник хочет обнять Бога, а восточный об одном умоляет и ищет только одного – прощения грехов; искание в молитве каких-либо высоких состояний – это для него уже греховное поползновение3.
Западный подвижник видит свет, который нисходит на него извне (это видения Франциска Ассизского и других), а восточный – Свет, озаряющий его сердце изнутри; при этом он трепещет перед милостью Божией, как недостойный ее.
Западные подвижники, демонстрируя (!) покаяние, ходили по городам группами, целыми обществами, которые назывались «кающимися»; на площадях и улицах они сбрасывали с себя одежду и секли, били себя веревками и ремнями до крови при огромном стечении народа, и экзальтированная толпа прославляла их как великих угодников Божиих, как героев веры. Восточные – в безмолвии пустынь приносили покаяние, невидимое миру; однажды некто из великих египетских Отцов громко вздохнул в храме во время молитвы, но тут же спохватился и, обратившись к стоящим рядом инокам, сказал: «Простите меня, братия, – я еще не монах» – потому что покаяние, как и все добродетели, должно быть тайным.
Западные же монахи служат людям и миру. На протяжении многих лет «госпитальеры» ухаживали за странниками, монахи ордена Франциска, «францисканцы», воспитывали детей. Иезуиты занимались политикой, обучением юношества и тому подобным.
Однажды
у католических монахов спросили,
читают ли они аскетическую литературу.
Те удивились и отвечали, что у
них подобными книгами
О творении
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вселенная существует в бесконечных циклах творения, сохранения и разрушения. Не бывает абсолютного конца мира, нет двойственности Бога и мира - они едины.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Мир был создан Богом и когда-то в будущем будет Им навсегда разрушен. Бог отличен от мира и управляет им свыше. Подчеркивается двойственная природа мира4.
Об истинном Боге
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Есть лишь один истинный и абсолютный Бог. Все религии говорят о Нем. Всем душам суждено получить милость Бога, который проводит их через различный опыт на многих путях в соответствии с их пониманием, темпераментом и зрелостью. Бог есть чистая Любовь и Сознание.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Есть лишь один истинный Бог и одна истинная религия. Принимающие ее будут наслаждаться милостью Бога; все остальные, если только они не раскаются и не придут к моему Богу, будут вечно страдать в аду. Бог - не только любящий, но и гневный5.
О доказательствах
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Доказательство существования и любви Бога можно найти в прямом союзе или единении с Ним. Косвенными доказательствами являются просветленные гуру, богореализованные люди, которые были во все эпохи, а также откровенные писания, которые они приносили нам в каждую эпоху.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Доказательство Божьей любви и обещание человеку - в личности Его пророка и в Его неизменном и уникальном откровенном писании.
О личном переживании Бога
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Личное, внутреннее, мистическое переживание Бога - это основное содержание религии. Человек может и в конечном счете должен познать Бога в земной жизни. Восток ориентирован индивидуально и интроспективен.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Со стороны человека очень самонадеянно искать личного познания Бога. Суть религии - не в опыте, но в вере и добродетельной жизни. Запад социально ориентирован и экстравертирован6.
О пути к Богу и о Божественном Суде
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Человек свободен выбирать для себя форму поклонения Богу, ибо все пути в конечном счете ведут к Нему. Грех присущ только уму, а не душе, ибо она чиста. Не будет никогда никакого Судного Дня, ибо Бог не судит и не наказывает. Он любовно ведет все души назад, к Нему.
Информация о работе Восточные и Западные религии: сходства и различия